6 апреля 2017 в 16:03

Владимиру нужно 250 гектаров парков

В этом году администрация Владимира заказывает корректировку генплана.

Маститые городские архитекторы считают, что мэрии обязательно нужно поставить перед проектировщиками задачу довести в городе до норматива количество озелененных территорий общего пользования. И это не акция в честь Года экологии - это насущная потребность задыхающегося города, где деревьев на каждого жителя вдвое меньше, чем положено по закону.

Почему не хватает?

Невероятно, но действующий генплан принят с 50-процентным дефицитом озеленения. Вместо положенных 16 м2 зелени на человека у нас менее 8. Доказательства, кропотливо все подсчитав, представил член правления регионального отделения Союза архитекторов России, главный архитектор области в 1985-1999 годах Евгений Бирюков. И факт этот отнюдь не профессиональная тайна. Евгений Георгиевич заявлял об этом на публичных слушаниях при обсуждении генплана и попытках застроить сады у ДТЮ, отправлял расчеты в мэрию и даже публиковал их в «ВВ».

Вкратце напомним: по генплану в городе 101,3 га парков, скверов, садов и бульваров. По 2,9 м2 на жителя. Еще есть лесопарк «Дружба» площадью 257 га. Он дает 7,43 м2 на человека. Но в расчетах озеленения пригородные леса могут быть использованы в объеме не больше 5 м2 на человека. И это логично: толку от парка, в который надо специально ехать больше получаса, для жителя современного города немного. Он может там бывать лишь в выходные. Именно поэтому закон предписывает чередовать озелененные территории с застроенными. Во Владимире же, наоборот, парки и скверы отдаются под застройку, и на долю владимирца приходится всего 7,9 м2 зелени. Это по генплану. На деле же и того меньше!

Судите сами. Во-первых, закон нормирует зеленые зоны по площади. Парк должен быть более 15 га, сквер более 0,5 га. Т.е. 5000 м2. Все, что меньше, - это не озелененные территории общего пользования, а местное озеленение. Оно тоже нужно, но из-за крошечных размеров не считается пригодным для отдыха горожан. В генплане же в качестве скверов учитываются даже зеленые дворы, как у дома Большие Ременники, 2-а (880 м2), или между домами № 5 и №7 по улице Суворова (350 м2).

Но если считать честно, то из 101,3 га выпадают 8,3 га «скверов», которые таковыми не являются.

Во-вторых, мы сопоставили генплан с публичной кадастровой картой и обнаружили критические расхождения. Парк «Добросельский» в генплане учтен с площадью 21,3 га, а на кадастровой карте он занимает лишь 16 га. Городской парк (бывший имени 850-летия Владимира) в генплане - 15 га, на кадастровой карте только 13 га.

Вопреки генплану зеленые зоны обрезали ради строительства офисного центра и спортивно-развлекательных сооружений. Это еще минус 7,3 га «парковой» зелени. Сквер за Городским Дворцом культуры по генплану - 2,3 га, на публичной кадастровой карте он разделен на 4 участка. Под рекреационное использование отведено только 1,7 га. Остальные участки по краям парка общественно-делового назначения и для загадочных «иных видов использования». Более того, «Добросельский» и будущий Патриотический сквер в публичной кадастровой карте учтены с формулировкой «для объектов общественно-делового значения», т.е. там могут появиться офисные здания, магазины, жилье и автостоянки.

- Что имеют в виду наши власти? Это по глупости написано или с прицелом? - задается вопросом Бирюков.

Некоторые зеленые зоны в кадастровой карте, наоборот, обозначены с большей площадью, чем в генплане. Означает ли это, что город планирует сократить их площадь? Давно уже ведутся разговоры о ликвидации части бульвара на улице Мира. В генплане он на полгектара меньше, чем в кадастре, отражающем действующее положение.

В случае с бульваром на проспекте Строителей расхождение в гектар. Загородный парк сейчас на 3 га больше, чем в генплане. Аналогичная ситуация со сквером на улице Чайковского, Никитским бульваром и даже Липками. А площадь будущего Патриотического сквера вообще в два раза больше, чем в генплане, что не может не тревожить.

Однако даже если не брать в расчет потенциальные потери, реальная площадь озелененных территорий общего пользования составляет не 101,3, а 95 га. Для того чтобы выполнялся норматив 16 м2 зелени на человека, городу нужно 553 га (расчетная численность населения 345900 человек). Парк «Дружба» может закрыть потребность из расчета 5 м2 на человека это 173 га. Получается, что «в теле города» должно быть 380 га парков и скверов. То есть нам не хватает еще 285 га, в три раза больше, чем есть на сегодняшний момент!

33 га потенциальных парков

Даже неспециалисту понятно, что при нынешней плотности застройки задача найти столь обширную территорию под озеленение архисложна.

- Естественным порядком решить вопрос обеспечения 16 м2 зелени каждого жителя города Владимира невозможно. Надо что-то изобретать, - заявляет Бирюков. И нынешняя корректировка генплана, по мнению экспертов, - последний шанс обеспечить владимирцев парками.

- Идут потери территорий, которые были предназначены для озеленения. И они никак не могут быть компенсированы. Может быть допущена фатальная ошибка, которую исправить будет невозможно, - говорит главный инженер института «Владимиргражданпроект» Николай Волков. Он приводит в пример Дюссельдорф, который сейчас страдает от последствий недальновидной планировки. Город переделывает в парки бывшие промзоны, неся при этом колоссальные затраты. Волков не желает еще недавно утопавшему в садах Владимиру такой судьбы.

Владимирские архитекторы предлагают мэрии следующий план действий. Первое поставить перед проектировщиками, которые будут корректировать генплан, четкую задачу - выход на нормативное обеспечение населения города озелененными территориями общего пользования. В нашем сложном случае для этого нужна отдельная схема озеленения.

- Нет такого требования закона, чтобы схема озеленения была в генплане города. Но хотелось бы, чтобы раздел озеленения был проработан более детально, чем того требует градостроительный кодекс. Это одна из наиболее актуальных задач для города, - убежден Волков.

В схеме озеленения, по мнению экспертов, прежде всего, должны быть зафиксированы существующие парки, скверы и бульвары, а также те немногие резервы, что все-таки есть, но в действующих документах не учтены.

Единственная территория, которая может стать настоящим парком в черте города это отвоеванные у Хигера сады у ДТЮ, которые бизнесмену не дали превратить в деловой центр. И совершенно правильно, так как на сегодняшний день в «теле города» есть только один парк - «Добросельский» с минимально возможной площадью 16 га. Парк имени 850-летия перешел в категорию скверов после того, как от него отрезали землю под строительство Звездного дома и «Поляриса». Все остальные так называемые «парки» - это скверы. Так вот старые сады у ДТЮ могут стать парком на 26 гектарах, если вернуть этой территории статус озелененной зоны общего пользования. Сейчас она состоит из двух участков: 22 га - «тематический парк» (где озеленение урезано в пользу застройки) и 4 га общественно-деловая зона. Оба эти участка в долине Лыбеди пока еще покрыты растительностью и нуждаются лишь в небольшом благоустройстве. А план создания там «Детского парка» был разработан еще в 1986 году.

Еще один резерв парк Счастливых. В прежних редакциях генплана он был продолжением «Зеленого диаметра» вдоль берегов Лыбеди, который должен был протянуться от Содышки до площади Фрунзе и включить в себя «Детский парк», овраг, где сейчас Лыбедская магистраль и парк, заложенный комсомольцами в 1964 году за стадионом педуниверситета. Последние годы вокруг этой зеленой зоны сжимается кольцо многоэтажек. И от парка остались жалкие 5 га. Но в бедственной для Владимира ситуации и они на вес золота.

Есть у нас еще Соловьиный пруд, который местные жители просто не дали засыпать и застроить. Изобретательности людей надо отдать должное. Они почистили дно и выпустили в водоем рыбу, благоустроили берега и теперь проводят там лекции, праздники. Зимой на льду катались на коньках, весной планируют разбить рядом с прудом аптекарский огород. Городские власти усилия людей оценили и согласились изменить функциональное назначение этой земли с зоны застройки на озелененную территорию общего пользования. На публичной кадастровой карте участок не выделен, возьмем условно 2 га.

Итого нашлось 33 га потенциальных парков в «теле города».

- Все участки, которые еще имеют характер озелененных территорий, должны быть жестко закреплены, проинвентаризированы, им должен быть придан статус озелененных территорий общего пользования, находящихся в категории рекреационных зон. Они должны быть паспортизированы. Должно быть решение, которое препятствует любому другому их использованию. Это вопрос номер один, - настаивает Бирюков.

Нарисовать и застолбить

Следующий этап найти еще 252 га под создание парков с нуля.

Увеличить

Архитекторы сразу заявляют, что леса вокруг Оргтруда, Юрьевца, Кусунова для этой цели не подходят. Они далеко от основной застройки. Вдобавок долю пригородных лесов для обеспечения норматива (5 м2 на человека) с лихвой выбирает парк «Дружба».

Что можно создать ближе к городу? Бирюков предлагает две большие набережные: на Содышке и на правом берегу Клязьмы. Волков считает, что можно подумать и относительно Рпени, с берегов которой начали выводить промышленные объекты. Можно что-то поискать и на территории бывшего танкового полка рядом с памятниками истории, гренадерскими казармами. «Изобретать» тоже особенно негде...

- Нарисовать все парки, скверы, бульвары, чтобы получилось 16 м2 на человека. Сделать перечень кадастровых земельных участков, застолбить режим, регламент использования, прописать - и все! Ни шагу назад! - говорит Волков.

- Это последний шанс закрепить хотя бы теорию вопроса. Я понимаю, никто не кинется парки строить. Но пусть хотя бы будет намечено, что земельный участок зарезервирован для парка, и ничего другого там быть не должно, - поддерживает коллегу Бирюков.

Эксперты предостерегают от учета под видом озелененных территорий общего пользования развлекательных объектов с ограниченным доступом вроде аквапарка, отелей с зеленой территорией или скверов за забором вокруг объектов частной собственности. Территория общего пользования подразумевает свободный доступ для неограниченного круга лиц. То есть парки из расчета 16 м2 на человека должны быть муниципальными или государственными. При этом каждый из них должен быть закреплен за ответственным лицом. А то, например, сады у ДТЮ на муниципальной земле никто, кроме волонтеров, даже не убирает. Каждому скверу нужны название и статус рекреационной зоны общего пользования. А у нас сквер на улице Добролюбова в кадастровой карте фигурирует как улично-дорожная сеть. Во избежание подобных недоразумений в Нижнем, например, создан реестр озелененных территорий. Архитекторы уверены, что опыт соседей достоин применения и во Владимире.

И, наконец, гласность. Это самое действенное средство охраны зеленого убранства города.

- Все манипуляции с озелененными территориями общего пользования: планы по приведению их в порядок, благоустройству территории и прочее - должны стать предметом общественного обсуждения, - заявляет Бирюков. Архитекторы надеются, что власти Владимира воспользуются их рецептом, и грядущие изменения в генплан будут сделаны не в интересах застройщиков, как это неоднократно случалось раньше, а в интересах населения города.

Инфографика Яна Заславского.

Фото автора.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
8 минут назад Жительница Владимирской области погибла под упавшим дорожным знаком
В Муроме в субботу, 23 ноября, произошла авария с особо тяжкими последствиями. На нерегулируемом перекрестке улиц Советская и Свердлова в 15:20 столкнулись две легковушки. Одна из них вылетела на тротуар и сбила дорожный…
30 минут назад Бюджет Владимирской области готов к рассмотрению в первом чтении
Профильный комитет Законодательного Собрания проанализировал все рекомендации, поступившие в ходе публичных слушаний по бюджету Владимирской области на ближайшую трехлетку, и подвел итог. Главный финансовый документ реги…