13 января 2016 в 17:53

Ангел-хранитель исторического наследия

Фото: из архива редакции
Известному владимирскому краеведу Лидии Васильевне Дудоровой 14 января исполняется 80 лет. Лучший подарок к юбилею она сделала себе сама - переиздала собственную книгу о Суздале. О востребованности изысканий Дудоровой говорит тот факт, что труды ее стали объектом наживы «книжных пиратов». Сегодня Лидия Дудорова - гость «ВВ».

- Лидия Васильевна, у вас репутация ангела-хранителя исторического наследия, и в частности старинной застройки в центре Владимира. Когда вы поняли, что это надо спасать?

- Все началось в начале 1970-х с Казанской церкви, в которой венчался Герцен. Мы пытались ее защитить от сноса, выстраивались живым щитом, ходили по инстанциям, писали в центральную прессу. (Подробнее эту историю читайте в ближайших номерах «ВВ». - Прим. авт.). Но несмотря на все усилия, этот памятник мы потеряли. И вот сидим у себя в мастерской в Никитской церкви, плачем. Заходит Игорь Александрович Столетов и говорит: «Скоро заплачете еще больше. Весь старый Владимир пойдет под снос. Принят генплан московского «Гипрогора». И если раньше мы не верили, что историческое ядро Владимира может быть сметено с лица земли, то после истории с Казанской церковью мы ощутили реальность угрозы. И взялись за дело с необычайной энергией. Со старожилом Леонидом Семеновичем Богдановым обошли все улицы, каждый дом, записали его воспоминания. Потом сверяли сведения с архивными данными. Начинали эту работу вдвоем с Кирой Лимоновой. Позже в нее включился весь коллектив «Владреставрации». Мы показали значимость исторической среды. А реставраторы разработали план ее сохранения и реконструкции.

- В 1974 году, когда был представлен план реконструкции исторического ядра Владимира, мнение реставраторов для власти прозвучало уже более убедительно, чем тремя годами ранее. В чем причина?

- Противостояние вокруг Казанской церкви вошло в историю города как «бунт архитекторов». Нас тогда вызывали на заседания облисполкома, беседовали. Это был переломный момент в отношениях власти с культурной общественностью. Авторитет мастерской вырос, и в партийном руководстве поняли, что Владимирская область ‑ непростой регион. Его историческая канва требует бережного к себе отношения. Казанская церковь стала жертвой, спасшей в итоге много других памятников.

- Чего в облике Владимира могло бы сейчас не быть?

- Торговых рядов, например. На их месте планировали построить универмаг из стекла и бетона. Вызывает меня однажды Столетов и говорит: «Даю вам три дня на историческое обоснование сохранения памятника. Через три дня совет будет решать его судьбу». Архивные фонды были тогда в здании на ул. Урицкого. Там не было отопления. Сырость и холод. Единственным архивариусом, оставшимся работать в таких условиях, был фронтовик Владимир Иванович. У него не мерзли ноги, потому что ходил он на протезах. А у меня там круглый год хранилось теплое пальто, зимний платок и валенки. Сырость была такая, что берешь документ - и угол страницы остается у тебя в руках. Владимир Иванович не сразу согласился носить мне дела в авральном порядке. Пришлось уговаривать, задабривать. В итоге я успела собрать материал за три дня и доложила Игорю Александровичу, что это здание XVIII века, объяснила, почему его нельзя сносить. Это отлично понимал и сам Столетов, потому что удаление его нарушило бы всю улицу. Убрать ряды - все равно что зуб выбить. Отстояли мы тогда Торговые ряды. Это еще одна моя победа, за которую, правда, я заплатила здоровьем.

- А как вы относитесь к идее восстановления аркады Торговых рядов?

- Положительно. Обязательно надо ее восстановить. Мы еще тогда хотели и даже проект сделали.

- А как вы начали писать краеведческие книги?

- В 1991 году я ушла на пенсию. Время было тяжелое. Подруга мне выделила участок в Суздале под огород, но ничего у меня не вышло. Капусту, которую я там посадила, съели овцы. В это время общество охраны памятников предложило мне издать научные труды. Ведь я исследовала 80 объектов в области. И все это лежало мертвым грузом, известное лишь узкому кругу профессионалов. А у горожан как раз начал просыпаться интерес к краеведению. И стала я писать. С набором и редактированием мне очень помогла Валентина Титова. Первая книга «Старый Владимир» вышла в 1998 году. Затем, в 2006-м, получилось издать «Суздаль: из века в век», хотя написана она была еще в 1993-м.

- Есть такая поговорка, что для написания книги достаточно таланта, а вот чтобы издать ее в наше время, нужно быть гением. Год назад у вас вышло новое издание «Старого Владимира», теперь переиздан «Суздаль». Как вам это удается?

- С переменным успехом. «Суздаль» мне помогал издавать Игорь Кехтер. Последние книги вышли в долг - расплачиваюсь до сих пор. Один издатель меня обманул, а теперь «пиратствует». В Суздале торгует моей книгой, напечатанной самовольно. Мне обидно даже не из-за денег, а потому что там есть неточности, уже исправленные в новом варианте. А вообще в рукописях у меня материала - на добрую сотню книг.

- Какие из исследований вы бы опубликовали в первую очередь, будь у вас такая возможность?

- У меня уже готова книга по истории строительного искусства, причем не только на местном материале. Знаю, что аналогичный труд сейчас пишет в Москве доктор наук. Есть исследования дома Сапожникова, имения Воронцовых в Андреевском, почти всех монастырей в области. Но чтобы они стали книгами, мне нужна помощь.

- Какой труд вы считаете главным своим детищем?

- Они все равны, как дети для матери. Но сейчас я занимаюсь и живу схемой туристических маршрутов, которые охватывают самые дальние уголки области. Их, слегка облагородив, можно показывать туристам. Это даст толчок развитию туристской инфраструктуры и позволит задержать гостей на территории региона. Я эту тему разрабатываю уже двадцать лет. И все эти годы она обрастает новыми идеями. Очередная родилась в новогодние праздники, когда я услышала по телевизору ямщицкую песню. И так она меня тронула! Наверное, потому, что предки мои, вплоть до дедушки, были ямщиками. Представляете тематическую экскурсию на тройках, финалом которой мог бы быть концерт ямщицких песен? Их ведь известно около сотни. Вот надеемся с единомышленниками получить президентский грант на реализацию наших разработок.

Редакция «ВВ» поздравляет Лидию Васильевну

Дудорову с юбилеем!

Желаем ей здоровья

и еще многих лет плодотворного труда на краеведческой ниве.

Досье «ВВ»

Лидия Дудорова окончила ист­фак МГУ. Всю жизнь посвятила изучению родной Владимирской земли: как сотрудник ВСМЗ, как историк Владимирской реставрационной мастерской, как краевед. Трижды она поправляла доктора исторических наук Николая Воронина, и каждый раз он признавал ее правоту. Так, именно Дудорова уточнила местоположение Серебряных ворот во Владимире. Дудорова обнаружила архивные материалы по имению Храповицкого в Муромцеве и установила, что архитектором усадебного комплекса был Петр Бойцов. Дудорова стояла у истоков спасения исторического ядра Владимира, когда весь центр планировали снести и застроить железобетонными высотками.

А после выхода на пенсию Лидия Васильевна начала издавать собранные ею уникальные материалы и открыла для жителей области, интересующихся историей, удивительный мир владимирской старины, воскресив в нашем представлении картины прошлого и давно ушедших предков с их нравами и порядками, восстанавливая тем самым связь поколений.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 14:34 Владимирцам рассказали о применении декоративной капусты в ландшафтном дизайне
«На отдыхе в санатории увидела, что цветочные клумбы обрамляют декоративной капустой. Но так и не поняла: это какие-то несъедобные сорта или декоративную капусту тоже можно есть?» - спрашивает читательница «Владимирских…
сегодня в 12:31 Князь Всеволод Большое Гнездо и его жена Мария стали символом многодетной семьи
На Год семьи в России пришелся огромный юбилей - 870 лет со дня рождения великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича, который за многодетность получил прозвание Большое Гнездо.