Кроме моего деда по материнской линии, Василия Алексеевича Чешука, с войны вернулся еще и его брат Николай. Ему — так сложилась судьба солдата - выпало освобождать от немцев родное село.
Василий и Николай Чешуки, 1946.
Их матери завидовали все односельчане. Она была единственная на всю округу, у которой двое сыновей воевали - и оба выжили!
Уцелел и мой прадед Александр Михайлович Васильев – отец бабушки, которого уже и не ждали. Воевал он сапером, разминировал Европу и пришел домой спустя год с лишним после Победы. Контуженный, но живой!
Константин Трофимович Ганцев
Второй мой дед, Константин Трофимович Ганцев, тоже вернулся с войны в 1946 году. И только тогда впервые увидел полуторагодовалую дочь.
В общем, долгие годы я была уверена, что Господь как-то особенно заботливо хранил нашу семью и всех ее воинов.
А потом выяснилось, что и в нашей семье есть свой бессмертный полк… Причем, в прошлом году сразу четверо его бойцов «вернулись» к родным.
Весной 2017 года нашлись два моих прадеда. Моему деду Василию Алексеевичу Чешуку они доводятся дядьями. И он прекрасно помнит обоих еще с довоенных времен. Все они родом из украинского села Михайленки Житомирской области.
Василий Андреевич Вакулюк, командир батальона 403-го стрелкового полка 145-й стрелковой дивизии, был убит 18 апреля 1942 года на Смоленщине в боях за город Велиж. В 2007 году во время Вахты Памяти его останки были подняты из санитарного захоронения и опознаны по медальону, который нашелся у него одного из 13 бойцов, лежавших в той братской могиле. Я и мой дед узнали об этом только спустя 10 лет, в марте 2017 года. А узнав, мы решили поискать еще и брата Василия Андреевича, Степана. И нашли! Да совсем рядом!
Степан Андреевич Вакулюк был комендантом штаба Волховского фронта и умер в госпитале №4063 15 мая 1944 года. Госпиталь этот находился в усадьбе Воронцовых Андреевское – в Петушинском районе Владимирской области. Благодаря руководителю историко-краеведческого музея петушинской школы №17 Галине Саломатиной, которая вот уже 30 с лишним лет ухаживает за госпитальным захоронением в деревне Рощино, нашлась и могила Степана Андреевича.
Мой дед в свои без малого 92 уже дважды побывал там. Полжизни он прожил во Владимире и не знал, что его дядя похоронен совсем поблизости.
А потом оказалось, что все эти годы Степана Андреевича ждали не только мы. Жена его была родом из Белоруссии — и ее родные прочли в интернете статью «ВВ» «Как за неделю нашлись два моих прадеда» и прислали нам его фото.
Через полгода нас ожидал новый сюрприз. 9 сентября 2017 года во время поисковых работ в районе деревни Вититнево Ельнинского района Смоленской области в запаханной траншее смоленские поисковики обнаружили останки солдата с медальоном. На бланке удалось прочесть: "Терентьев Федор Николаевич 1912 г.р. Ивановская обл., Селивановский р-н, д. Ст. Рогово. Жена Терентьева Прасковья Федоровна".
Из архивных данных Минобороны узнали, что сержант Терентьев был наводчиком 156-й стрелковой дивизии и пал в бою 14 августа 1943 года.
Этой весточки об отце дождался его сын, Анатолий Терентьев. Он живет в поселке Новый Быт Селивановского района. Анатолий Федорович захотел похоронить отца на родине рядом с могилами родных. И во время церемонии перезахоронения выяснилось, что Анатолий Федорович был женат на двоюродной сестре моей бабушки. Звали сноху сержанта Мария Федоровна Терентьева, урожденная Новикова. Происходила она, как и моя бабушка, из несуществующей ныне деревни Фёдосово Селивановского района. Мария Федоровна известия о свекре не дождалась. Умерла в 2016-м.
У нее на войне погиб и отец (родной брат моей прабабушки). Федор Семенович Новиков 1906 г.р., уроженец деревни Фёдосово, ездовой пулеметного расчета 731-го стрелкового полка 205-й стрелковой дивизии 27 августа 1944 года подорвался на мине на 23 километре дороги на Сеннозеро от шоссе Лоухи-Кестеньга в Карелии. При подготовке этой статьи мне удалось найти и его последний приют. Останки Федора Семеновича были перенесены из братской могилы на крупнейшее в Карелии воинское кладбище в поселке Садовый, где покоятся более 6 тысяч воинов.
Удивительным образом Господь устроил так, что наша семья спустя столько лет узнает эти истории. По статистике, удается установить имена только пяти из ста найденных бойцов. А сколько неизвестных солдат еще лежат на местах былых боев...
Низкий поклон бойцам и командирам поисковых отрядов «Феникс» (Нижний Новгород), «Гвардия» (пос. Глинка Смоленской области), «Небо Родины», «Амулет», «Земляк» и лично руководителю историко-краеведческого музея петушинской школы №17 Галине Афанасьевне Саломатиной.
Определенно, это чудо сотворено их руками.