От Чехова в трактовке антрепризы Алексея Кирющенко (более известного как режиссер сериалов «Моя прекрасная няня» и «Кто в доме хозяин») остались, как говорится, рожки да ножки. Но было смешно, хотя высоколобая публика, ориентированная на высокое искусство, вряд ли признается, что хохотала над шутками про кал и скабрезными намеками на сексуальный контакт чувственных помещиков. Помещиков не очень умных, не очень образованных, но очень пьющих и желающих наладить «нормальную половую жизнь» (это, кстати, цитата из второго акта).
Итак, о чем спектакль и каким невероятным образом он относится к Антону Павловичу? Относится литературной основой. Кирющенко взял два произведения Чехова - «Медведь» и «Предложение» и творчески «переработал». В первом отделении зритель понаблюдал за жизнью молодой вдовы Поповой (Мария Аронова), несколько месяцев назад похоронившей неверного мужа. Дамочка оделась в черное, у нее - траур. Старый слуга-пошляк Лука постоянно намекает хозяйке, что пора бы и честь знать с трауром, а вернее честь отдать в ближайшем гарнизоне любому из подвернувшихся господ-офицеров. Слугу, кстати, не очень убедительно играет Шакуров. Почему неубедительно? Пластика подкачала. Вроде бы не молод сам актер, а вот до органичной стариковской походки ему далеко.
Через непродолжительное время на сцене появляется помещик-кредитор Смирнов (Михаил Полицеймако) - он приехал за долгом покойного мужа гражданки Поповой. Дальнейшее действо строится на их диалогах и предсказуемо заканчивается падением Елены Ивановны в объятия Григория Степановича.
Центральной темой второй части «Маленьких комедий» также станет любовь, а вернее, сватовство 35-летнего Ивана Васильевича Ломова к 25-летней Наталье Степановне Чубуковой. Комедия положений: она не знает, что он приехал свататься, он недоумевает, отчего дама так себя ведет. Желаемый обоими момент внезапно оборачивается настоящим кошмаром. Далее споры - о Воловьих лужках и охотничьих собаках. Все, как у классика. В фабуле, но начинка совсем иная: режиссер, умело используя комедийное дарование исполнителей, переводит нас в театр абсурда, в гротеск, в декамеронство и пантагрюэльство. Природа низкого правит бал. Низкого, отметим, это вовсе не ругательство, а лишь очередное подтверждение многоликости человеческой породы, где нашлось место не только подвигу и высокой любви, но и низменным желаниям.
Премьера спектакля «Маленькие комедии» несколько лет назад прошла с большим успехом на сцене филармонии. Вчера успех повторился: публика ржала и хлопала. Думаете, это плохо? Думаете, это падение нравов и дурновкусие? Возможно, но было смешно, и фееричная Аронова не обманула ожиданий своих поклонников, и Полицеймако был хорош, и на Сергея Каюмовича Шакурова «живьем» посмотреть стоило (какой у него голос!). Легкий вечер в театральной обстановке для тех, кому больше восемнадцати. А забрасывать актеров обвинениями, что, дескать, скатились до низкопробной антрепризы, не стоит - они узники Мельпомены, они так деньги зарабатывают. И потом - было очень смешно.