Переправа, переправа...
9 апреля понтонный мост, соединяющий заречную зону и Вязники, развели второй раз за сезон - первый пришлось в декабре из-за зимних капризов Клязьмы. Кратчайший путь по суше на время половодья стал недоступен. Можно, конечно, в объезд до Заречья добраться, но придется сделать крюк в 100 километров. Понятное дело, народ выбирает водный транспорт.
...Дорога к переправе из центра города заняла на машине несколько минут. На берегу «спешиваемся» и по весенней грязи топаем к лодкам - без резиновых сапог делать здесь нечего. Неужели нельзя заасфальтировать площадку? «Бессмысленно», - отвечает замглавы районной администрации Андрей Рыжиков. Говорит, что вода смоет, и меняет ботиночки на тонкой подошве на резиновые...
Час неурочный: бесплатная переправа работает два часа утром и два часа вечером. Если нужно, то в любое время суток в Заречье отправят бригады экстренных служб. На днях сотрудников РЭС переправляли электроснабжение восстанавливать. А еще был случай: пришлось выполнять последнюю волю жительницы райцентра: она хотела быть похороненной на малой родине, в Золотой Гриве (это одна из зареченских деревень), пришлось гроб на лодке везти.
Работающий и учащийся люд, спешащих в город по делам пенсионеров доставляют из зареченской зоны в «материковые» Вязники на двух лодках-моторках. Перевозит частник - с ним у муниципалитета заключен договор. Тут же «припаркован» водный транспорт МЧС. За сутки, говорят перевозчики, переправляется от 70 до 100 человек. Толкучки нет, все организовано: «Без жилетов в лодку не посадим!», все к началу трудового дня успевают.
А те, кто не успевает? Сколько стоит поездка? Сопровождающие журналистов лица - сотрудники муниципалитета и эмчеэсники - молчат. «Гражданские» косятся на сопровождающих и тоже как воды в рот набрали. Удается разговорить женщину с авоськами. Словно стесняясь, выдавливает: «Все бесплатно. Это уж я сама в качестве благодарности, а не платы за проезд 50 рублей отдала». Таких, кто сплавляется не по графику за время нашего заречного путешествия набралось больше десятка. В общем, если нельзя, но очень надо, то можно.
- Да тут во многих дворах свои лодки есть - люди привычные. Доезжают на лодках, потом - в машину, и в город. Те, у кого нет своего транспорта, кооперируются с автовладельцами, а у некоторых по две машины: одна на этом берегу, другая - на том, - «просвещает» начальник районного управления ГО и ЧС Павел Мокров. - Если кому в тягость переправа, могут в Вязниках на время половодья остаться в гостинице. Плату там для зареченских снизили до 100 рублей в сутки, но пока вала желающих не наблюдается.
Широка река
Трансфер до Заречья пока занимает минут пятнадцать, но если Клязьма сильно разольется, то время в пути может увеличиться до получаса и больше. Мы мчимся на транспорте МЧС. Ветрено и с непривычки не очень уютно. Не до красот, хотя разлив впечатляет, на реке - тишина, слышен только шум мотора. На противоположном Вязникам берегу стоит несколько легковых авто, но для нас приготовлен спецтранспорт - видавший виды «ГАЗ-66», выкрашенный в армейские цвета. Владелец машины и шофер - местный пенсионер Сергей Лагутин. С ним администрация тоже заключила договор на перевозку людей и грузов. Вместимость автомобиля - 22 пассажира, но по словам Сергея Константиновича, ежедневно он возит до переправы и обратно человек десять, по понедельникам - народу побольше, а в зимний разлив почти всегда был полный «салон».
- Транспорт исправен - машина советская, 1970-х годов. Запас горючего есть, - рапортует автовладелец. - Так что возил и возить людей буду без перебоев. По лестнице, сваренной из кусков арматуры, забираемся внутрь. Экстрим! Памятник отечественного автопрома. Краска кое-где слезла, на потолке - следы от светильников, сами лампы в наличии не все. Вместо лавок какие-то ящики, покрытые матрасами, впрочем, вполне мягкими и относительно чистыми. На стене у входа - закрепленный сельхозинвентарь.
Местные однако не жалуются: в сильный разлив только этот «газон» и выручает зареченцев. Машина высокая, даже если дорогу зальет, проедет.
Убедиться в проходимости «старичка» пришлось лично: на дороге - перелив, границы асфальта обозначены палками-вешками. Тут никакой джип уже не проскочит, только «газон»!
- Хорошо бы этот участок дороги приподнять на несколько метров, - размышляет Рыжиков. - В большой разлив, конечно, это не спасет, но... Мы этот вопрос сейчас прорабатываем с дорожниками. Конечно, все как всегда упирается в финансы.
Пока едем, разговариваем. Например, интересуемся, как пожарные будут действовать, если огненное ЧП случится в заречной зоне. Андрей Васильев, врио начальника ФГКУ ФПС № 3 по Владимирской области, поясняет, что в деревне Козлово есть свое пожарное подразделение: 2 единицы техники и 10 человек личного состава. В помощь им - 29 обученных добровольцев с мотопомпами. Есть передвижной пожарный пункт. Если что, помогут лесники. Заключены договоры с ивановцами и нижегородцами - до некоторых населенных пунктов Заречья им сподручнее добраться.
Но, по мнению пожарных, дело не только в наличии сил и средств, главное - народ здесь дисциплинированный, пожарной безопасностью не пренебрегающий. - За 19 лет моей службы всего один крупный пожар был, - добавляет начальник отдела надзорной деятельности и профработы по Вязниковскому и Гороховецкого районам Василий Шибаев, и тут же суеверно стучит по фанерной обшивке «газона».
Пасторальный роман
В деревне Козлово, куда нас доставил «ГАЗ-66», жизнь течет своим чередом: тишь да гладь. Улицы почти безлюдны. Лишь во дворах и на огородах заметно какое-то движение и горластые петухи нет-нет да нарушат пасторальную идиллию сонного зареченского царства.
- К нам летом надо приезжать! Красота! - говорит главный специалист отдела городского хозяйства администрации Вязниковского района Елена Максимова. - Но и в половодье жизнь не прекращается. Многим даже нравится, что мы так обособленно живем в это время, спокойно.
Елена Юрьевна живет в Малых Удолах, ее телефон известен всем односельчанам и жителям соседних деревень. Максимова для них как оперативный штаб и справочная служба, ну и своя, местная — сама все нужды людей понимает, тоже ведь из Заречья.
- Пенсии нашим жителям выданы сразу за два месяца. В магазины завезен запас продуктов. Где нет магазинов, продукты доставляет автолавка, - рассказывает Максимова. - Все необходимое у людей есть.
Наличие необходимого проверяем в местном магазине. На витринах - сахар-песок, майонез, колбаса, хлеб, «молочка». Есть алкоголь, фрукты-овощи, промтовары.
- С продуктами проблем нет - основные продукты у нас завезены. Быстропортящиеся доставляем два раза в неделю. Можем что-то и под заказ привезти, - говорит продавец Эльвира Хитёва.
Единственная покупательница сельпо, представившаяся Татьяной Александровной, согласно кивает. - Я тут 68-ю весну встречаю. Все у нас нормально - так и напишите! А то были тут одни «корреспонденты»... Это как же можно так врать?! - Возмущается пенсионерка, видимо, имея ввиду журналистов телеканала «Дождя» из Москвы.
В штатном режиме
Недалеко от магазина - пожарная часть. Огнеборцы на посту и готовы продемонстрировать, что техника в боевой готовности и самим им собраться - только подпоясаться. Верим на слово, и с пожеланием пожарным сухих рукавов продолжаем прогулку по Козлову.
Напротив «пожарки» три двухэтажных кирпичных дома - наследство колхозного благополучия. Один дом, правда, с явными признаками разорения, зато во дворе второго мужчина обихаживает двор. Знакомимся. Пенсионер Вячеслав Ледков у реки живет уже пятнадцать лет. На жизнь не жалуется и очень хвалит местную продавщицу: «Уж такая заботница! Для людей старается, чтобы в магазине все было».
За спиной пенсионера гогочут гуси - всполошились от непрошеных гостей. Хозяин любезно предлагает «охрану» от живности и показывает, как пройти к школе и ФАПу.
Расположены эти важные для деревни учреждения в одном здании.
В школе идут занятия. Урок в начальных классах ведет Ирина Лебедева. В козловской школе - только десять учеников и шестеро малышей в дошкольной группе. В разлив в начальную школу ходят и ребята постарше - для троих учеников 6-7 классов (в обычное время они учатся в райцентре) организовано дистанционное обучение. На доске объявлений висит расписание, ребята приходят к назначенному времени, усаживаются за компьютеры и через «скайп» общаются с учителями. По словам Ирины Александровны, детям такие уроки нравятся. К тому же и качество образования повышается: 40 минут с глазу на глаз с учителем дорогого стоят.
В местный ФАП можно попасть через коридоры школы или через отдельный вход. В фельдшерско-акушерском пункте, как и положено, чистота, порядок и пахнет «больничкой». Пациентов нет. В кабинете дежурит медсестра. А фельдшера на месте не оказалось - Нина Лебедева на новой служебной «Ниве» объезжает больных в дальних деревнях.
Пока осматриваем ФАП - здесь есть все необходимое для оказания первой медпомощи, запасены лекарства, организованы три койки для дневного стационара - Нина Николаевна возвращается. Говорит, испытывала «Ниву» водой. Испытание сегодняшнего дня автомобиль прошел, но вот завтра, если понадобится доехать до переправы или в дальнюю деревню, придется воспользоваться «газоном».
По словам Нины Лебедевой, половодье в Заречье и для медиков дело привычное: система отлажена. Фельдшер сопровождает больного до переправы, а в особо сложных случаях до «скорой» на том берегу.
- Сейчас даже лучше стало: раньше переправа работала только в светлое время суток. Был случай (давно, правда) мужчина получил ножевое ранение, пришлось дежурить возле него до утра. Теперь обещают, что транспортом - машиной и лодкой - обеспечат в любое время, - говорит фельдшер. В заречной зоне, по данным районной КЧС, на начало апреля было 46 человек с хроническими заболеваниями, но большинство из них наблюдаются амбулаторно, а нуждающиеся в плановой госпитализации прошли ее до активного половодья. Хотя, конечно, жизнь вносит свои коррективы. Накануне нашего приезда из зоны подтопления в городскую больницу Вязников отправили восьмилетнего мальчика с вирусной инфекцией.
В обратный путь
Обратный путь к переправе показался короче, а ретроавтомобиль - удобнее. Да и сам сплав «по опасной реке» доставил большее удовольствие: ветер стих, солнце наверстывало упущенное за зиму, а с Клязьмы открывался чудный вид на вязниковские храмы.
Жизнь Заречья в разлив не заканчивается - это точно, но назвать ее абсолютно беспроблемной, пожалуй, язык не повернется. Большие неудобства доставляют зареченцам переливы дорог: не то что к реке в это время подъехать сложно, но и между населенными пунктами сообщение затруднено.
К всесезонным проблемам можно отнести и отсутствие газа в деревнях за рекой, и разорившиеся колхоз и торфопредприятие, дававшие работу большинству. В половодье эти «болевые точки» начинают напоминать о себе, как старые фронтовые раны. Нет работы, нет современного соцкультбыта - нет мотивации для молодых жить и развиваться на малой родине, а это значит, что в Козловской начальной школе будет с каждым годом все меньше учеников (сейчас на всю заречную зону - пятеро детей до года), а дома коренных жителей скупят дачники из столицы...
У современного Заречья нет былой самодостаточности: ежедневные вояжи на работу и учебу в Вязники вынуждены, необходимы, обязательны. Народ, конечно, к трудностям привык, но от более комфортных условий, думается, не отказался бы. Не все на «газоне» ездить и полтинниками из-под полы лодочников «благодарить»! Как не крути, а XXI век на дворе.
При содействии пресс-службы ГУ МЧС по Владимирской области.