Наш плюс
Много раз сказано - Владимирская область не имеет ни нефти, ни газа. Это не счастье и не несчастье, это данность. Да, возможно, с газом мы были бы богаче. Но зато если нет природной ренты, то нет и соблазна почивать на лаврах. Приходится «крутиться»: думать, внедрять, заниматься инновациями.
Владимирская область - «обрабатывающий» регион. В общероссийском росте «обработки» есть и наш существенный вклад. Годовой плюс по сбору налога на прибыль предприятий в области составил 25 процентов, дойдя до 12,2 миллиарда рублей. Критикам, утверждающим, что «все пропало», на заметку - загибающиеся предприятия рост прибылей в отчетностях не показывают. Как и не наращивают потребление электроэнергии, газа и воды - а у нас в области их производство и распределение выросло почти на 9 процентов.
Итак, по данным Росстата, в стране лучшие темпы роста в сравнении с 2015 годом демонстрировали производители металлорежущих станков (111,2 процента), тракторов (116,1 процента), приборов для автоматического регулирования (108,5 процента), грузовых вагонов (128,8 процента) и бетономешалок (122,5 процента).
Во Владимирской области спектр плюсовавших подотраслей гораздо шире. Лучшие темпы - у пищепрома (108,6), у производителей стекла и изделий из него (120,3), резиновых и пластмассовых изделий (110,1), готовых металлических изделий (113,9), машин и оборудования (113,5), электронного и оптического оборудования (109), транспортных средств и оборудования (122,4).
В целом, по данным Владимирстата, объем отгруженных товаров обрабатывающих производств области за год вырос более чем на 9 процентов (в целом это, без малого 398 миллиардов).
Еда, я люблю тебя!
Когда-то наш регион с точки зрения товаров народного потребления был текстильным. Но легпром после перестройки и развала СССР оказался в крутом пике. Понятно, что была необходима промышленная переориентация, пусть на нее потребовались долгие годы. Да и давалась она нелегко.
Но зато теперь у нас весьма дифференцированная экономика: от оборонки до лекарств.
Однако более половины сегодняшней владимирской промышленности составляет пищепром. И это очень удачно, поскольку спрос на еду устойчив и вечен.
Губернатор Светлана Орлова права: основными продуктами питания (овощами, молочкой, мясными продуктами) регион-33 обеспечивает себя уже сейчас. Но этого мало, опять же справедливо говорит Орлова и настраивает владимирских производителей на завоевание российского и мирового рынков.
Владимирцы уже научились производить качественную и отлично упакованную еду на уровне мировых стандартов. Теперь важно выиграть в ценах. А себестоимость всегда ниже у того, кто производит наибольшие объемы. Кое-что у владимирских пищевиков уже получается, о чем наглядно говорят результаты прошлого года. Например, владимирские производители мяса и мясопродуктов нарастили объемы на 12,5 процента. Молока - на 15,4%, сливочного масла ‑ на 26%, творога ‑ на 7,5%. Не хуже дела в «кондитерке» (рост на 19,4%), у производителей напитков (на 25,2%) и макарон (на 36%).
Эмбарго строить и жить помогает
В последние два года мы все регулярно слышим: в кризис внутренний потребительский спрос падает. Он действительно упал. С ростом цен, со слабым рублем мы все стали экономить (хотя, например, инфляция в прошлом году была рекордно низкой). Но, с одной стороны, наша экономия коснулась прежде всего категории продуктов «люкс», с другой - импорта.
Управляющий Владимирским хлебокомбинатом Алексей Лялин подтверждает: комбинат в прошлом году выпустил 48 тысяч тонн продукции и внедрил в ассортимент 37 новинок. Инвестициями компания занялась задолго до объявленного курса на импортозамещение. Сейчас у него в реализации ‑ в придачу к флагманскому заводу во Владимире - проекты строительства мелькомбината в Юрьев-Польском и второй площадки по выпуску снэков в Хрястово Собинского района. Рост пищепрома Лялин объясняет прежде всего санкциями и контрсанкциями:
- У нас появилось время, за которое мы научились выпускать сложные продукты. Например, у молочников это сыры, йогурты и т.п. Огромный сдвиг произошел в мясоперерабатывающей промышленности. Она теперь выпускает все, что раньше ввозили почти исключительно из-за рубежа. Так что спасибо санкциям и нашим ответным контрсанкциям. Российским и владимирским пищевикам была жизненно нужна эта фора.
А как же конкуренция? Конечно, без конкуренции со стороны импорта легче развиваться. Лялин не согласен:
- Нет, нелегко. Но дело в другом. Наша «пищевка» оказалась в нокауте, когда мы открыли рынки. Мы не были готовы к равной конкурентной борьбе с импортом, потому что вышли из СССР со всеми атрибутами технологической отсталости. Кроме того, вспомните 90-е... Банки не давали денег промышленности вообще. Не на что было модернизироваться. Каждый боролся за выживание как мог. В итоге, к началу нулевых «пищевка» стала предлагать что-то интересное, но торговые сети уже плотно «подсели» на импорт. И как едва дышавшие российские компании могли тягаться с транснациональными конкурентами с их гигантскими объемами, с их возможностью демпинга, с их огромными бюджетами на рекламу? Мы-то всего этого не могли себе позволить. Поэтому я и говорю: нам была нужна фора. Мы понимаем: санкции и контрсанкции не вечны. Но еще года полтора такой ситуации нам бы очень помогли.
Представитель машиностроения гендиректор ВЭМЗа Алексей Русаковский с «пищевым» коллегой согласен:
- Производителям действительно объективно нужна была передышка в начале открытия нашего рынка. Но такой передышки нам не дали. А это все равно что ребенка выпустить на один старт с олимпийским чемпионом. У ребенка нет шансов выиграть забег, пока он не вырастет и несколько лет как следует не потренируется. Санкции дали многим предприятиям с адекватным менеджментом возможность нарастить если не мускулы, то хоть какие-то мышцы. А с этим уже можно работать.
У ВЭМЗа по объемам производства плюс по прошлому году составил 6 процентов. Русаковский озвучивает свое видение трех основных факторов роста обрабатывающей промышленности. Первый: сработала программа импортозамещения, благодаря которой многие комплектующие стало выгоднее покупать внутри России. Второй: это госкорпорации, для сотрудничества с которыми владимирских заводов, в частности, так много сделала Светлана Орлова. Они стали дотошнее считать свои расходы и охотнее соглашаются теперь на альтернативные поставки от отечественных поставщиков, потому что наш товар не хуже импортного, зато дешевле. Третий фактор Русаковского стоит дословного цитирования:
- Многие руководители стали правильно «включать голову» и думать не о кооперации с миром, а о развитии родной промышленности. Они поняли, что без нормальной поддержки родная промышленность умрет. Смена этого вектора ‑ очень важная вещь, если не важнейшая. Нам всем долго мешал развиваться дефицит доверия, порожденный разностью целей: власти хотели одного, бизнес - другого. А сейчас производители ощущают реальную поддержку государства на всех уровнях. Мы в области точно ее видим со стороны губернатора. Это очень хорошая основа для того, чтобы возникшее доверие бизнеса к власти дальше укреплялось и «конвертировалось» в полезные для страны - и региона в частности - результаты.