16 августа 2017 в 14:44

«Мусорная мафия» открывает лицо»

Фото: Владимир Чучадеев
Так анонсировали организаторы тему очередной встречи на площадке дискуссионного проекта «Зерно» с участием первого вице-губернатора Лидии Смолиной. Лидия Филипповна оказалась в тот день в срочной командировке в Москве, и модератором дискуссии о будущем рынка отходов в регионе-33 пришлось стать директору департамента природопользования и окружающей среды АВО Алексею Мигачеву.

Аудитория собралась человек 50. Чуть-чуть журналистов и общественников, несколько представителей власти... Ядро составили «сливки» мусорного бизнеса нашей области. Их экологические новации волнуют более всего - с 1 января 2019 года вступит в силу федеральный закон, существенно меняющий правила игры. Отрасль должна заработать в новом режиме под управлением регионального оператора.

Как это будет, пока мало понятно и АВО, создающей саму эту систему, и игрокам рынка. Неизвестность тревожит все заинтересованные стороны. В поисках истины «мусорный» процесс разложили по полочкам...

Сбор

Из 4 миллионов тонн отходов, которые производит наша область ежегодно, 3 миллиона тонн - отходы сельского хозяйства и вскрышные породы, процесс обезвреживания которых отработан.

Утилизация промышленных отходов тоже не составляет большой проблемы. Самая серьезная головная боль — 670 тысяч тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), которые образуют население и малый бизнес.

Головную боль мусор вызывает, потому что вывозится он не отовсюду. Почти треть (!) населенных пунктов нашей области этой услугой не охвачены. Следовательно, местные жители и все кому не лень валят мусор в ближайшие леса и овраги.

Почему проблема из года в год не решается? Потому что, с одной стороны, жители не хотят платить за вывоз ТКО. А некоторые утверждают, что весь свой мусор сжигают в печках и банях. Самые «экономные» - это московские дачники, которые, якобы, мешки со своими отходами регулярно увозят в столицу по месту прописки. С другой стороны, мусоровывозящие компании не пылают желанием обслуживать деревни, где круглый год живут по три-четыре пенсионера, и только летом население переваливает за сотню человек. Невыгодно экономически: плечо большое, мусора, особенно в несезон - мало, но ведь, если уж компания заключила договор, вывозить его надо каждый день. Иначе — штрафы. Представитель «УНР-17» Виктория Панфилова настаивала: требование ежедневного вывоза мусора пора отменять. Раз в неделю забирать ТБО из деревень больше найдется желающих.

Ковровские мусоровывозящие компании настаивают на пересмотре норматива. Сейчас он - 2,2 кубометра на человека в год. В городе примерно так и выходит. А вот в селе по факту - по 11 кубов! Его образуют неучтенные и непрописанные дачники. И это не только бытовой мусор, но и яблоки, картофельная ботва, старый строительный материал и т. д.

Итак, выходов, по мнению бизнеса, два: пересматривать нормативы и тарифы и/или брать деньги за фактически вывезенный объем мусора.

- На самом деле мусор и так вывозят по договору, а не по нормативу. Норматив применяется как расчетная величина при составлении, например, схемы обращения с отходами, - сказал Мигачев.

Бизнес возражает — величина эта изначально заложена неверная.

Мигачев предложил бизнесу «раскрыть экономику» - чтобы можно было все посчитать. До сих пор представители мусоровывозящих компаний не готовы были раскрывать свои коммерческие тайны. Но перед лицом глобального переустройства всей схемы работы отрасли согласились с открытым забралом обсуждать нормативы и тарифы.

И кстати - на граждан, не желающих платить за вывоз мусора, новый закон управу тоже нашел. С 2019 года этот ФЗ обяжет всех собственников недвижимости заключать договора на вывоз мусора независимо от места их прописки.

Сортировка

- Раздельный сбор мусора у нас есть, - констатировал Мигачев. Под хохот аудитории.

Да, есть. Но процент его ничтожен. Во Владимире, например. из 18 тысяч контейнерных площадок только на 356 есть возможность отделить пластик от стекла и дать им «вторую жизнь». Областной абсолютный лидер в деле раздельного сбора мусора сегодня — компания «Спецтранс». Два крупнейших городских перевозчика мусора: «УНР-17» и «Чистый город», эксперимент по «разделке», длившийся полтора года, закрыли еще в 2012 году.

Зато у них есть сортировки. Крупнейшая (УНР-17) работает во Владимире уже более 8 лет. С 2019 года наступит глобальное изменение - сортировка отходов с станет обязательной, и граждане будут за нее платить. А вот как именно будет организована сортировка отходов, определит региональный оператор.

Пока рассматриваются два варианта.

Первый подразумевает строительство мощного мусоросортировочного завода со сметой на полтора миллиарда. Там с помощью автоматики обещают пускать во вторичное производство до половины отходов (вручную удается отобрать максимум четверть). Предприятие, если его разместить во Владимире, может вытеснить с рынка всех нынешних игроков. Мусоровывозящие компании боятся и вовсе лишиться бизнеса, если вдруг инвестор завода приведет в город собственного перевозчика — о чем недвусмысленно они и заявили Мигачеву.

Владимирские мусоровывозящие компании предлагают строить такой завод на Марьинке, где сейчас уже пересекаются главные мусорные потоки региона. Но от этого варианта, понятно, не в восторге, например, ковровский бизнес.

Вариант, который предлагают действующие игроки рынка - строительство или «доведение до ума» маленьких сортировочных комплексов, которые сейчас есть уже у многих перевозчиков. Рынок вторсырья будет развиваться, и осваивать его заинтересованы теперь все. Компания «УНР-17» заявляет, что при расширении своей станции готова будет сортировать мусор не только владимирский, но и суздальский.

По какому варианту пойдет область? Решение пока не принято. Но требование организовать раздельный сбор ко всем мусоровывозящим компаниям с 1 января 2019 года, очевидно, появится.

Региональный оператор

Тем не менее, определяться со стратегией по сортировке придется в ближайшее время - к 1 января 2019 года область уже должна получить работоспособную систему с полигонами, сортировками, перегрузками. Во главе ее будет стоять региональный оператор.

- Новая система управления отходами — эксперимент в масштабах страны. Затеян он потому, что на мусорном рынке все перегрызлись, нет в этой сфере стабильности, нет возможности для столь необходимых инвестиций, - объяснил Мигачев.

Региональный оператор придуман не в области, а на федеральном уровне как попытка уравновесить шаткую систему. Мигачев сравнил его с Фондом капремонта на региональном мусорном рынке. Он будет аккумулировать деньги населения и предприятий и распределять средства за выполненную работу по сбору, перевозке, сортировке и утилизации мусора, четко регламентируя деятельность всех игроков - вплоть до маршрутизации.

С другой стороны, легко представить, к чему может привести в наших условиях подобная монополизация: к коррупции и переделу рынка. Представители бизнеса заявили прямо — они этого боятся.

- Во избежание мусорных войн у нас будет государственный региональный оператор, который не будет инвестировать в бизнес и вообще не будет трогать мусор. Все компании, работающие на рынке, останутся, - заверил Мигачев.

Но недоверие мусорщиков высоко. Опыт с запуском Марьинского полигона они оценивают крайне негативно и боятся, что, несмотря на благие намерения, история с региональным оператором будет развиваться по тому же сценарию. Впрочем, откровенный разговор о будущем мусорной сферы сделал его чуть-чуть прозрачнее. Он приблизил власть и бизнес к компромиссному решению, которое еще только предстоит принять.

Важно, чтобы при этом ничьи бизнес-интересы не превалировали над экологическим аспектом.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
27 минут назад Центр селективного образования в сфере ИТ откроется во Владимирской области
Во Владимирской области на базе спортивно-оздоровительного центра «Олимп» будет работать Центр селективного образования в сфере ИТ. Это совместный проект министерства образования и молодежной политики региона и компании…
45 минут назад Во Владимирской области прошла XXXV региональная конференция «Единой России»
В мероприятии приняли участие более 120 делегатов из местных отделений партии, члены регионального политсовета, сенаторы от Владимирской области.