Право голосовать
По «Городовому положению», принятому 16 июня 1870 года, учреждалась всесословная система городского самоуправления. Городские думы – выборные органы. Они получали значительные права в решении многих вопросов городской жизни. Например, заведовали городскими сборами, капиталами и имуществом, попечением о благоустройстве (дороги и мостовые, водоснабжение, освещение, пожарное дело), о здоровье жителей, призрении бедных, развитии народного образования.
Городская реформа повлекла за собой значительные изменения в российском избирательном праве. В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей, но не все.
Избиратель должен был быть мужчиной не моложе 25 лет, владеть в пределах города недвижимостью, содержать торговлю или промышленное заведение, налоговый сбор с которых поступал в пользу города. Не платившие налоги в городскую казну лишались избирательных прав.
Все избиратели делились на три разряда: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждый разряд платил треть городских налогов и избирал треть гласных. На первые две трети всех избирателей по имущественному положению приходился максимальный процент избранных гласных. Это и определяло доминирующую роль крупных и средних предпринимателей в городской думе.
Осенью 1870 года выборы во Владимире начались с составления списков лиц, имевших право участия в голосовании. После исправлений и утверждения списки избирателей опубликовали во «Владимирских губернских ведомостях». Губернатор Струков назначил выборы на 4, 5 и 7 декабря. В итоге прошедших выборов большинство во Владимирской городской думе (43 из 72 гласных) получила торгово-промышленная часть населения.
Путаница с шарами
27 декабря 1870 года гласные Владимирской думы выбирали городского голову и членов городской управы. Перед началом выборов они давали клятву, что будут голосовать по чистой совести и чести, без пристрастия и собственной корысти, устраняя вражду и связи родства и дружбы; избирать из своих собратий достойнейших.
В целом ответственное мероприятие прошло нормально, за исключением казуса, происшедшего с купеческим племянником - гласным Николаем Васильевичем Боровецким. Во время процедуры его избрания шары вынули из урны и перемешали, не посчитав отдельно избирательные и неизбирательные. При второй попытке голосования вообще одного шара не досчитались. Это обстоятельство и отсутствие Боровецкого в зале вызвали прения, а затем третью баллотировку, в ходе которой Николай Васильевич не был избран в члены управы.
Такой ход событий сильно возмутил Боровецкого. Он пожаловался в вышестоявший орган – Владимирское губернское по городским делам присутствие. На заседании 7 января 1871 года Николай Васильевич просил прошедшие выборы в городскую управу «как сопровождавшиеся явным уклонением от законного порядка уничтожить, назначив новые». При последовавшем затем обсуждении инцидента гласный Ранг уточнил, что при избрании членов управы шаров постоянно не досчитывались. После заслушивания всех заинтересованных лиц члены губернского присутствия постановили признать баллотировку Боровецкого в члены управы проведённой неправильно и предоставить ему право новой «буде он пожелает».
Николай Васильевич, недовольный принятым решением, отправил жалобу в Сенат. Сенат «не нашёл оснований к какому-либо изменению принятого постановления». Новые выборы на городские должности, как того требовал обиженный Боровецкий, не состоялись.
Интриги купца Тарасова
3 декабря 1890 года в городской управе проходили выборы гласных во Владимирскую думу на очередное четырехлетие. Поведение на них купца Тарасова возмутило многих избирателей. Девять человек обратились с письменным заявлением к городскому голове Шилову. В письме к градоначальнику недовольные граждане писали, что Тарасов на прошедших выборах имел партию и был её агитатором. Перед выборами купец ходил по городу и собрал «на имя членов своей партии» до 20 доверенностей на право голоса, которые и были представлены на выборах. За оформление этих доверенностей у нотариуса деньги платились, по всей вероятности и имевшимся слухам, Тарасовым из собственных.
Непосредственно на самих выборах купец совместно со своими приказчиками Фроловым, Шалфеевым и Селецким показывали «партизанам» (то есть членам собранной партии), куда класть шары. Пантомима была заметна всем. Если нужно было избрать кандидата, то Тарасов засовывал руки в карманы, если не избирать – закладывал руки назад. Когда его «партизаны» подходили к ящику, то прежде чем положить шар, бросали свой взор на стоявшего близ него Тарасова или на одного из его помощников и тогда голосовали.
О действиях Тарасова и его «способников» было донесено губернатору и прокурору Владимирского окружного суда. 6 февраля 1891 года владимирский голова на заседании Владимирского губернского по городским делам присутствия, представляя поданное ему заявление, объяснил, что ни до начала выборов, ни во время них ни о каких нарушениях законом установленного для выборов порядка ему заявлено не было, а потому таковые своевременно проверены быть не могли. Со своей стороны, исполнявший должность прокурора Владимирского окружного суда уведомил губернатора накануне, что возбужденное по заявлению дело предложено прекратить. Заявление оставили без последствий.
Будни или праздники?
4 декабря 1912 года гласные Владимирской думы среди прочих выборных вопросов рассматривали и такой: когда сподручнее проводить голосование - в будни или в выходной?
Гласными Овчининским, Смирновым, Молитвослововым и некоторыми другими высказано было пожелание, чтобы избирательное собрание для выбора гласных было назначено на праздничный день, так как в будний многие, особенно те, кто состоял на службе или занимался торговлей, были лишены возможности участвовать в выборах.
Другие же гласные находили удобным назначить выборы на буднее время. По их мнению, уделить один рабочий день для участия в выборах не могло встретить затруднений у избирателей, к какому бы классу они ни принадлежали, тем более что в прежнее время избирательные собрания обыкновенно проходили в будни. Подачей голосов посредством вставания, большинством 25 против 6 было решено просить Владимирскую управу назначить выборы на будний день.
День выборов
Участие в выборах требовало от избирателей и времени, и терпения. В среду, 9 января 1913 года, выборы гласных во Владимирскую думу проходили весь день. С утра толпа избирателей заполнила зал городской думы, коридор, помещение управы. К 11 часам проверили документы, раздался звонок, и все собрались в зале, где рядами уже были расставлены стулья.
Секретарь управы зачитал список 243 явившихся избирателей. Им принадлежало 266 голосов, так как некоторые присутствовавшие голосовали за себя и по доверенности. Перед началом процедуры городской голова Николай Сомов познакомил впервые участвовавших в выборах с устройством баллотированных ящиков. Их в количестве восьми штук поставили у стены зала.
Ровно в полдень начался первый тур баллотировки. Избиратели опускали шары или в правую часть ящика (за), или в левую (против), а затем переходили к следующей «урне» для голосования. Волеизъявление проходило сериями: в первом туре баллотировались восемь человек из начала списка кандидатов, затем следующие по списку и так далее. Первый тур закончился через 40 минут. После подсчёта шаров объявили результаты. Кандидат, набравший большинство голосов избирателей, считался избранным в гласные.
Закончились выборы в 9 часов вечера. За весь прошедший день 91 избиратель покинул помещение. Всего за время выборной процедуры в избирательные урны было опущено 20920 шаров. Это были последние выборы гласных во Владимирскую городскую думу, проработавшую весь положенный срок. Революционный 1917 год круто изменил всю жизнь российских обывателей, в том числе и закон о выборах.