14 марта 2018 в 15:46

Каким мог стать Владимир? Обзор генпланов города за последние 100 лет

Фото: Иллюстрации предоставлены Н. Волковым
Только представьте: Лыбедская магистраль была задумана еще в 1920-х годах, а у Золотых ворот могли вырасти кварталы панельных пятиэтажек! Колоссальный архивный материал собрал и обобщил главный архитектор института «Владимиргражданпроект» Николай Волков. Он же прокомментировал для «ВВ» замыслы градостроителей и возможные варианты развития Владимира.

1926-й: Лыбедская магистраль

- Генплан никогда не появляется просто так. Это всегда следствие социально-политического развития общества, - говорит Николай Волков.

Первый советский проект планировки Владимира выполнил в 1926 году московский архитектор Владимир Семенов. Он расширил границы губернского города до Всполья и нынешней улицы Полины Осипенко.

Проект был под стать времени революционным. На нем уже есть прообраз Лыбедской магистрали с бульваром и зеленой зоной вокруг стадиона «Лыбедь», который уже тогда был обозначен. Семенов нарисовал и столь недостающий городу в наше время второй мост через Клязьму! Вспомним - тогда ведь и на улице Муромской мост был наплавной... Вторую переправу московский архитектор задумал устроить в восточной части города с выходом на площадь Фрунзе.

1929-й: город-сад

После ликвидации Владимирской губернии и передачи ее территории в состав Ивановской области Владимир потерял губернский статус и на волне индустриализации начал развиваться как промышленный центр.

Облкоммунхозу было поручено сделать генплан с учетом новых крупных промышленных площадок. Волков предполагает, что занимался этой работой архитектор-реставратор Александр Столетов.

Вряд ли у кого-то еще получилось бы, выполняя задачу размещения промышленных объектов, нарисовать город-сад. Для этого нужно очень любить свой город и земляков.

За основу в плане 1929 года был взят проект Семенова. Промзона размещалась на северо-востоке от жилых районов с учетом розы ветров. Тогда ее составили фабрика «Пионер», нынешний «Точмаш» и красильно-отделочная фабрика Владимирского государственного хлопчато-бумажного треста (ныне химзавод).

Дороги в промзоны представляли собой широкие бульвары, улица Суздальская, например. Улица Мира была мощным зеленым коридором. Аллея, которая там чудом уцелела до сего дня, – лишь жалкое подобие задумки Столетова. А он ведь еще нанизывал на эту зеленую ось парки. Парк имени 850-летия – только один из них. Собственно, это единственный реально построенный парк из предложенных Столетовым. Еще один парк планировался в районе улицы Зеленой. Прорисовал он так до сих пор и не благоустроенные Патриотический сквер и «Детский парк», и даже «Парк счастливых». Более того, Столетов вдоль всей Лыбеди планировал не магистраль, а прогулочную зону с парком в месте нынешнего путепровода на Октябрьском проспекте.

1947-й: одноэтажное Доброе

Работа над генпланом, который был утвержден в 1947 году, началась еще зимой 1943 года. Тогда, сразу после Сталинградской битвы, было принято решение о строительстве во Владимире тракторного завода. В 1944 году Владимирская область была восстановлена, и статус Владимира был повышен. Ну а после войны встала задача восстановления народного хозяйства. Потребовалась новая концепция развития города.

Градостроители в то время мыслили системно. Они не просто отводили территории под ВТЗ и ВЭМЗ на городской окраине. Они сразу планировали рабочие кварталы, зеленый бульвар, ведущий к заводской проходной - улицу 850-летия Владимира. Предусмотрели и магистраль, которая связывала новый промышленный район с историческим ядром города – проспект Сталина (ныне Октябрьский). Площадь Ленина и площадь за нынешним главным зданием АВО уже тогда были в планах. А на Театральной площади должен был быть построен грандиозный Дом Советов.

В этом же генплане как городской район впервые возникает Доброе. Территория города расширялась до современной. Строившимся промышленным предприятиям требовались рабочие, которым надо было где-то жить. Люди переезжали из деревень целыми семьями, вместе с домами. Срубы на новом месте просто собирали заново. Сельский уклад во многом сохранялся и в городе. В частном секторе держали скотину. На пустырях пасли коров и коз – отсюда, кстати, «Козий парк». Послевоенный генплан учитывал эти реалии и предусматривал именно усадебную застройку в Добром и Красном, на Марьинке, на улицах Балакирева, Чайковского, за нынешним «Буревестником».

Но даже в этом одноэтажном, утопающем в садах городе архитекторы планировали зеленые зоны: Красносельские пруды, бульвар и прообраз Добросельского парка в восточном районе, зеленый диаметр, пересекавший весь город с северо-запада на юго-восток, стадион «Торпедо» с огромным парком.

Транспортные связи тоже были решены. Уже тогда был нарисован Суздальский проспект и дублер Добросельской, так и не построенный Рпенский проезд. Второй мост через Клязьму планировался в промзоне с дальнейшим выходом на «пекинку» в районе Огуречной горы и далее - на Суздаль.

Это был один из самых мудрых и провидческих генпланов в истории города.

Впрочем, гладко было на бумаге… Кварталы усадебной застройки в послевоенные годы не были похожи на одноэтажную Америку. Быт был весьма суровый: выгребные ямы, печное отопление, воду носили ведрами из колодцев и колонок. Плюс к этому бездорожье и темень на улицах. Из коммунальных благ - только электричество. На приведение кварталов усадебной застройки в достойный вид не было средств ни у государства, ни у собственников жилья. А население города все увеличивалось. И в начале 1960-х превысило расчетное (180 тысяч человек).

1966-й: «хрущевки» в историческом ядре

Облик городов и образ жизни всей страны изменил Хрущев, переведя строительство на массовые технологии. В 1962 году облисполкомам предоставили право прекратить отвод земельных участков под ИЖС и выдачу кредитов индивидуальным застройщикам.

Во Владимире этим правом воспользовались. Построить собственный дом в городе с тех пор стало очень трудно. А генплан 1966 года вообще определял под снос всю усадебную застройку. Его разработчик – институт «Гипрогор» – с исторической канвой поступил весьма жестко: историческое ядро снести и застроить многоэтажными домами. Если бы не местное сообщество, стояли бы сейчас у Золотых ворот панельные пятиэтажки, как на улице Лакина.

К счастью, реализация генплана не успевала за ростом населения города. «Хрущевки» строились на окраинах. А в 1978 году появился новый чертеж. Он засекречен до сих пор. Известно лишь, что владимирские историки, архитекторы и реставраторы продолжали борьбу за сохранение неповторимого облика Владимира и в конце концов отвоевали исторический центр.

Впрочем, застройка исторического ядра была не единственным спорным вопросом между местными и столичными архитекторами. Владимирцы выступали еще против Лыбедской магистрали. И в итоге победили. «Трассировка магистрали и размещение автостоянок в долине Лыбеди недопустимы», - сделал заключение главный архитектор проекта Владимир Выборный. Зеленая долина Лыбеди отводилась под грандиозную пешеходную прогулочную зону, утопающую в зелени.

1985-й: парки, дороги, жилые массивы

Дискуссии шли 7 лет. Генплан «Гипрогора», изрядно подкорректированный, со спасенным историческим центром, был утвержден 7 августа 1985 года. В нем предусмотрены огромные парковые территории: зеленый диаметр, бульвар по Большому проезду. Вместо Лыбедской магистрали – дуга, соединяющая улицу Мира от «белого дома» с Садовой площадью. Рокадная дорога имела выход на проспект Ленина. Улице Батурина отводилось большее значение, чем улице Горького. Она связывала Муромскую дорогу и «рокадку». На месте усадебной застройки планировались новые районы многоэтажек: Красное, Доброе, Юго-Запад и Северо-Запад (от Ново-Ямской до Красноармейской). Панельные девятиэтажки росли как грибы. Горбачев пообещал к 2000 году квартиру или дом каждой семье, и в 1986 году постановлением ЦК КПСС была утверждена программа «Жильё-2000».

В 1990-е усадебную застройку было решено возобновить.

- Выстраданный генплан умер. Концепция развития города изменилась, - говорит Волков.

1997-й: присоединенные территории

К 6000 га Владимира тогда добавили 3600 га: Сновицы-Веризино, Погребки-Питомник, Лунево, Сельцо, Ширманиху, Юрьевец, Пиганово. В разработке нового проекта развития, который в историю вошел как концепция генплана, принимал участие и сам Николай Волков.

На присоединенных территориях планировалась усадебная и блокированная застройка двухэтажными домами с индивидуальным входом. Тогда же появилась идея вынести из Семязино аэропорт и застроить его многоэтажками. Жилые районы выходили за объездную дорогу. Многоэтажки должны были вырасти на месте «Глобуса». Но в реальности получилось, что районы плотной застройки захватили и территории, отведенные под ИЖС.

Южный объезд должен был, в соответствии с концепцией, пройти через Давыдовскую пойму. Но экологи, к счастью, не дали пустить федеральную трассу через заказник. Тогда же впервые была предложена дорога через парк «Дружба».

Северный обход, нарисованный Волковым, сейчас стал створом для ВСМ. Улица Диктора Левитана соединялась с М-7. Выехать на нее можно было, минуя яму. Второй мост через Клязьму планировался в районе Боголюбова.

Идея пешеходного центра – тоже родом из той концепции. Для транспорта предполагалось закрыть участок Большой Московской от стадиона «Торпедо» до улицы Гагарина. Лыбедская магистраль была реабилитирована. Правда, проложена она в концепции несколько иначе, и надо сказать, удобнее, чем получилось в реальности: Садовая площадь, улица Федосеева, Лыбедский овраг.

Концепция была создана в 1993 году. Четыре года она проходила согласования и была утверждена горсоветом в сентябре 1997 года.

Это был последний генплан, где можно увидеть зеленый диаметр. Он начинался большим парком на Содышке, переходил в бульвар по улице Белякова, который далее вливался в грандиозный парк в долине Лыбеди. После Октябрьского проспекта это были уже бульвары вдоль Лыбедской магистрали. Неразрывная зеленая пешеходная зона должны была протянуться от Содышки до площади Фрунзе.

Но тогда леса присоединенных территорий стали считать как парки, что создало иллюзию избытка зеленых насаждений в городе – 24 м2 на человека при тогдашнем нормативе в 21 м2. Это развязало руки городским властям, которые все последующие годы щедро раздавали застройщикам последние зеленые зоны.

2007-й, 2014-й: уплотнение застройки

В 2001 году новый Земельный кодекс ввел право частной собственности на землю. А в 2004 году вышел новый Градостроительный кодекс, которому концепция генплана 1997 года уже не соответствовала. Городские власти в одночасье оказались вне правового поля.

Последующие генпланы 2007 и 2014 годов, к сожалению, были лишь попытками привести градостроительную документацию в соответствие с действующим законодательством и решить сиюминутные задачи. Больше не было концептуальных решений и попыток строить на века. Современные градостроители: НИИ «Градостроительство» и фирма «ЭНКО» (обе - Санкт-Петербург) не просто отказались от многих важных идей предшественников. Они во многом сделали их реализацию невозможной.

Что потерял город в результате этих корректировок?

Во-первых, резко уплотнилась застройка, как на уже обжитых территориях, так и на присоединенных. Под усадебное строительство остались Немцово, Спасское, Никулино. А Сновицы-Веризино, Погребки-Питомник, Юрьевец, Пиганово перешли на 9-17-этажную застройку. А это требует иной социальной и дорожной инфраструктуры, которая в процессе застройки часто не предусматривается.

Во-вторых, город теряет озелененные территории общего пользования и последние резервы для их создания.

- Ледовый дворец «Полярис» и «Звездный дом» в парке им. 850-летия – это градостроительные преступления, - говорит Волков.

Планировавшийся парк на Содышке отдан под застройку. Остатки зеленого диаметра перерублены массивным жилым кварталом «Парк Университет». Судьба садов напротив ДТЮ тоже печальна. Там запланирована общественно-деловая зона.

- Развитие жилищного строительства в Загородной зоне, в Заклязьменском - ошибка. Я не вижу решения проблемы связи этого района с городом, второго моста через реку, - говорит Волков. Он считает также, что бывший совхоз «Вышка» не должен застраиваться жильем при отсутствии выхода оттуда на М-7 или Южную магистраль, которой в обозримой перспективе не предвидится.

2018-й: остановить деградацию

В мае этого года владимирцам будет представлен проект очередных изменений в генплан Владимира. Работу выполняет московский институт «Гипрогор». Как и два предыдущих варианта, это будет попытка привести генплан в соответствие с законодательством и текущими нуждами города. Работа, по сути, тактическая, но она определит вектор развития города до 2037 года.

Пока проектировщики представили карту озеленения города, на необходимости которой настаивала общественность. Из предыдущего генплана в нее перекочевал не застроенный пока участок зеленого диаметра напротив «белого дома», закрашенный в цвет общественно-деловой зоны. А попытка довести общественные зеленые пространства до нормативных площадей делается во многом за счет земель, находящихся в частной собственности. Перспективы таких территорий стать парками призрачны.

- Зеленые насаждения – главный вопрос нового генплана, - убежден Волков. – Если мы потеряем их сейчас, то это навсегда.

Кстати, московские проектировщики выступают за сохранение всех остатков зеленого диаметра. Это действительно последний парковый резерв в центре города. А настаивает на внедрении туда офисов и деловых центров как раз заказчик, администрация города. Главный архитектор города Андрей Быков красное пятно в зеленой зоне называет развитием города, хотя, если посмотреть на прежние генпланы, то решение это видится скорее деградацией.

Волков считает, что городу нужны не просто изменения в генплан, которые узаконили бы новые желания представителей строительного бизнеса, а стратегическое планирование развития города. Последний раз этим занимались в 1997 году. Волков считает, что настала пора переосмыслить градообразующую основу. Понять, что будут делать люди в этом городе? Если ставка на туризм - это один сценарий, если на производство – то другой. И еще важно – какое именно производство у нас будет развиваться...

- Градостроительство – дело государственное, - убежден Волков.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:05 Полиция разбирается в обстоятельствах гибели пациента скорой помощи в Бараках
В пресс-службе УМВД России по Владимирской области "ВВ" рассказали подробности инцидента, который произошел ночью 20 ноября. Медики скорой помощи везли на госпитализацию пациента 1987 года рождения, однако в больницу он…
вчера в 19:19 Муромлянин сгенерировал фейковый электронный перевод при покупке телефона
31-летний ранее судимый местный житель стал фигурантом уголовного дела после того, как решил завладеть телефоном 41-летнего земляка. Тот продавал его, разместив объявление в социальных сетях. Подробности этой истории соо…