Культурный десант.
Валерий Качаев и его супруга Елена - личности творческие. Оба по образованию театральные художники-бутафоры. А Валерий вообще человек-оркестр. Мало того что художник, так еще и режиссер, сценарист, актер и мультипликатор. Он считает себя учеником знаменитого аниматора Александра Татарского, режиссера мультфильма «Пластилиновая ворона», который перевернул представление о мультипликации.
Валерий также известен как автор комиксов и образа Морячка в клоун-группе «Магазин-Фу», которая в 90-х годах выпускала на федеральном телевидении журнал видеокомиксов «Каламбур» и скетч-сериал «Деревня дураков». В качестве актера Качаев снимался в некоторых телевизионных и рекламных проектах. В частности, был ведущим семейной телеигры «Меморина» на канале РТР совместно с Татьяной Кирилловной Черняевой, которую советские телезрители помнят как ведущую детской программы «АБВГДейка».
Елена и Валерий Качаевы реализовались не только в своих профессиях, но и как родители, а это по большому счету тоже творческая работа. Они воспитали пятерых детей, двое из которых приемные. Их дочь Анастасия и зять Анатолий Емельянов тоже живут в деревне Кузьмино. Анатолий - выпускник Пермского хореографического училища и ГИТИСа - работает художественным руководителем московского театра «Корона русского балета». Театр объездил полмира, но после осложнения международной обстановки переключился на гастроли по нашей стране. Разумеется, после высадки такого мощного «культурного десанта» жизнь в Кузьмине уже не могла быть прежней.
Анатолий и Анастасия Емельяновы выстроили в деревне дом в стиле русской усадьбы, перевезли двоих сыновей и родили на новом месте двух дочерей и мальчика. Затем в деревню переехали и Качаевы-старшие. Благодаря неуемной энергии семейства здесь появились часовня, гостевой дом, конюшня, небольшое фермерское хозяйство с лошадьми и даже памятник односельчанам, погибшим в Великую Отечественную.
А творческое начало Валерия и Елены Качаевых «проросло» на деревенской почве в виде бренда «Кузьминская игрушка». По сути, они стали родоначальниками нового народного художественного промысла по производству ватных игрушек. Почему народного? Да потому что к творческому процессу подключились жители близлежащей округи, которые привнесли свой эстетический вкус и народные традиционные мотивы.
Но что подвигло Качаевых переехать в деревню? Сам Валерий Анатольевич объясняет это так.
- Сначала мы приезжали сюда на лето просто как дачники. Брали с собой приемных мальчишек. А когда парни выросли, мы стали более свободными. Приехали в деревню - и укоренились. Влюбились в здешнюю природу. Как не очароваться, когда за окном елки стоят в снегу! В город не тянет абсолютно. Мегаполис - среда агрессивная, он людей разобщает. Здесь всё иначе. И люди более открытые. Мы научили их изготовлению игрушек и поняли окончательно: надо оставаться.
По признанию Валерия, их мастерицы уже неотъемлемая часть большой творческой семьи. Качаевым радостно наблюдать, как люди, не имея художественного образования, раскрываются и становятся настоящими творцами.
- Они делают вещи фантастические. Это их дизайн, их творческий метод. Ощущать причастность к этому - огромное удовольствие, - делится впечатлениями художник.
В творческой лаборатории.
Мы находимся в деревенской избе, которую Качаевы приобрели под мастерскую. Для деревни это одновременно и клуб, и творческая студия, и выставочное пространство, и музей ремесел. За столом творят мастерицы: две Елены, Татьяна, Марина и Мария. Кто-то из близлежащей деревни Пески, кто-то из деревни Лапино, есть и жительницы Вязников. Все они в основном работницы местных домов культуры. Это костяк творческого объединения «Кузьминская игрушка», не считая самих Качаевых.
Елена уже слепила гусей, а ее коллеги делают грибы. С виду - как настоящие! Такие игрушки станут эффектным украшением любой елки. Прошу кудесниц рассказать о технологии изготовления новогоднего чуда.
- Сначала мы берем вязальную проволоку толщиной 0,9 или 1,1 миллиметра, делаем из нее каркас фигурки, - раскрывает секреты Мария. - Затем слой за слоем обматываем основу цветной ватой. На выбор - целая палитра оттенков. Вату тонируем текстильной краской. А для увлажнения ваты и придания ей нужной формы используем клейстер, готовим его на основе воды и крахмала. Я сейчас делаю фигурку овечки.
Мария протягивает готовый образец. Овечка на вид будто сахарная, но легкая как перышко, изящная и такая курчавая! Влажная вата позволяет достигать такого эффекта кудряшек. Чтобы фигурку можно было легко повесить на елку, в процессе изготовления в нее втыкают проволоку с загнутым ушком и вдевают нить. Вуаля!
Еще мне показали фигурку человечка. Мастерицы лепят из цветной полимерной глины лицо и приклеивают его к проволочному каркасу. Для росписи личика подойдут акриловые краски. Ну а дальше уже дело техники. Шаг за шагом «скелет» обрастает нижней юбкой, верхней юбкой, кофточкой, сапожками или туфельками. Каждый слой необходимо просушить - и барышня готова. Чтобы игрушка сверкала в новогодних огоньках, ее покрывают акриловым лаком и наносят клейстер со слюдой.
Кузьминские игрушки подкупают благородными пастельными тонами, выразительностью образов и проработанностью деталей. Вот девочка, держащая крендель в руках, повязанная платком и с ведерком, а вот ее подружка в розовой мантии в бусинах. На голове - шапочка с заячьими ушками, из-под нее кокетливо выбивается локон. У всех милые кукольные личики. Ну просто умиление. Не игрушки, а произведения искусства.
- Сочетание цветов в игрушках нам диктует сама природа, - посвящает меня в свою творческую лабораторию Мария. - Нас вдохновляют полевые цветы, наши родные луга, деревня, пейзажи за околицей. Мы ничего не выдумываем - всё берем из жизни. А иной раз фигурка сама «просит», что ей надо. И тогда мы «вручаем» ей леденец или яблочко, «угощаем» крендельком. Каждый персонаж получается со своим характером, настроением.
Даже эмблема «Кузьминской игрушки» - лиса с курочкой - тоже навеяна самой жизнью. Однажды в деревню повадилась бегать рыжая Патрикеевна, которая за сезон стащила аж четырнадцать кур! И тогда художники решили увековечить ее в виде логотипа.
- Это мы у них в гостях, не они у нас, - с уважением отзывается о лесных обитателях Валерий.
Хотите верьте, хотите нет, но после этого набеги лесной плутовки прекратились. Неужели тоже зауважала художников?
Немецкий след.
Этим летом в Кузьмино приезжала перенимать технологии даже немецкая делегация. Сюда пожаловал сам Харольд Вольфарт - основатель единственного в мире музея Рождества в городе Ротенбург-на-Таубере, он же сын основателя магазина рождественских товаров Käthe Wohlfahrt. В музее собраны исторические рождественские украшения из разных земель Германии. В этом городе располагается чуть ли не самый большой в мире магазин рождественских товаров Käthe Wohlfahrt. Это целая бизнес-империя, магазины которой разбросаны во многих западных странах.
Так вот, герр Вольфарт находился на праздновании 1000-летия Суздаля и на одной из ярмарок обратил внимание на кузьминскую игрушку. Немец пришел в восторг от увиденного и приобрел сразу шестнадцать игрушек. Так профессиональный интерес привел его во владимирскую глубинку. Причем владелец бизнес-империи приехал не один, а со своей женой-японкой Фумико. Для фрау Вольфарт Качаевы провели мастер-класс, и она своими руками слепила сказочную фигурку.
- Сегодня в Германии не очень принято изготавливать ватные рождественские игрушки, хотя изначально эта технология пришла к нам оттуда. И, конечно, господин Вольфарт прекрасно об этом знал, - объясняет интерес коллеги Валерий Качаев. - Самое близкое, что там сохранилось, - так называемый дрезденский картонаж, когда из картона методом пресса делают различные выпуклые фигурки. Получается, мы передали немцам утраченные ими технологии. Произошел вот такой культурный обмен. И кто знает, возможно, в Германии возродится серийное производство ватных игрушек.
А вообще, в этой сфере у России и Германии давние связи. Ведь традиция наряжать елку восходит именно к немецкой культуре. Ее ввел на рубеже XVII-XVIII веков Петр I. После смерти императора традиция ставить елку угасла. Она возродилась лишь век спустя по инициативе принцессы Шарлотты, невесты Николая I, будущей императрицы Александры Федоровны, этнической немки.
Однако история с рождественской елкой была непростой. В годы Первой мировой войны с праздничным атрибутом боролись как с «немецкой выдумкой», а при большевиках - как с буржуазным пережитком и поповским обычаем. И все же традиция украшать ель оказалась слишком красивой. Да и ничего лучшего не придумали. В самом конце 1935 года по распоряжению Сталина праздничные ели вновь вернули в быт советских граждан. Пожалуй, только исчез религиозный подтекст: елка стала символом светского Нового года.
«Ватный ренессанс».
- Елки в СССР начали ставить повсюду - в школах, домах культуры, клубах, театрах, на главных площадях страны. А если много елок, то много надо чего? Правильно, игрушек! - задает вопрос и сам же на него отвечает Валерий: - И тут на помощь пришла ватная игрушка. Делать ее достаточно легко и просто, материал недорогой. Это не трудоемкое стеклянное украшение.
По словам Валерия, при каждом предприятии по производству игрушек стали открываться специализированные цеха. Ватные игрушки делали тысячами - спрос был просто огромен. Их выпускали вплоть до 60-х годов. Дольше всех, до 70-х годов, продержались Деды Морозы. Впрочем, и они уступили место стеклянным елочным украшениям, изделиям из пенопласта и пластика, которые производили в доселе невиданных масштабах.
- Но это было уже совсем не то: бездушная штамповка, - с сожалением заключает Валерий.
Ренессанс ватной игрушки наступил в 2000-х годах, когда возник спрос на что-то теплое, ламповое и штучное. Ее производили уже не артели, а мастера-энтузиасты. Они лепили такие игрушки как художественное высказывание. И потребители это оценили. Дело завертелось. Так что кузьминцы попали в струю. Ватная игрушка стала для них добрым талисманом и палочкой-выручалочкой.
Творческое объединение выпускает самые разные серии игрушек: «Деревенские дети», «Городские дети», «Животный мир», «Русская сказка», «Театр», «Балет». В рядах объединения - около пятнадцати мастеров. Можно сказать, что Качаевы создали на селе дополнительные рабочие места. Для деревенских жителей это неплохой заработок, особенно в канун Нового года, когда украшения разлетаются как горячие пирожки.
Кузьмино - самая красивая деревня.
Местные жители «доигрались» до того, что в этом году их деревня получила Гран-при в областном конкурсе «Самая красивая деревня» и сертификат на 200 тысяч рублей. А главным застрельщиком в этом деле стал балетмейстер и зять Валерия Анатолий, который во время визита конкурсной комиссии поставил на деревенском лугу балет «Лебединое озеро». Жюри было покорено таким творческим подходом и присудило населенному пункту Гран-при. Односельчане хотят направить призовые на благоустройство деревни. Есть планы организовать зону отдыха у пруда и возвести концертную площадку. В деревне своими силами уже построили игровую площадку для детей и установили качели.
Сейчас в Кузьмине постоянно живет человек пятнадцать, а летом деревню накрывает волна дачников, и население увеличивается в разы. Несмотря на то, что здесь по-прежнему нет газа и водопровода, эту деревню уже не назовешь умирающей. Цивилизация пришла в виде индивидуального жилищного строительства, мобильного интернета, артезианских скважин и частной инициативы неравнодушных граждан.
Теперь здесь есть свое производство игрушек, небольшое фермерское хозяйство, местные достопримечательности в виде часовни и воинского мемориала, гостевой дом. Это уже не игрушки, а серьезный социальный проект. По крайней мере, для отдельно взятой деревни.