Понятно, что в день Кирилла и Мефодия (в миру Константин и Михаил) вряд ли стоило ожидать состязания между научным методом и символами веры. С другой стороны, возможно, Саралидзе имел в виду, что все в нашей жизни идет по Божьему промыслу и с Божьей помощью, в том числе и наука.
...Как бы то ни было, когда в большую поточную аудиторию входили митрополит Евлогий и ректор ВлГУ Анзор Саралидзе в компании духовных и светских сопровождающих, их встречали стоя под довольно ладное исполнение «Отче наш». Православные активисты и семинаристы истово крестились. Митрополит поздравил всех участников с Пасхой и прочел традиционный праздничный тропарь.
Музыкальное сопровождение доверили, правда, не церковному хору, а струнному квартету Института искусств и художественного образования ВлГУ, который хоть и выглядел по-западному, играл-то патриотическую вещь Глазунова на общеславянскую тему.
Кстати, праздник славянской письменности и культуры начинался еще тогда, когда студенты (в том числе и Саралидзе) учили и сдавали научный атеизм. Но вот откуда-то была транслирована иная трактовка роли религии в обществе, и вот уже ректор ВлГУ называет храм Кирилла и Мефодия при университете «нашей аудиторией № 1», а митрополита Евлогия ‑ «нашим профессором № 1».
При этом традиции университетской жизни в России велят вузу быть светским, вольным и пытливым в познании мира - что невозможно без здорового скепсиса и основного научного метода, эксперимента. Scientia potentia est, знание - сила. Для веры есть храмы, и в храмах никто не преподает квантовую механику...
...Международный статус конференции обозначили гости из стран бывшего СССР, Болгарии, а также православный немец - профессор университета Эрлангена-Нюрнберга Карл-Христиан Фельми. Но с деловой части большинство почетных гостей, включая митрополита, ушли. Право, зря. Им было бы что послушать. Например, доклады главного редактора альманаха «Дары» Сергея Чапнина и искусствоведа проректора Библейско-богословского института Святого апостола Андрея Ирины Языковой. Оба озабочены оттоком паствы из православных храмов. Среди причин - неумение (исключения редки) церкви рассказывать о православии понятным прежде всего для молодежи языком. А ведь православие-то - религия прозелитистов!..
Языкова к тому же откровенно рассуждала о «качестве веры» россиян. По опросам, более половины людей, считающих себя православными, слабо представляют себе, о чем рассказывает Библия. А более 10 процентов «православных» вообще не посещают храмы. Но и те, кто туда ходит, часто идут с «потребительскими» целями, как в супермаркет или дом быта: просят о конкретных Божьих «бонусах» для себя и своих семей. Иконы из святых образов превращаются в растиражированные типовые образки. И чем больше позолоты, тем лучше. Но принцип «шик, блеск, красота», вся эта показная тщета дискредитирует смысл христианского слова. Вот такие мысли звучали из уст проректора Библейско-богословского института.
А еще Языкова отметила, что мы одновременно - и официально - воздаем почет «и жертвам, и палачам». И православным мученикам, и пламенным большевикам, которые их репрессировали. А это означает, что у нас нет устойчивых нравственных ориентиров.
Слыша все это, я радовался, что пока еще в светском вузе - и даже в Дни славянской письменности и культуры - есть место для острых и сложных дискуссий, в том числе о месте и роли церкви в нашей жизни, в науке, в образовании. Так что слова Саралидзе о храме как вузовской аудитории номер один спишем на дань уважения высоким духовным гостям - с надеждой, что в
ВлГУ не будут заставлять насильно молиться Богу и загонять студентов в храм, как когда-то на демонстрацию 7 ноября...