Три совета для стартапера
Львиная доля новых владимирских бизнесов (85%) - это торговля, говорит Сергей Кошелев. Соучредитель владимирской компании «Пуэр-Бар» Алексей Четвергов считает это абсолютно логичным: даже те, кто мечтает о производстве, начинать должны с торговли, чтобы протестировать рынок.
- Когда вы устраиваетесь на работу, всегда есть испытательный срок. Почему в бизнесе должно быть иначе? Любой бизнес держится на продажах, - поясняет эксперт. - Представьте, что вы хотите производить резиновые тапки. Значит, нужен производственный конвейер. Он стоит денег, у вас их нет. Занимать ради покупки линии - не вариант. Бизнес надо начинать с нуля. Поэтому начните покупать тапки где-то, а продавать здесь. Заработаете первый капитал, купите линию. Не заработаете - значит, тапки не продаются. Так зачем покупать линию на неходовой товар?
Но как покупать для продажи товар, не имея денег?
- Если товар нужен, вы найдете сбыт и сможете взять предоплату. Вот и деньги, - советует бизнесмен.
В скромной двадцатипроцентной выживаемости стартапов Четвергов проблемы не видит. Он уверен, что лопаются только «мыльные пузыри» и никакой кризис не уберет с рынка компанию, в чьем товаре есть ценность для потребителей.
Четвергов - предприниматель и известный бизнес-тренер, спикер федеральной программы «Ты - предприниматель». Его (с партнером) «Пуэр-Бару» в центре Владимира уже около пяти лет. Идею для бизнеса подсказало увлечение Четвергова чайной культурой. Поначалу набили шишек, потому что первый бизнес-план не сработал.
- У нас не было опыта в бизнесе. И мы сделали ошибку, что сразу пошли «в стены», вместо того, чтобы начать с простых вещей - с поиска партнеров и продаж по интернету, - говорит Алексей.
Но партнеры верили в продукт. И «Пуэр-Бар» (чайная, совмещенная с магазинчиком) выжил, считаясь сейчас очень интересным местом для проведения досуга.
Четвергов озвучивает три главных совета бизнес-новичкам.
Первый - тот самый: начинать бизнес с нуля:
- Если вам дали, условно, «лям», то вы - без опыта - неизбежно начнете его «осваивать» - снимать красивый офис, нанимать секретаршу... То есть займетесь ерундой. А вот если у вас на начало бизнеса лишь несколько тысяч, вы быстро начнете понимать, что важно. И станете «бить» в конкретные точки.
Кстати, Сергей Кошелев неправильный расход стартового капитала (речь как раз о съеме дорогих офисов и покупке оборудования в отсутствие заказов) также называет одной из ключевых ошибок стартаперов, ведущих к прогоранию.
Второй совет от Четвергова: не идите туда, где ничего нет:
- Если ты придумал новую педаль для велосипеда, не факт, что рынок ей обрадуется. Инновации уместны при наличии спроса. Вспомните, на чем впервые серьезно поднялся Джобс: на iPod. Он был гением маркетинга. Дал то, что нужно рынку. Учел, что люди слушают музыку и хотят всюду ее носить с собой.
Третий совет: будьте готовы к тому, что почти гарантированно облажаетесь. А когда облажаетесь, вспомните, как учатся ходить маленькие дети - падают, но снова встают, а некоторые препятствия преодолевают предельно новаторски.
- Если вы хотя бы на 10% перенесете во взрослую жизнь упорство и новаторство младенцев - успех к вам обязательно придет, - уверен эксперт.
Не имей 100 рублей, а имей 100 партнеров
Владимирец Игорь Смоляк свое романтическое агентство «Дари-Поступок» вместе с женой открыл почти четыре года назад. У обоих это был первый (и пока единственный) опыт в бизнесе. Начинали с организации свиданий на крыше. Игорь договаривался с УК и ТСЖ, с поставщиками цветов и красивых ужинов «на вынос». Жена фотографировала (в наше время ведь и события считай не было, если фото о нем в соцсети не попало). Обкатывали навыки на друзьях. Ничего тогда не заработали, но поняли, как не напортачить с «настоящими» клиентами. До открытия агентства целевую аудиторию Смоляк не изучал и считает это сейчас главной ошибкой на первых этапах раскрутки:
- Я даже понятия такого не знал - «целевая аудитория». Потом уже понял, когда пошел в образовательные программы, что мог сделать за полгода то, на что потратил полтора. А так мы с рекламой много накосячили - по воробьям стреляли. Даже поражаюсь, как это вообще иногда срабатывало.
Рынок Игоря удивил: поначалу 80% заказов поступало от девушек и женщин, хотя он был уверен, что его услуга - для мужчин. Сейчас соотношение примерно 57 к 43 - все еще в пользу женщин.
- Девчонки за любой кипеш, а вот парней раскачать сложнее, - улыбается наш эксперт.
Сейчас агентство Смоляка продает широкий спектр романтики: от организации свиданий, годовщин и нестандартных предложений руки и сердца (например, с экранов «Мегаторга») до красивых извинений с музыкантами под окном и детских шоу с ростовыми куклами. В постоянных партнерах у агентства - порядка 100 владимирских компаний и предпринимателей, с помощью которых и организуется все, что нужно клиентам, «под ключ».
Игорь согласен с Алексеем Четверговым: большой стартовый капитал при начале бизнеса не нужен. А его бизнес, по сути, и сейчас построен на самых скромных вложениях. Агентство вовсе не держит у себя все, что может потребоваться современным романтикам, зато знает, где это можно найти по приемлемым ценам и быстро предоставить.
- Мы с каждым заказом фактически пазл складываем, - говорит Игорь.
Выбирай нишу правильно
Примечательно, что наши эксперты-практики российское налогообложение называют посильным и адекватным (особенно «упрощенку») и хвалят владимирскую налоговую службу: «В последние годы она стала позитивной и продвинутой, там теперь с налогоплательщиками разговаривают и здорово консультируют. А когда-то кричали».
Оба считают, что для понимания, пойдет ли дело, достаточно недели-двух. Единодушны Четвергов и Смоляк также в том, что касается «нормальной рентабельности»: если она покрывает расходы, то бизнесом уже стоит заниматься. Игорь Смоляк говорит, что в ивент-бизнесе в среднем прибыль может достигать 20-100%. Но и риски существенные. Во-первых, сезонность. Горячая пора - лето (кстати, и тут может быть прокол - дожди свиданиям на крыше не очень способствуют), даты вроде 8 Марта или дня святого Валентина. Во-вторых, в кризисы люди экономят именно на развлечениях.
Алексей Четвергов говорит, что можно затевать бизнес даже ради пятипроцентной рентабельности. Вопрос в оборотах: 5% от миллиарда гораздо лучше 50% от 100 тысяч. А если ниша выбрана правильно, то и обороты будут приличными.
Руководитель профильного департамента АВО Сергей Кошелев неправильный выбор ниши бизнеса называет еще одной из главных ошибок начинающих бизнесменов: люди берутся либо за слишком широкий разброс (пытаются продавать все и сразу), либо слишком узкий. Некоторые умудряются открыть фирму под одного потребителя, и тот потом неизбежно диктует цены.
Многие, приходя в программу «Ты - предприниматель», первым делом спрашивают о том, что им открыть - ООО или ИП? Лучше бы сбыт просчитывали, говорят Четвергов и Кошелев: это основа основ.
- Найдешь сбыт - у тебя загорятся глаза. И ты тут же найдешь способы решить возникающие проблемы, - говорит соучредитель «Пуэр-Бара». - Главное, позаботиться о сбыте. Остальное приложится. Не надо пытаться все предусмотреть. Это можно сравнить с тем, как неопытные мамы детей растят. При всей подготовке они каждый день сталкиваются с другой реальностью. У кого-то малыш кричит ночами, у кого-то аллергия, у кого-то - газики... Проблемы надо решать по мере поступления. Зачем заранее думать о том, как избавить ребенка от газиков, если их у него, может, и не будет?