14 июня 2017 в 13:33

Губерния-1907: провинциальная жизнь глазами коллег из газеты «Владимирец»

Ровно 110 лет назад во Владимире выходила ежедневная общественная, политическая и литературная газета «Владимирец», предшественница «Старого Валадимирца». Напомним, 1907-й был годом окончательного подавления первой русской революции. И культурная, бытовая и криминальная хроника в газете соседствовала с интересом к трудовым конфликтам и жизни политзаключенных…

Гастроли г-на Ленина и других артистов

Никакие социальные потрясения не могли отвадить владимирцев от театра. Артисты приезжали на гастроли первоклассные. В номере от 21 мая 1907 года (по старому стилю) «Владимирец» вышел с заметкой «Спектакли в Народном доме»: «23 мая состоится первый спектакль московских артистов под управлением г-на Ленина. Будет поставлена трагедия Шекспира «Отелло». Роль Отелло исполнит пользующийся выдающимся успехом на юге трагик Петров-Краевский. В спектакле принимают участие артисты Московского малого театра: Токарева и Мартынов…»

Кто ж такой этот «г-н Ленин», который выступал в Народном доме (ныне - областной театр кукол)? Ведь революционер Владимир Ульянов с псевдонимом Ленин жил тогда в эмиграции. Тут, конечно, речь о другом Ленине, Михаиле Францевиче – известном актере Малого театра. Это тоже псевдоним, образованный от имени жены артиста. Настоящая фамилия его была Игнатюк. Михаил Францевич Ленин (Игнатюк) прожил потом еще очень долгую жизнь и скончался в 1951 году корифеем Малого театра и народным артистом РСФСР.

Тяжба певцов и антрепренера

Как и сейчас, и тогда в артистической среде бушевали драмы, интересующие читателей. Во «Владимирце» от 27 мая 1907 года читаем: «Вчера, 26 мая, в камере городского судьи 2 участка города Владимира слушалось дело артиста московской оперы В.Д.Шумского с антрепренером Туманским». Судя по всему, это был тот самый Василий Дмитриевич Шумский, известный певец начала XX века, первый исполнитель романса «Отцвели хризантемы».

«Владимирец» подробно изложил суть тяжбы, заодно напомнив, какой интересный репертуар привозили гастролеры во Владимир. Интересно и хорошо тогда писали коллеги, и язык их не был испорчен канцеляризмами и новоязом: «Шумский спел в «Трубадуре», «Цыганском бароне», но вот наступила «Пиковая дама». И Туманский на репетиции отказывается от ведения дела ввиду убыточности».

Однако... «Шумский хотел получить хотя бы за три спектакля, хотя приехал во Владимир на четыре. И стал требовать платы за 3-й спектакль. На этой почве вышел крупный разговор, в результате которого г. Туманский, когда г. Шумский явился вечером на спектакль, так как Туманский все-таки решился продолжать спектакли, сказал г. Шумскому, что его участие в спектакле не нужно, и заменил его хористом без анонса перед публикой. Г. Шумский возбудил гражданский иск к Туманскому. Судья нашел иск г. Шумскаго к Туманскому доказанным и постановил взыскать с г. Туманского за спектакль «Пиковой дамы» в пользу г. Шумского гонорар». И еще: «Такой же точно иск предъявлен Туманскому артисткой московской оперы З.Д.Леонтьевой: мировой судья признал иск правильным и выдал Леонтьевой исполнительный лист».

Так московские артисты отстояли свои права перед менеджером во время выступлений во Владимире.

«Рабочие удовольствовались водкой и стали на работу»

Но если в творческих кругах этот спор о зарплате разбирался в правовых рамках, то в трудовом конфликте между хозяевами и рабочими на фабрике в селе Чернцы Ковровского уезда дело чуть не дошло до стрельбы. И надо учесть, что после революционных потрясений 1905 года власти опасались любой активности рабочих…

«Год тому назад в нашем селе была построена фабрика под фирмою «Пряхин и Рысин», - писал журналист «Владимирца». - Пользуясь местной безработицей, Пряхин и Рысин назначили заработную плату рабочим очень низкую. Долго сносили рабочие свои тяжелое положение, но наконец не выдержали и на прошлой неделе забастовали, предъявив единственное требование об увеличении заработной платы на 10%».

По данным газеты, фабрикант Пряхин к тому же при остановке какой-то машины начал выгонять рабочих с предприятия. Их забастовка продолжалась около 2 недель. Затем «хозяева пригласили стражников с приставом во главе и объявили рабочим расчет. Паспорта и деньги были высланы в волостное правление. Когда рабочие пришли к старшине за объяснением, почему он принял от Пряхиных паспорта, пристав не допустил их до волостного правления, приказав стрелять».

К счастью, до кровопролития не дошло: «Благодаря тому, что среди рабочих не было пьяных, обошлось без человеческих жертв, так как рабочие тотчас же разошлись. Затем Рысин дал рабочим 24 рубля на водку и объявил, что если кто хочет работать, то должен дать подписку более не бастовать... Рабочие удовольствовались водкой и стали на работу».

К слову, и тогда губерния была пьющей. Повальное пьянство тревожило общество. Об этом «Владимирец» в 1907 году писал чуть ли не в каждом номере. Алкоголь всегда провоцирует скандалы, драки и травмы. Вот что сообщал один из авторов «Владимирца» о ситуации в селе Ильинском Судогодского уезда: «Последние два года… вызвали в народе невозможное пьянство. По всем деревням развилась тайная продажа вина, и многие им торгуют. У нас еженедельно бывает весьма многолюдный базар, и каждый раз он сопровождается разгулом, драками и часто кровопролитием, благо в селе есть сельская больница и хороший врач. Население у нас имеет постоянный заработок в лесах, но все деньги пропиваются, и крестьяне живут бедно…»

Храбрый батюшка

Криминальная хроника весны-лета 1907 года во «Владимирце» содержала в основном «бытовуху»: главным образом случаи воровства. Но вот выделяется информашка «Вооруженное нападение» в номере от 26 мая (8 июня по новому стилю) 1907 года из погоста Веретево Ковровского уезда: «20 мая около 8 часов вечера в дом местного священника о. Дм. Бережкова ворвались семь вооруженных с замаскированными лицами грабителей. Угрожая расправой, они потребовали выдачи денег. Священник, сидевший в момент появления незнакомцев за чтением газеты, не потеряв самообладания, кинулся к ним навстречу и, схватив ближайшего за плечи, со всех ног бросил его на пол. В этот момент случайно показался в дверях старший сын священника, сельский учитель…» Дальше, если вкратце, было так: сын священника поднял крик, церковный сторож отреагировал и «зазвонил всполох». В итоге «тревога смутила грабителей, и они, не успев ничего сделать, спешно выбежали и исчезли в чаще леса, примыкающего к погосту». Газетчики добавили свою версию: «Нападение это ставят в связь со слухами о недавнем получении о. Бережковым богатого наследства».

Кстати, отец Дмитрий Бережков - очень известный священник, который оставил после себя целую летопись о погосте Веретево (Веретьево).

О «политических»

Вот еще типичная владимирская заметка - о полицейских рейдах - в номере от 30 мая (12 июня) 1907 года: «В ночь на 29 мая полицией по предписанию местного жандармского управления произведены были в обеих частях города повальные обыски. Искали оружия и других страшных вещей. Из обысканных задержаны гимназисты Каляжнов и Нарбеков. Обыски были произведены очень тщательно и со всеми предосторожностями».

«Письмо в редакцию» от тюремного начальства хоть и содержит целых два опровержения, но о многом говорит по поводу внимания к политическим арестантам в 1907 году: «В № 117 газеты «Владимирец» напечатано в отделе местной хроники, что в исправительном арестантском отделении политические жалуются на отсутствие врачебной помощи. Доктора не бывают по неделе, а по две, а фельдшер не в силах исполнять все возложенные на него обязанности. 29 мая политическими устроена была обструкция с просьбой о врачебной помощи». На самом же деле доктор бывает в исправительном отделении обязательно три раза в неделю (кроме того, является по приглашению) и осматривает всех нуждающихся во врачебной помощи и 29 мая политическими никакой обструкции не производилось».

В том же отделе далее напечатано: «30 мая при губернской тюрьме совершили побег 12 человек арестантов, предварительно перепилив решетку. Из числа бежавших 6 человек задержано, остальные не разысканы». В действительности же в 11 часов вечера 27 мая три арестанта губернской тюрьмы (а не 12) успели только вылезти из окна камеры на крышу, как тотчас были водворены обратно, причем никто не бежал. И. об. губернского тюремного инспектора В. Адамчевский».

И в том же номере читаем: «Бежавший из исправительного арестантского отделения 30 мая каторжанин матрос Терентьев в тот же день задержан был двумя городовыми и жандармами в 6 часов вечера в Судогде в народном доме»…

И о погоде...

Интересно и то, что 110 лет назад в мае тоже было холодно. В сообщении из Меленок во «Владимирце» сообщалось: «15 мая (т.е. 29 мая по новому стилю) шел град, к счастью, не сильный. Погода стоит холодная, задерживая рост трав и озимого. Яблоки, вишни до сего времени не цветут».

Фото с сайта fotostarina.ru.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад Во Владимирской области открывается еще один современный животноводческий комплекс
В Юрьев-Польском районе сегодня вводится в эксплуатацию животноводческий комплекс в хозяйстве «Красное Заречье». Основные направления деятельности этого предприятия – производство молока и мяса, товарного зерна и кормов…
37 минут назад Гражданский форум «Действующие лица» собрал лидеров НКО Владимирского региона
26 ноября во Владимире прошел областной гражданский форум «Действующие лица», где собрался весь цвет некоммерческого сообщества региона. Местом проведения уже третьего такого форума стала площадка Владимирской областной…