Суд грядет
Конечно, самая большая определенность есть у Алексея Мельникова. Его в ближайшее время будут ждать в суде. Органы предварительного расследования предъявили ему обвинение - уже по пяти эпизодам противоправной деятельности. В Следственном комитете по Владимирской области «ВВ» сообщили: действия Мельникова квалифицированы как совершение преступлений о преднамеренном банкротстве, растрате имущества в особо крупном размере, злоупотреблении должностными полномочиями и мошенничестве.
Читая оценки следствия, видишь основную первопричину того, что происходит сейчас с заводом: именно противоправные действия Мельникова причинили по совокупности ущерб в размере свыше 2 миллиардов рублей ОАО «Завод «Автоприбор» и его кредиторам. «Противоправные действия Мельникова фактически привели к невозможности ведения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Это выражалось в заключении кабальных сделок», - отмечают в СК, следователи которого пристально изучали финансовую ситуацию на заводе аж с 2010 года.
- Это как точка отсчета, - говорит официальный представитель областного подразделения СКР Ирина Минина. - Мы считаем, что именно в этот год Мельников начал производить действия, противоречащие интересам ОАО «Завод «Автоприбор». По мнению следствия, если бы усилия были направлены на оздоровление АО, а не на создание аффилированного ООО с аналогичным названием «Завод «Автоприбор», то, очевидно, возможно было обеспечить стабильную работу акционерного общества, сохранение рабочих мест и нормальную жизнедеятельность этого крупного, исторически сложившегося и значимого для Владимирской области предприятия.
«ВВ» неоднократно публиковали информацию по делу Мельникова, но еще раз напомним его суть. С 2008 по 2011 год ОАО «Завод «Автоприбор», генеральным директором которого был Алексей Мельников, взяло в кредит в ВТБ свыше 1,5 миллиардарублей. Мельников был личным поручителем по кредиту. Но в связи с уклонением ОАО (юрлица-кредитополучателя) и персонально Мельникова как поручителя от исполнения принятых на себя обязательств по возврату кредита, банк принял меры по принудительному взысканию долга.
К тому времени Арбитражный суд Владимирской области возбудил производство по делу о банкротстве завода «Автоприбор». Причем фактическое банкротство «Автоприбора» началось еще в декабре 2012 года когда по заявлению аффилированного с Мельниковым юридического лица (ООО ЧОО «Витязь») на предприятии была введена процедура наблюдения.
Итак, весьма вероятно, что перед нами классическая схема: начальнику и аффилированным к нему лицам - «приватизация доходов», государству и работникам предприятия - «национализация убытков».
Естественно, что следственные органы СК РФ по Владимирской области заинтересовали эти околоэкономические манипуляции. И руководитель завода стал подозреваемым в совершении сразу нескольких преступлений. Они квалифицировались как преднамеренное банкротство, злоупотребление полномочиями, растрата, мошенничество.
Мельников с этими обвинениями не согласен и намерен в суде доказать обратное. В своих заявлениях он упоминает каких-то анонимных «жуликов», которые, как он утверждает, довели предприятия до банкротства. А мы дождемся суда, чтобы наконец получить ясность: какие именно действия экс-гендиректора привели к критическим последствиям для предприятия.
Отгрузка идет
Сейчас на заводе введено конкурсное управление. Оно применяется при банкротстве предприятий. У конкурсного управляющего по закону есть вполне конкретные задачи и процедуры, чтобы вернуть долги кредиторам различной очереди и официально прекратить деятельность предприятия. В случае с «Автоприбором» такая развязка смерти подобна.
Завод, который в 2017 году отметил 85-летие, и поныне остается производителем широкой номенклатуры оборудования и приборов для отечественного автопрома. В списке его партнеров - все крупные наши автогиганты: «ГАЗ», «ПАЗ», «УАЗ», «КамАЗ», «GM-АВТОВАЗ» и другие. Исполнительный директор завода Инесса Хорошаева говорит, что сегодня в ОАО «Автоприбор» заняты 956 человек. Она и конкурсный управляющий ОАО Валерий Кубелун предпринимают усилия для сохранения коллектива.
- У нас действует полная рабочая неделя, информация о том, что завод останавливается и всех увольняют, не соответствует действительности, - комментирует Инесса Витальевна последние слухи о «кончине предприятия». - Совместными усилиями мы делаем все, чтобы завершение процедуры конкурсного управления и последующее трудоустройство рабочих прошли безболезненно. Да, у нас были задержки по выплате заработной платы. Но они связаны с тем, что ООО «Автоприбор», основной наш заказчик (и едва ли не единственный. – Прим. авт.), испытывал финансовые проблемы и задолжал нам порядка 200 миллионов рублей.
Отметим, что это ООО очень напоминает т.н. «прокладку» – элемент схемы, созданной Мельниковым для того, чтобы деньги, полученные за реализацию продукции, аккумулировались на счетах ООО, но не поступали в одноимённое ОАО. При этом денежные средства выводились со счетов ООО на счета аффилированных к Мельникову организаций по различным схемам, в т.ч. на основании кабальных сделок.
Хорошаева продолжает:
- Сейчас ООО постепенно рассчитывается с нами за отгруженную продукцию, хотя все же долги погашены не полностью. Оперативно разрешить вопрос о судьбе завода и работающего на нём коллектива удалось благодаря личному участию губернатора Светланы Орловой.
Средняя зарплата на заводе – 23340 рублей в месяц. У высококвалифицированных рабочих выше — до 35 тысяч рублей. Однако все автоприборовцы хотят рассчитывать прежде всего на стабильность и уверенность в завтрашнем дне. Но Инесса Хорошаева, как и другие эксперты, с которыми мы беседовали, пока не могут ответить, что именно будет после того, как процедура конкурсного управления завершится.
В пресс-службе банка ВТБ пояснили еще один нюанс.
- Сейчас, согласно процедуре банкротства, имущество завода выставлено на торги. Банк как кредитная организация не заинтересован в имуществе завода и имеет единственную цель - возврат кредитных средств в соответствии с нормами, предусмотренными законодательством. Банк заинтересован в том, чтобы завод продолжал работать. Мы находимся в диалоге с региональными властями по поиску инвестора для выкупа предприятия, - отмечается в официальном заявлении банка.
Позиция банкиров понятна. И они, судя по тому, о чем губернатор Светлана Орлова договорилась с президентом-председателем правления банка ВТБ Андреем Костиным, готовы дать автоприборовцам еще один шанс.
- Я переговорила с Андреем Леонидовичем, объяснила ситуацию, - рассказала Орлова нашим коллегам с ГТРК. - Нам сегодня важно отработать варианты решения проблемы. На мой взгляд, есть реальные механизмы поддержки предприятия - ведь сейчас рынок машиностроения растет. И мы это видим. Тем более что продукция «Автоприбора» остается востребованной. Я не могла не вмешаться в ситуацию, ведь это судьба наших людей, которые многие десятки лет отдали заводу. Мы договорились с банком, чтобы производство не останавливать, чтобы никого на улицу не выгонять. Ведем активный поиск инвесторов. Один инвестор уже есть. Мне удалось договориться с банком о том, чтобы они сейчас не делали резких движений...
Работа будет?
Эти слова губернатора многим добавили оптимизма. В том числе председателю областной организации профсоюза автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ Владимиру Рыбкину. Он рассказал «ВВ» о том, какие усилия предпринимали власти и профсоюзы с 2012 года, с момента введения внешнего и конкурсного управления, чтобы избежать социальной напряженности на заводе:
- В сложной обстановке было принято решение о создании межведомственной комиссии по минимизации негативных социально-экономических последствий при высвобождении рабочих. В нее вошли представители областной и городской администраций, служб занятости и представители профсоюзов. От профсоюзов было два человека: я как председатель областной организации и председатель первичной профсоюзной организации ОАО «Завод «Автоприбор» Иван Чистяков. Комиссия работала регулярно, оперативно реагируя на все возникающие сложные вопросы. Но сейчас ситуация осложнилась тем, что заканчивается конкурсное управление, и людей могут в любой момент уволить. Хотя рабочие надеются на чудо, на то, что завод продолжит работать. Собственникам, власти, профсоюзам надо приложить все возможные усилия, чтобы оправдать эти надежды. Коллектив, который сохранен, ждет, что рабочие места останутся, а завод сохранится в обойме машиностроительных предприятий региона.
«ВВ» продолжают следить за ситуацией на «Автоприборе».
Ирина НЕМКОВА.