Из истории «Торпедо»
Для начала в клубе нам напомнили — далеко не все лучшие достижения владимирской команды связаны с именем Стогова. В клубе не отрицают, что команда образца 2004 года из середнячков второй лиги за сезон взлетела на первую строчку турнирной таблицы. Но напоминают - лучшие достижения «Торпедо» в первенствах страны приходятся на времена главного тренера Юрия Пьянова: 6-е место в первой лиге 1994 года.
Лучшим достижением «Торпедо» в Кубках страны считается 1/8 финала в 2011 году — это было при Евгении Дурневе.
Полные стадионы владимирская команда собирала разве что на кубковых матчах с ЦСКА, «Зенитом», или в уж совсем давние 60-е годы ХХ века.
Напомнили также и о том, что не только Стогов приводил коллектив к 1-му месту в зоне «Запад» второго дивизиона в 2004 году, но и в 2010 году - Дурнев. Но лишь во втором случае учредители смогли найти финансы для того, чтобы «Торпедо» один сезон 2011-2012 годов провело в первой лиге. Но на следующий сезон денег не хватило, и ФК «Торпедо» не смог даже выступить во втором дивизионе - и временно лишился профессионального статуса.
Но весь этот исторический экскурс, во-первых, говорит о том, что «Торпедо» способно на большее, чем сейчас. Во-вторых, исторические уточнения не отвечают на главный вопрос: что «Торпедо» ставит во главу угла своего развития - работу с местной молодежью, спортивные достижения или повышение лояльности со стороны болельщиков? Увы, после ответов Акимова ясности, по мнению редакции, больше не стало. Впрочем, судите сами.
- Александр Евгеньевич, с чем вы согласны или не согласны в связи с интервью Стогова?
- Не хочу, чтобы мои доводы читатели воспринимали как попытку оправдаться. Говорить надо по справедливости, дать полную информацию. Олег Валерьевич сказал, что у него нет ясного вектора развития владимирского футбола. Может быть, я отчасти соглашусь с тем, что у клуба «Торпедо» сейчас нет определенной задачи. Это должна быть либо задача 1 места в группе, либо упор на подготовку молодежи, чтобы в клубе были собраны сплошь местные воспитанники разных возрастов. Но я не могу согласиться с тем, что мы будто бы «просто осваиваем бюджет» и ничего не делаем для развития клуба и регионального футбола.
- Мы говорим сейчас о периоде с 2013 года, когда «Торпедо» восстановило профессиональный статус...
- Так вот, сразу о молодежи в этот период многое надо уточнить. В 2013 году, когда мы начали работать в новой структуре АНО, то купили четверых воспитанников футбольной школы почти за 700 тысяч рублей и дополнили теми ребятами, за которых можно было не платить. Порядка 10 человек в команде тогда было молодежи. В целом в 2013 году в команде на 90% были либо уроженцы Владимира, либо интегрированные в местный футбол игроки: Боллоев, Смирнов.
Воспитанием местной молодежи мы занимаемся. Но клуб с самого начала все-таки отказался от чисто молодежного состава главной команды «Торпедо». Мы пришли к выводу, что исключительно молодежь в команде - это плохо. Когда только ветераны - тоже плохо. Только на основе баланса возрастов и игроков с разным опытом мы могли строить новую команду в 2013 году, после того как возродился профессиональный клуб «Торпедо».
Но затем мы продали Земскова. Завершили карьеру возрастные игроки. Ушли в Иваново на более высокую зарплату Зимарев и Путилин. С тех пор клуб купил у спортивной школы выпускников разных лет: Тевосян, Савельев, Татаренко, Гончаров, Гладышев, Гришин, Ларионов, Тараканов. Большинство так толком и не заиграли в клубе.
Гришин, например, уехал играть в ЮАР. Но мы не намерены забывать о потраченных на его покупку деньгах. Вступили в тяжбу, добились решения ФИФА о выплате компенсации за Гришина от южноафриканского клуба. Есть и судебное решение в нашу пользу. Будем добиваться, чтобы средства были в «Торпедо» возвращены.
А владимирских игроков для «Торпедо», достойных даже второго дивизиона, сейчас просто нет. Тем не менее два сезона подряд (2016 и 2017 годы) «Торпедо» финансировало участие команды спортшколы в первенстве МФФ «Золотое кольцо России». На это мы тратили по 800 тысяч рублей, и не из бюджетных средств, а из своих, заработанных на тех же билетах. Надеялись увидеть нового Зимарева или Земскова, пригласить их. Но нет! За два года расходов на «Торпедовец» стало очевидно, что взять из этой школы во взрослую команду мало кого можно. В этом году мы вынуждены отказаться и от этого финансирования молодежной команды.
Вот на таком уровне работает СШОР как производитель футболистов! Лучших воспитанников школ - и нашей, и ивановской - забирают в футбольные академии еще на ранних стадиях подготовки, в 13-14 лет. Но мы постоянно просматриваем и готовы даже потратить деньги на покупку молодежи.
- Ну так возьмите еще неопытных из школы - и дотягивайте.
- Так мы и делаем по возможности. Гладышева (1996 г.р.) тянем, Тараканова (1999 г.р.) тянем... Но уровень их игры не тот, что требуется. Вложив в покупку одного молодого игрока из футбольной школы до 300 тысяч рублей, обеспечивая их зарплатой, потом их с выгодой продать, как Земскова, - шансов практически нет. Даже на 10-е место во втором дивизионе с молодежью мы бы не наиграли.
Напомню, что Олег Стогов в 2004 году, когда команда заняла первое место, тоже не опирался на молодых. В том году финансирование было увеличено в разы, и в «Торпедо» Стогов собрал опытных владимирских и иногородних игроков, выступавших в высшей и первой лигах. Прекрасно это помню, ведь я сам играл в том составе...
Сегодня в команде «Торпедо» есть приезжие игроки лучше Тараканова. Но Тараканов — наш, владимирский молодой футболист. Поэтому он будет выходить на поле и играть. И вообще, у меня сейчас в каждом матче два молодых игрока на поле - это мы по регламенту обязаны обеспечить. И еще четверо - в запасе. Итого шесть молодых, треть команды!
- А если бы учредители клуба поставили задачу брать в команду молодых ребят из футбольной школы?
- Если бы учредители нам это твердо сказали, мы бы так и сделали. Невзирая на результат. Но когда ставится задача занять пятое место, мы отталкиваемся от этой задачи.
- Как вы сами оцениваете уровень работы тренерского и административного штаба команды?
- Между нами в штабе клуба бывают разногласия и споры. Но мы - руководство клуба — команда единомышленников. И мы все владимирские: Вязьмикин, Дурнев, братья Глебовы... Постепенно штаб наполнятся бывшими игроками, которые заканчивают карьеру. Смирнов стал администратором, Дубровин - сначала тренером молодежки, а с этого года будет тренером основного состава. Считаем, что мы - команда, которая может достигать поставленных целей. Думаю, нам потому учредители и доверяют, поскольку видят, что здесь свои и с нас можно всегда спросить.
Я свое место главного тренера не покупал. Я его заслужил результатами работы. Если скажут учредители, я уйду, хоть пятое место займем, хоть первое.
- Вновь и вновь возникает вопрос о достаточности бюджета, который тратят на футбольный клуб поровну область и город...
- Об этих 36 миллионах, о которых все говорят, и Олег Валерьевич считает достаточными... В этих расходах есть несократимые вещи: тренировочный процесс, игры, расходы на судей, взнос в ПФЛ и другие. Мы экономим на всем. Сегодня мы живем по нормативам расходования средств. Штатное расписание утверждается учредителями, все выплаты идут под их контролем. Мы в любом случае отчитываемся перед учредителями в плане решения задач. А в плане финансовой дисциплины с нас три шкуры сдерут, если мы в расходах позволим шаги вправо-влево.
Для нас каждый приезжий игрок — это легионер, который должен играть на высоком уровне. Мы подписываем контракты с теми, в ком уверены. И если человек не справляется, то договариваемся о расторжении контракта раньше срока. Я могу за каждую тренировку, за каждый потраченный рубль отчитаться.
- Речь идет не о вашей личной финансовой добросовестности — ее мы не подвергаем сомнению, а о том, что в развитии «Торпедо» наблюдается стагнация?
- Есть определенное топтание на месте. Но это не стагнация. Пятое место мы занимали. Просили чуть увеличить бюджет, чтобы сделать шаг вперед. Но ничего не изменилось. И потом мы уже стали седьмыми. Да, пока нет четкой цели. Но нет и бардака и хаоса, в котором нас многие пытаются обвинить.
- А что вы скажете про убывание рядов болельщиков?
- Мое тренерское дело - это игровая составляющая. Наверное, болельщик пойдет, если будем играть лучше. Но не только это влияет на посещаемость. Это еще и удобства на стадионе, и погодные условия. Если над головой болельщиков будет козырек, а снизу - подогрев сидений, то это другое дело.
А играем в октябре, ноябре, апреле. И я не думаю, что будет больше зрителей, если мы с молодежью будем бороться за 15-16-е места.
Есть еще момент. Обозначить задачей первое место. Это будет стимулом и для нас, и для болельщиков. У ивановского «Текстильщика» бюджет намного больше, чем у нас. И они всегда говорят, что их задача - первое место. Но они годами не выходят в ФНЛ.
Я считаю, что и нам нужен следующий этап, следующая задача: подготовиться, и на эти же деньги в будущем сезоне выиграть первое место. К сожалению, чудеса случаются очень редко. А это из серии чудес.
И надо отдавать себе отчет, что 150 миллионов рублей на первенство ФНЛ на данном этапе регион не найдет. Поэтому, думаю, учредители и ставят перед нами понятные и реальные задачи.
- Заметно, что в областном футбольном хозяйстве есть разногласия. Отсюда и идея все объединить, как было раньше: клуб, стадион, школу.
- Это опять-таки дело учредителей. Да, у нас порой напряженные отношения со стадионом и споры со школой. Мы хотим поменьше платить, они хотят побольше получать. Спорить и торговаться — это нормально, но надо спорить по делу.
Я благодарен Олегу Валерьевичу Стогову за то, что он высказался о клубе в довольно мягкой форме. Можно было и жестче по нам пройтись. Но я за то, чтобы говорить фактами, говорить правду и спрашивать у нас, если возникают вопросы. Призываю честно говорить о том, что есть и что будет.
- Ну и явно нужна площадка для разговора о футболе. Увы, но у нас в ренгионе нет никакого открытого обсуждения футбольного будущего Владимирской области. Мы в «ВВ» готовы стать такой площадкой.
- Клуб всегда открыт для любых вопросов. Для открытого и постоянного разговора о будущем владимирского футбола хорошо подходят СМИ. И ваша газета тоже. Главное — чтобы звучала полная и честная информация от всех сторон, а не попытки уколоть друг друга исподтишка.