20 июля 2016 в 18:11

Как живете, «малыши»?

Сегодня малый и средний бизнес Владимирской области ‑ это 58 тысяч субъектов предпринимательства и 30 процентов оборота всех организаций региона. По итогам первого квартала 2016 года оборот малых и средних предприятий (МСП) вырос на 6 процентов и составил 45 млрд рублей. При этом в структуре МСП на лидирующие позиции вышла обрабатывающая промышленность.

Реванш производителей

С началом «санкционной войны», падением курса рубля и покупательной способности населения малому предпринимательству предсказывали незавидное будущее. Стереотипы мышления прочно связывали малый бизнес с торговлей и сферой услуг, для которой развитие напрямую зависит от роста платежеспособности граждан. Однако, несмотря на то, что потребительский сектор экономики переживает не самые лучшие времена, статистика показывает, что в целом МСП чувствуют себя достаточно уверенно: вырос не только оборот, но и объемы инвестиций - до 1,8 млрд рублей, а это 17,3 процента от общего объема инвестиций региона-33.

Оказалось, что структурная перестройка национальной экономики, о необходимости которой говорили эксперты, в этом сегменте предпринимательства уже идет полным ходом. Среди малых предприятий Владимирской области около 40 процентов задействовано в производстве, для среднего бизнеса этот показатель еще выше ‑ 56 процентов. Потребительский сектор отошел на вторые роли и занимает около 30 процентов в структуре МСП.

- По обороту малых предприятий обрабатывающих производств Владимирская область находится на 4-м месте в ЦФО, после Москвы, Московской и Воронежской областей, - прокомментировал директор департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Ренат Чагаев.

Мода для всех

Одно из предприятий, внесших свой вклад в формирование позитивной статистики, - ООО «Ажур». Сегодня на предприятии работает 25 человек, цех пошива оптовых партий одежды работает в две смены, отшивая 8 тысяч изделий ежемесячно. В мае открыли цех индпошива, осенью планируется запустить еще один цех, оборудование для него уже закуплено. На настоящий момент в производство инвестировано около 2 млн рублей.

Успехи предприятия заместитель гендиректора Елена Лапшина объясняет грамотным бизнес-планом.

- С 2014 года мы являемся резидентом областного «бизнес-инкубатора», где в рамках государственной поддержки нам помогли разработать бизнес-план развития производства, провели маркетинговые исследования. Причем для нас все это обходится бесплатно, - рассказывает Лапшина. - Сейчас мы еще подали заявку на получение гранта и на компенсацию части затрат по модернизации производства.

При содействии департамента развития предпринимательства и ГАУ Владимирской области «Бизнес-инкубатор» компания реализует проект по производству одежды для инвалидов.

- Это огромная проблема. Инвалидам нужна комфортная и удобная в использовании одежда, с целым комплексом специфических свойств, отсюда и особый подход к ее конструированию. И в то же время она должна быть красивой, модной, чтобы внешний облик человека с инвалидностью не был барьером к его социализации, - считает Лапшина.

Технологические проблемы владимирские швейники решили. Вот если бы пошли заказы от социальных учреждений, специализирующихся на реабилитации инвалидов, то и предприятие увеличило бы объемы производства и инвалиды получили продукцию, позволившую улучшить качество их жизни.

Бросают вызов «монстрам»

Еще один пример успешного развития бизнеса в условиях нынешнего кризиса ‑ ООО «НПФ «Адгезив». Продукция закупается более чем 1000 предприятиями в РФ и странах СНГ.

- Наша продукция используется в любом виде машиностроения, она летает в космос и опускается на морское дно. С помощью наших материалов строились Храм Христа Спасителя в Москве и Мечеть Кул-Шариф в Казани, - с гордостью отмечает директор предприятия Елена Борисова.

Новейшая разработка компании ‑ однокомпонентный гибридный герметик, сочетающий преимущества полиуретанов и силиконов. Рецептура и технология ‑ собственные, разработаны учеными и технологами предприятия. «Адгезив» - первое и единственное в стране предприятие, наладившее выпуск герметика такого класса. Конкурировать за рынок им приходится с крупными химкорпорациями.

Региональный центр инжиниринга (структура областного «Бизнес-инкубатора») помог предприятию разработать инвестплан, провести технический, технологический и финансовый аудиты, сертифицировать продукцию. Кроме этого государственная поддержка оказывалась в виде субсидий на модернизацию производства и субсидий по договорам лизинга, сумма субсидий ‑ почти 3,3 млн рублей. С участием государства приобретено производственное и лабораторное оборудование.

С курсом на новую индустриализацию, уверена Борисова, рынок герметиков в РФ будет только расти. Сегодня небольшое предприятие из Владимира занимает четверть российского рынка строительных герметиков и 3 процента рынка промышленных герметиков. При этом каждый четвертый трансформатор в России выпущен с использованием владимирских герметиков. В планах предприятия довести присутствие на этом рынке до 10 процентов.

За честную конкуренцию

Государственная помощь МСП выражается не только в «живых» деньгах, о которых, конечно, мечтает каждый предприниматель.

- В прошлом году, когда встал вопрос об оптимизации расходов, мы решили отказаться от арендуемых площадей и разместить все производство на собственной территории, - рассказывает гендиректор ООО «Бриз-Кама» Ирина Аксенова. - Но как смонтировать оборудование с соблюдением всех норм и требований на ограниченной площади? Нужен проект. Мы обратились за поддержкой в региональный центр инжиниринга. Мы не получили «живых» денег, но за этот проект нам все равно пришлось бы платить. А так за эту работу частично заплатило государство.

Проблема контрафакта и честной конкуренции волнует МСП не меньше, чем недостаток средств на развитие или налогообложение.

- В тендерных условиях закупщики указывают обязательное наличие металлической коробки для фильтра. Нигде в мире эти коробки из металла уже не делают - прошлый век. И мы не делаем, но в конкурсах участвовать из-за этого не можем. Приходится идти путем расширения ассортимента, - говорит технический директор компании Александр Павлов. - Так как мы очень серьезно относимся к безопасности потребителей, то это влечет за собой приобретение не только нового производственного оборудования, но и испытательных комплексов для лаборатории, то есть доля затрат на единицу продукции получается довольно высокой. При честной конкуренции соотношение было бы иным.

Кстати, в лаборатории «Бриз-Камы» испытали купленные в магазине каски (причем сертификаты на эту продукцию у продавцов были). Результаты удручающие. Испытаний эта продукция не выдержала: 80 процентов касок не соответствует требованиям безопасности.

Без четкой позиции государства, считают предприниматели, ситуацию с контрафактом и недобросовестной конкуренцией не решить. Впрочем, не будь реальной поддержки у производственников на региональном уровне, проблем было бы намного больше.

В этом году общая сумма бюджетного финансирования мероприятий поддержки МСП составляет 124,3 млн рублей. Это и субсидирование, и гранты, и различного рода инфраструктурная поддержка ‑ консалтинг, предоставление гарантий, обучение. Прямо сейчас (до 8 августа) ведется прием заявок на участие в конкурсе по субсидиям на компенсацию затрат по модернизации производства и прием заявок на субсидии по лизингу, а также конкурс на грантовую поддержку.

Екатерина Носова.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
18 минут назад В Петушинском районе производственники нанесли ущерб лесному фонду на 36 млн рублей
Прокуратура Владимирской области сообщает об итогах совместных проверочных мероприятий, в которых были задействованы специалисты регионального Минприродыв, а также ГКУ ВО «Заречное лесничество», филиала ФБУ «Рослесозащит…
час назад Ковровские спасатели ликвидировали последствия ЧП в Федоровском храме
На странице Михаила Быкова ВК появился пост о необычном выезде. 25 марта специалисты поисково-спасательного отряда города выезжали к церкви, чтобы разобрать падающую конструкцию.