Ломоносовский проект
Интересно, что идея единства - чтобы школьный экзамен давал право на поступление в университет - восходит еще ко временам Михаила Ломоносова. Михаил Васильевич создал в 1755 году в Москве гимназию именно как школу подготовки к университету.
Экзаменов для гимназистов запланировали много. Ученики, как современные студенты вузов и ссузов, сдавали зимнюю и летнюю сессии. В своем «Проекте регламента академической гимназии» Ломоносов писал: «Каждый год должны производиться дважды переводы из низших классов в высшие и из высших в студенческий класс. Первый должен происходить в начале нового года, второй - в начале июля.
Каждому переводу во всех классах должен предшествовать строгий экзамен, первый за 8 дней до Рождества, второй - в исходе июня, до каникул, которые предоставляются в июле».
Опорный учебный центр
В XIX веке складывается дореволюционная классическая гимназия, выпускники которой имели право без вступительных экзаменов продолжить обучение в любом российском университете. А можно было и не идти в высшую школу, а сразу после выпускных экзаменов стать учителем или чиновником. Например, созданная в 1804 году владимирская мужская гимназия в 1833 году перешла на новый устав и стала стратегическим образовательным учреждением губернии. Можно сказать, опорным учебным центром.
В гимназии не только обучали азам наук, но и готовили учительские кадры. Совет гимназии проводил экзамены и выдавал желающим свидетельства на право поступления в университеты, институты или присваивал звание уездного учителя для училищ всех видов.
Тот же совет принимал экзамены у чиновников по особой программе и выдавал аттестаты на продвижение в чинах. Кстати, экзамены для чиновников внедрил еще в начале XIX века наш земляк Михаил Сперанский.
Классическое образование
21 июня 1850 года на педсовете Владимирской гимназии были рассмотрены баллы, полученные на окончательном экзамене учениками VII класса. Среди выпускников того года - Николай Столетов. Вот что осталось в «летописи» гимназии об итогах учебы будущего героя Шипки:
«1. Ученику Николаю Столетову, получившему удовлетворительные баллы по всем предметам, выдать аттестат с правом поступления в университет без экзаменов.
2. Ученику Николаю Столетову, оказавшему при весьма хороших успехах в других предметах, имевшему хорошие успехи в греческом языке, предоставить на основании § 225 Устава учебных заведений право на чин XIV класса при поступлении на службу.
3. Ученика Николая Столетова за отличные и хорошие успехи по всем предметам и примерное поведение наградить Золотой медалью».
Братья Николай и Александр Столетовы окончили Владимирскую гимназию с золотыми медалями, а самый младший Дмитрий - с серебряной. Все трое после гимназии поступили в Московский университет на физико-математический факультет. Впоследствии, как известно, Николай и Дмитрий Столетовы выбрали военную карьеру, а Александр стал ученым-физиком.
Деньги вперед
С 1864 года гимназия была всесословной, но за учебу надо было платить. Платными были и выпускные экзамены: за полтора месяца до них нужно было заплатить 10 рублей (в пользу экзаменаторов). Сдавать экзамены могли не только гимназисты последнего класса, но и предпоследнего, в этом случае к ним предъявлялись особые требования по успеваемости.
Экзамены сдавали по следующим дисциплинам: Закон Божий (устно), русский язык (письменно), греческий язык и латынь (устно и письменно), математика (устно и письменно), история (устно).
В 1899 году в гимназиях были отменены переводные экзамены, изучение древнегреческого языка стало необязательным (как и экзамен по нему) и увеличили время на изучение точных и естественных наук.
В женской гимназии
Во Владимире с 1870 года действовала еще и женская гимназия. Практика переводных экзаменов была и в этом учебном заведении. В мае 1871 года по итогам экзаменов из 92 учениц были переведены в следующий класс 74. Например, в четвертый класс из 17 учениц перешли 15 (9 человек с наградами); в пятый класс - все 8 учениц, из них с наградами пять.
При этом по постановлению педагогического совета в высший класс без экзамена могли переходить «отличные по успехам и поведению ученицы, имеющие полные баллы по каждому предмету».
Награду первой степени (книгу) получали ученицы, имевшие оценку «отлично» по всем предметам в годовых и экзаменационных ведомостях.
В женских гимназиях для производства испытаний назначались три последние недели учебного года с 15 мая и одна неделя перед началом нового учебного года. Переводные испытания проводились во всех классах за исключением первого и второго. В 3-4-х классах девочки писали диктант и решали арифметическую задачу, в 5-м классе - сочинение, в 6-м классе — письменная работа по алгебре. Были и устные экзамены: в 3-м классе - по истории и географии, в 4-м классе — по русскому языку, арифметике, истории, в 5-м классе — по Закону Божию, истории и естествоведению (из курса 4-го и 5-го классов), в 6-м классе — по Закону Божию и географии.
После окончании гимназии девушки могли работать учительницами. Лучшие ученицы поступали и успешно учились в вузах.
В советские годы
В октябре 1918 года принят первый декрет о создании единой трудовой школы в РСФСР. Были закреплены принципы новой советской системы бесплатного общего образования с двумя ступенями: первая - пять лет обучения, вторая - четыре. В декрете было прямо указано, что «все экзамены - вступительные, переходные и выпускные - отменяются».
В 1919 году появились первые рабочие факультеты (рабфаки), просуществовавшие до середины 1930-х годов - специальные курсы для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вузы. Рабфаками также неофициально именовались подготовительные отделения вузов, создававшиеся в 1970-1980-е годы для целевого приема рабочей и сельской молодежи. По общему правилу выпускники рабфаков зачислялись в вузы без вступительных экзаменов (либо в качестве таковых засчитывались выпускные испытания).
В 1944 году появились правила проведения экзаменов на аттестат зрелости. Практически это была калька с гимназических традиций. Советские школьники сдавали экзамены по русскому и литературе, математике (алгебра, геометрия, тригонометрия), физике, химии, истории, инязу.
80-летний владимирец Валерий Борисович Воронин учился в школе родного села Ратислово Юрьев-Польского района с 1945 по 1953 год. Окончил семь классов. После седьмого выдержал экзамен и получил соответствующее свидетельство. Десятилетку окончил в селе Небылое. Аттестат о среднем образовании был выдан Воронину после успешного прохождения выпускных испытаний, которые, впрочем, не отменяли экзаменов при поступлении в вуз.
Кстати, в советское время (до 1984 года) также существовал конкурс аттестатов при приеме в высшую школу. Высокий средний балл добавлял шансов на поступление.
...Несмотря на внушительную армию противников ЕГЭ, современный способ проведения итоговой аттестации отнюдь не новомодная реформа, пришедшая с запада, а возвращение к отечественной традиции, во времена братьев Столетовых.