Вот данные Федерации автовладельцев России - ФАР утверждает, что абсолютное большинство АЗС страны обманывают покупателей (около 76 процентов российских АЗС). В среднем за каждую заправку нам не доливают что-то около 5 процентов от оплаченного нами объема топлива. Это значит, что мы платим, скажем, за 30 литров, а получаем на 1,5 литра меньше. Только на этой нехитрой операции у нас за здорово живешь крадут около 70 рублей.
«Мелкое» воровство заправщиков (и не такое уж и мелкое, в масштабах всей страны получаются миллиарды рублей) усугубляется еще и тем, что за сногсшибательную цену (до 45 рублей за литр ГСМ) мы очень часто имеем шанс нарваться на что угодно, только не на бензин: топливо с завышенным октановым числом, печное топливо и т.д.
Но каков механизм «недолива»? Вот что мне рассказали знающие люди.
Во-первых, они утверждают, что недоливают все колонки на всех АЗС. Во-вторых, поймать АЗС на недоливе практически невозможно. Все колонки управляются компьютером, и оператору достаточно просто щелкнуть тумблером, и колонки начинают недоливать. Объем недолива зависит только от жадности управляющего. В-третьих, чтобы не попасться, недолив отключают, когда человек заправляется в канистру или когда человек заправляется до полного бака.
Куда девают неучтенное топливо? Обычно его «продают» клиентам, которые заправляются на какую-то сумму и которым не нужен чек. «Надо набрать эту сумму и нажать «до полного» в пределах этой суммы, предварительно нажав на спецкнопку разрыва цепи между импульсником и кассой. В ТРК передается команда заправить клиента на его деньги. Клиент заправляется и уезжает, а по кассе заправка не проходит», - рассказали мне специалисты.
В среднем по колонке недолив может составлять до тысячи литров ГСМ каждого вида. Это огромные деньги — и они невидимы для налоговой. Зато ушлые управляющие АЗС видят и их, и неучтенные литры. В конце смены данные снимаются, происходит подсчет неучтенных литров и «левых» денег. Управляющие получают отчет и делят прибыль между сотрудниками. Естественно, рядовые бойцы получают значительно меньше, чем управленцы.
Вот и вся схема. И она всем, кому надо, известна. Объем обмана таков, что здравый смысл подсказывает: безнаказанно он может происходить только с молчаливого согласия контролирующих органов. Вероятно, «левых» денег столько, что хватает и на оплату гарантий этого согласия.