21 июня, 14:31
24 мая 2017 в 17:21

Торгуем и промышляем

Фото: Натальи Лариной
Народные художественные промыслы ждут поддержки государства, государство - инициативы на местах ​Работа секции V Владимирского экономического форума, посвященная народным художественным промыслам, началась с обнадеживающего сообщения модератора. Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации «Народные художественные промыслы России», заявил: «Президент Путин 10 мая дал поручение Правительству РФ до 31 августа разработать «дорожную карту», направленную на сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел», и призвал людей на местах к большей активности в продвижении своего товара, тем более раз такая хорошая поддержка появилась у НХП.

Возродить, сохранить и развить - это замечательный посыл, но стратегический, а что с тактикой, что с практикой? Кажется, на эти вопросы должны были пролить свет выступления участников секции и желательно наших, владимирских.

Забегая вперед скажу, что ответов получено не было, и активности у аудитории не было. Как ни призывал Геннадий Дрожжин к дискуссии - никто не откликнулся.

От региона-33 по сути заявленной темы выступила только Ольга Кехтер, директор ООО НХП «Владимиро-Суздальские узоры». Ольга Александровна рассказала, что ее компания успешно сотрудничает с турфирмами, проводит мастер-классы и для россиян, и для иностранцев, и все посетители неизменно испытывают восторг и уважение к русскому ремеслу после того, как сами разукрасят матрешку.

Ура, господа-товарищи! НХП спасут мастер-классы!

Доклад московской гостьи проректора Российского госуниверситета туризма и сервиса (РУТИС) Натальи Платоновой подтвердил: мастер-классы нужны и важны для продвижения ремесла и промысла. Но не стоит только этой мелочью ограничиваться. В поручениях главы государства, о которых упомянул Дрожжин, особым пунктом было отмечено, что необходимо «развитие внутреннего и въездного туризма в местах традиционного бытования народных художественных промыслов».

В переводе на язык практики это означает создание туристических комплексов с развитой инфраструктурой, вот тогда и промыслы «заколосятся», и турист рублишки и валюту с удовольствием будет отдавать на высокохудожественные сувениры, выполненные по канонам народного мастерства. Пока турист платить сполна не готов. По данным, приведенным Геннадием Дрожжиным, среднестатистический российский путешественник свой сувенирный бюджет сегодня ограничивает 400 рублями. Никакую мстерскую шкатулку или гусевскую хрустальную вазу на эти деньги не купить...

Но вот если вокруг НХП будут построены гостиницы, парки, кафе, то тогда... А что тогда? Сколько это в цифрах? Цифры привела Анастасия Белова, представитель Минпромторга. По ее словам, наличие туристических центров (само собой, с мастер-классами и экскурсиями на производство) увеличивает доход НХП или ремесленников на 30%. От чего считать? Ответа нет. На 30%, и все тут, и не ропщите - процент (почти треть!) хороший, стройте туркомплексы с местами размещения.

А государство поможет? Поможет. Наталья Платонова рассказала о новой федеральной целевой программе по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ на 2019-2025 годы. Наталья Алексеевна честно призналась, что задача у нее сложная, поскольку говорить она будет о том, чего еще нет.

Тем не менее если прошлая программа (в нее попасть уже нельзя!) меры поддержки сосредоточила на новых брендах и трендах, то в будущем решено поддерживать уже существующие, раскрученные. Тут и для НХП найдется ниша. Однако, чтобы воспользоваться федеральными деньгами, инвестору нужно и свои иметь. И вообще, без благословения региональной власти в федеральную программу не попасть, потому что заявки на участие в ФЦП подает губернатор. Поэтому, призвала разомлевшую аудиторию (кто вообще были эти люди, сидевшие в зале? Имеют ли они отношение к НХП или хотя бы к ремесленничеству?) Платонова, нужно дружить с региональным комитетом по туризму и АВО. При положительном рассмотрении заявки инвестор может получить от государства 27 копеек на каждый свой вложенный 1 рубль. Но ограничений и подводных камней - масса.

Пока же объемы продаж от результатов ремесленнического труда можно увеличивать за счет уже упомянутых мастер-классов, музеев при производствах (причем с обязательным разрешением трогать экспонаты руками!), угощения (хотя бы в формате «чай-кофе») и экскурсий к станку мастера. Правда, здесь тоже не все хорошо. Наталья Платонова отметила, что хромает у наших ремесленников культура производства: мастера подчас в неопрятной одежде, кругом - мусор, грязь, антисанитария. У принимающей стороны глаз замылился, никто на такие мелочи внимания не обращает. А вот турист заметит точно - он едет за впечатлениями и желает, чтобы они были исключительно приятными. Ценность изделий народных художественных промыслов для него вторична, и о сохранении нематериального культурного наследия России он меньше всего думает.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Владимирцев приглашают на конкурс арт-объектов 11 мая в 16:41
Архитекторы, скульпторы, дизайнеры и художники, имеющие опыт в области дизайна, архитектуры и ландшафтного строительства, приглашаются к участию в конкурсе по созданию арт-объектов в рамках I Международного фестиваля иск…
Пять лучших фото недели 3 мая в 12:50
Свежим взглядом
Владимирский скрипач выиграл Дельфийские игры 25 апреля в 17:54
На Семнадцатых молодёжных Дельфийских играх России, стартовавших 20 апреля во Владивостоке, уроженец Владимира Равиль Ислямов занял первое место в номинации «Скрипка».

Орфографическая ошибка в тексте