18 апреля 2018 в 16:25

Роман Евстифеев: «Нашему «Лувру» тоже нужны друзья!»

Фото: Александр Известков
«Самочувствие» Владимиро-Судальского музея-заповедника продолжает волновать горожан. Сегодня на страницах «ВВ» дискуссию, начатую советником губернатора Алисой Аксеновой и подхваченную генеральным директором ВСМЗ Игорем Конышевым, продолжает Роман Евстифеев, доктор политических наук, действительный член Академии политической науки, член Экспертного совета Российской ассоциации политической науки, ведущий научный сотрудник Владимирского филиала РАНХиГС.

- Роман Владимирович, почему вас волнует судьба музея?

- Как ученый, я много занимаюсь социально-политическим развитием регионов, включая и нашу область. Мы в нашем филиале РАНХиГС уже не первый год проводим масштабные исследования социального самочувствия и социального согласия населения Владимирской области. И у меня, как у научного руководителя этой работы, есть все основания утверждать, что общее благополучие жителей региона зависит не только от экономического процветания, но и от таких нематериальных вещей, как осознание своей общности, причастности к региону, собственные отличные от других региональные ценности. Все это вместе в науке называется региональной идентичностью. Можно сказать даже более жестко: есть региональная идентичность - есть регион, нет идентичности - нет региона.

Музей - один из тех институтов, который формирует и национальную, и региональную идентичности. И когда в музее начались изменения, связанные с политикой нового руководства, они стали вызывать у меня беспокойство, так как в них я увидел угрозу нашей региональной идентичности, а может быть, и нашей национальной идентичности. Мне показалось, что нельзя в такие моменты оставаться в стороне, быть непричастным, надо, напротив, демонстрировать, что регион существует, что есть жители, которым небезразлична судьба музея и региона в целом.

- В интервью «ВВ» Игорь Конышев сказал: «То, чем будет музей через 5-10-15 лет, вам не скажет никто. Это сложно предугадать». Не сомневаюсь, что сложно (в нашей стране особенно!), но предлагаю поразмышлять. На ваш взгляд, каким будет ВСМЗ, например, через пять лет?

- Я могу уверенно сказать, что те «инновации», о которых много говорит директор музея, – это прошлый век. Мы их, на самом деле, давно переросли. Это, конечно, не совсем его вина – сегодня вообще мало кто понимает, насколько далеко мы продвинулись в технологическом плане.

На мой взгляд, главных трендов сегодня три.

Первый - это взаимодействие на принципах комбинирования биологического и искусственного интеллекта. С искусственным интеллектом уже каждый может поговорить в своем смартфоне. Пока только о погоде и прочих мелочах. Но он быстро обучается и уже завтра может стать прекрасным эрудированным и интеллигентным собеседником, с которым приятно прогуляться по древнему городу и поговорить о древнерусском зодчестве. Вот о чем, на мой взгляд, надо размышлять. Кто и чему будет учить искусственный интеллект? Как сохранить те богатства человеческого, именно человеческого опыта, которые были накоплены в нашем музее? А мы разбрасываемся людьми, теряем навсегда их опыт, знания, традиции. Каким будет этот искусственный интеллект - холодным, циничным и полуграмотным или интеллигентным, понимающим, эрудированным? Вот в чем главный вопрос.

Второй тренд – стирание всяких границ между покупателем, клиентом, пользователем и гражданином. Причем границы стираются также между частным и публичным, но у нас это часто происходит только в одну сторону - в сторону «приватизации» публичного, а современное движение идет и в другую сторону – в сторону возвращения публике её достояния, отобранного машиной государства и частником, своеобразная «ренационализация» частного и возвращение отчужденного государственного. Отсюда рост чувствительности людей к общим ценностям, составляющим национальную и региональную идентичность. Это уже реальность, и она будет усложняться, к этому надо готовиться.

Третий тренд. Директор музея, безусловно, полностью прав, говоря о том, что никто не сможет предугадать, каким будет музей через 10-15 лет. Потому что это не может зависеть от одного человека. Сегодня главный рецепт плавного вхождения в будущее - это выстраивание диалога в цепочке граждане – эксперты – лица, принимающие решения. Если такой диалог не настроить - будущее может быть очень неприятным. Причем для всех.

- Кстати, о диалоге. В эфире телекомпании «Губерния33» Игорь Конышев на вопрос, возможен ли консенсус с теми, кто критикует его деятельность, ответил: «Проблема в том, что стейкхолдеров, способных говорить на тему современного музея, в области нет». Как вы считаете, Игорю Конышеву действительно не с кем на равных разговаривать в регионе?

- Возможно, директор музея вкладывает какой-то свой особый смысл в слово «стейкхолдер». Или просто плохо представляет, как устроено современное российское общество и жизнь во Владимирской губернии в частности. В любом случае, мне лично обидно за тех людей, которых можно с полной уверенностью назвать «держателями акций» («стейкхолдерами») Владимирской земли. Это – в первую очередь, мы с вами, жители этой земли, а во вторую – те люди, которым законом переданы власть и полномочия по управлению важнейшими сферами жизни в регионе. Среди этих людей, кстати, и губернатор Владимирской области.

Кроме того, в уставе музея так и написано, что учредителем и собственником Музея является Российская Федерация. Не Минкульт, не любой другой государственный орган - а Российская Федерация, как страна и ее граждане, то есть мы с вами.

Если Игорю Конышеву нет равных среди таких «стейкхолдеров», если он не может опускаться до разговоров с губернатором области, то это какое-то иное устройство нашего общества, чем определено в Конституции Российской Федерации. Дальше не буду развивать эту мысль.

- Больной вопрос - наука в музее. Сейчас ведется научная работа в ВСМЗ? Что об этом известно владимирскому научному сообществу?

- Долгое время, которое в целом продолжается и по сей день, музей-заповедник в научном плане был довольно закрыт. Говоря простым языком – наука «варилась в собственном соку», ну, может быть, выходила на уровень общения с другими музеями. Это, на мой взгляд, сильно обесценивало эту научную работу, при всей ее важности и успешности для внутренней деятельности музея. Времена действительно стали другие. Сегодня, на мой взгляд, нужна экспансия музея в научное пространство региона, страны и мира. Причем не только за счет собственных ресурсов, но и с помощью исследователей и научных коллективов, которым интересны те ценности и артефакты, которые принадлежат нам и хранителем которых определен Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

С этой точки зрения надо не просто развивать науку – надо развивать современную науку, которая лицом обращена и в научную среду, и к публике, которая понятна и интересна.

Я бы, например, приветствовал, если бы музей дорос до создания собственного периодического издания, специализированного научного журнала о Древней Руси. Вообще сегодня нет ни одного научного журнала в мире о культуре и истории Древней Руси. Мы говорим об особой цивилизации, о нашей роли в мировой истории. Я специально смотрел, есть журналы о европейском средневековье, есть журналы о Древней Греции, специальные журналы о египетской цивилизации... И где как не во Владимире, не в нашем музее быть центру изучения Древней Руси? Возможно, в кооперации с нашими вузами, с другими научно-образовательными организациями. Вот это проект, который, как мне кажется, может объединить и региональные интересы, и интересы общественности, и интересы музея.

У меня была надежда, что новый директор музея, как было заявлено - кандидат исторических наук, даст новый импульс развития науки в музее. Но, к сожалению, пробыл он кандидатом наук очень недолго (вскрылась ошибка - нет у Конышева ученой степени) и к науке большого интереса не проявил. Возможно, Игорю Валерьевичу все-таки стоит заняться наукой, защитить диссертацию, понять, как это изнутри устроено…

Кстати, если обратиться к уставу музея, то первой целью деятельности организации обозначено – «осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности». А дальше идут цели, связанные с хранением, собиранием, изучением музейных предметов и коллекций и так далее.

- Судя по публичным высказываниям Игоря Конышева, он не отказывается от просветительских функций музея. Так и говорит: «Надо учить читать современное искусство». Как, действительно, приучить владимирцев к современному искусству? Может быть, мы просто все ретрограды махровые, а тут человек со свежим взглядом? И правильно, что он Детский центр в Палатах закрыл: дети - современные, а Центр - замшелый?..

- Современное искусство – очень широкое понятие, с помощью которого можно объяснить что угодно.

Например, я считаю очень глубоким и опасным заблуждением, что современному человеку и современным детям нужны только виртуальные образы реальности, а сама реальность не нужна. Напротив, музей – это прорыв в реальность, которая существовала без нас, то есть до нас, и будет существовать после нас. Это фантастически богатая идея, которая позволяет каждому понимать свое место в этом мире. Мне кажется, дети ищут в музее, скорее, как раз пространство традиционного общения, близкого знакомства с тем, что можно посмотреть, потрогать, сделать руками и т.д. Виртуального мира стало вокруг намного больше, чем реального. И дома, и в школе. А кто научит детей реальности? И что может быть реальнее прошлого твоей земли, твоего народа, твоей семьи?

- Но, возможно, действия дирекции ВСМЗ обусловлены заявленной целью: музей должен быть современным и привлекательным, а музейные работники разговаривать с посетителем на одном языке. И, кстати, какой язык у сегодняшнего посетителя?

- У нас один общий язык - русский. Все остальное – философствование, которым нельзя обосновывать серьезные изменения в судьбах людей и всего региона. Тут нужны факты и аргументы. Их, как я понимаю, – нет. Нет никакого анализа деятельности музея, нет описания проблем, нет четкого понимания, что не так, обоснования, что нужно менять, - нет ничего, кроме красивых фраз. Я бы лично не рискнул ради красивой фразы ломать то, что строилось десятилетиями. Сначала нужно понять, объяснить русским (!) языком, что происходит, а потом строить планы, как что-то изменить.

- По городу ходит много слухов о музее. Недостаток информации, непонимание, страхи и домыслы приводят к самым неожиданным фантазиям и мифам. Насколько это мешает развитию взаимопонимания и доверия музея и общественности?

- Да, это правда. О музее много информации, которая передается по неформальным каналам, мне кажется, это говорит о заинтересованности местного сообщества, его включенности в события, которые происходят в музее и вокруг музея. Это очень мощный ресурс, который можно было бы использовать на благо музея, но сегодня он развивается сам по себе, и обижаться на это бессмысленно.

Да, действительно, люди говорят разное. И о баснословных зарплатах руководства музея, и о том, что некоторые руководители месяцами не появляются на работе, и о стиле и методах руководства, о частом использовании нецензурной брани в отношении работников прямо в стенах культурного учреждения, и даже о нетрадиционной сексуальной ориентации некоторых руководителей.

Вы правильно отметили - это все, конечно, следствие информационной закрытости музея. Но мне кажется, это не должно нас отвлекать от главного. А главное в том, что, несмотря ни на что, мы все с вами одной ориентации – мы граждане Российской Федерации, и нас, прежде всего, должно заботить, как развивается наша страна, люди, как сохраняется наше наследие, и если людей это волнует – я считаю, что это очень хорошо. А с различными нарушениями, если они имеются, должны разбираться государственные органы, у нас их много.

- Что можно предложить, на ваш взгляд, для урегулирования ситуации и дальнейшего развития музея на благо отечественной культуры? Какова должна быть роль в этом общественности региона?

- Все предложения уже были высказаны много раз, частично они даже были представлены и на совещании у министра культуры 18 мая 2017 года, тема совещания, кстати, была: «О программе развития Владимиро-Суздальского музея-заповедника».

Итак, первое – музей продолжает терять опытных и известных специалистов, люди продолжают увольняться, не находя себе применения в новых условиях и из-за невыносимой атмосферы, создаваемой в музее. Полноценной замены этим людям нет, мы теряем самое главное в музее, его лицо и его качество. Предложение простое – прекратить ломать музей и людей, в нем работающих.

Второе – до сих пор нет никакой ясной и внятной стратегии развития музея, ради чего происходят изменения и ради чего увольняются люди. Пока все ограничивается общими рассуждениями, на основании которых нельзя принимать серьезные решения. А они уже принимаются. Кстати, на совещании у министра культуры директору музея было поручено разработать проект Концепции развития музея и после общественного обсуждения и рассмотрения в Союзе музеев России представить проект в Минкультуры России. И даже срок был определен - до конца 2017 года. Сейчас уже апрель.

Третье – до сих пор нет никаких институтов согласования интересов органов власти, регионального сообщества и музейного руководства. Во всех ведущих музеях мира есть общественные советы, в которых в диалоге и спорах рождается путь музея, его приоритеты и цели. У нас ничего этого нет, и, что самое неприятное, - со стороны руководства музея нет никакого желания учитывать интересы региона и его жителей. Хотя в других сферах сегодня уже есть хорошие примеры развития государственно-общественных форм управления, даже в таких закрытых, как, например, областное управление внутренних дел или УФСИН. А музей продолжает жить по правилам прошлого века.

- Может ли областная власть повлиять на музейную политику, ведь ВСМЗ и его руководство подчиняется министерству? Кажется, таких рычагов просто не существует - нет законных, открытых возможностей, нет механизма.

- Хотелось бы, чтобы роль органов власти в развитии музея была бы более заметной. Понимаю, что есть уровни управления и собственности, есть уровни ответственности. Но здесь явно что-то не так, явно надо что-то менять. Если недостаточно механизмов - их нужно создавать. Например, на законодательном уровне, сделать так, чтобы часть ответственности за развитие музея была бы и на местных и региональных органах власти, чтобы в определении основных приоритетов развития, кадровой политике участвовали и представители общественности.

С такой инициативой, на мой взгляд, вполне могли бы выйти наши законодатели, которых, кстати, мы будем выбирать в сентябре. Давайте вот решим так: кто возьмется в правовом поле решить эту проблему - за того и будем голосовать. Тогда и выберем только тех людей, которые региону пользу принесут.

Вы знаете, людей, неравнодушных к судьбе нашего музея, во Владимире немало. И если в самом музее никак не может быть создан общественный совет музея, то такой общественный совет может быть вполне сформирован в нашем регионе вне музея.

В мире есть хорошие примеры, например – Общество друзей Лувра, существующее с конца XIX века. Общество друзей Лувра юридически и фактически никак не связанно с музеем Лувр, но делает очень важное дело - собирает средства и покупает новые экспонаты для экспозиций музея. Нашему «Лувру» тоже нужны друзья.

У нас уже есть костяк такого сообщества, мы планируем в ближайшее время организовать и провести общественные слушания, посвященные ситуации в музее, перспективам его развития и той помощи, которую местное сообщество может ему оказать. Приглашаю всех неравнодушных жителей региона к сотрудничеству - будет интересно и полезно!

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
15 минут назад Глава СК потребовал провести проверку после статьи «ВВ» о загрязнении Оки
Глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин поручил региональным следователям провести проверку по факту сброса сточных вод и обнаружения загрязнений в акватории реки Ока в черте Мурома. Реакция главы ведом…
31 минуту назад Во Владимире покажут автограф физика Александра Столетова
Коллекция частного музея Татьяны Пикуновой пополнилась уникальным экспонатом. Из Франции во Владимир вернулось письмо, написанное нашим великим земляком, выдающимся физиком Александром Григорьевичем Столетовым. Экспонат…