Справка об освобождении
В современной школе можно наблюдать две крайности. Одни ученики весь учебный год заваливают преподавателя справками от врачей и записками от родителей о невозможности заниматься физкультурой из-за болезни, которая, впрочем, не мешает им на перемене весело бегать на улице раздетыми в любую погоду. Другие - по собственной инициативе, ради оценки или за компанию не пропускают занятий даже после тяжелого заболевания. Последних, конечно, меньшинство. А вот отводов от уроков с каждым годом все больше.
Врачи легко подписывают освобождения.
- Я знаю, что, если ребенок с насморком побегает в спортивном зале - ничего страшного не случится. Но конфликтовать с родителями я не буду. Тем более что у всех на слуху внезапные смерти молодых людей на занятиях. Ты и не виноват, а доказывать будешь это годы, - рассуждает педиатр с 30-летним стажем (врач согласилась говорить лишь на условиях анонимности. - Прим. авт.).
При этом дефицит движения, отмечают медики, у нынешних школяров так велик - со всеми вытекающими последствиями для здоровья, что три урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие детей.
Пора внести ясность!
Родительское желание уберечь чадо понятно, но чего в походах за справками больше - иррационального страха перед физкультурой или продуманной стратегии воспитания? По сути, главный вопрос мам и пап звучит так: как застраховать жизнь ребенка, как избежать трагедии, в том числе и на уроках физкультуры? И на этот вопрос должны отвечать специалисты.
- Несмотря на то, что в мире внезапные смерти чаще описаны у спортсменов и у школьников на уроках физкультуры, следует понимать, что умирают не от занятий физкультурой, а от нераспознанного заболевания, - поясняет врач-кардиолог Антон Родионов. - Большая физическая нагрузка просто может в какой-то момент стать тем пусковым механизмом, который запустит аритмию. В качестве ведущей причины внезапной смерти рассматривают так называемые кардиомиопатии - заболевания миокарда, в основе которых лежит генетическая поломка или перенесенная инфекция.
Иными словами, говорит доктор, если взять и завтра запретить физкультуру в школе, то трагедия может случиться во время игры во дворе, активной работы на дачном участке, в походе или при любой другой интенсивной физической активности. Кстати, не надо думать, что на уроках физкультуры умирают только ослабленные и нетренированные дети, посещающие занятия из-под палки и не выполняющие школьные нормативы. Пациентом со смертельным заболеванием вполне может оказаться внешне спортивный и выносливый молодой человек.
Многие врачи, среди них такие известные, как Леонид Рошаль, Евгений Комаровский, утверждают: школьная физкультура - чуть ли не единственный способ заставить детей быть человеческими детенышами. В естественном, биологическом смысле: бегать, прыгать, скакать, прятаться, падать, чувствовать боль в боку, жажду, усталость, одышку, сердцебиение, боли в мышцах. В начальной школе физкультура должна быть ежедневно. Это тот минимальный уровень, который позволит детям держать себя в физической форме.
Если уроки проводятся два раза в неделю, так это просто галочка на воспаленной совести взрослых. Адепты физической активности утверждают: ребенок на «физре» обязан вспотеть и устать, при этом он должен совершать максимально естественные движения: бег, прыжки, приседания, подтягивания, бросание предметов. Как все это организовать, как облечь в форму игры, как сделать веселым и интересным - это и есть главная задача учителя физкультуры.
Как ребенка заинтересовать?
Как и в любом другом предмете, интерес с которым дети приходят на урок физкультуры, напрямую зависит от преподавателя. Зачастую их ведут люди предпенсионного возраста, которые определили для себя план занятий лет двадцать назад, и им не нужны изменения, и заинтересованность детей тоже. Несмотря на большой конкурс для абитуриентов на кафедру «Физического воспитания и спорта», после обучения в школы и колледжи идут единицы. Причина: маленькие зарплаты, отсутствие перспектив для роста.
И все же энтузиасты есть. СОШ № 40 возглавляет учитель физкультуры Дмитрий Кушпита. Его педагогический стаж более тридцати лет.
- Мне нравится, что нынешняя молодежь все больше внимания уделяет двигательной активности, спорту, - говорит Дмитрий Юрьевич. - Это очень важный предмет. Не случайно в Японии особое внимание уделяется не химии и физике, а физкультуре, пению и изобразительному искусству. А эту нацию трудно назвать отсталой с точки зрения научного прогресса.
В самой школе № 40 есть бассейн, в котором занимаются дети с 1-го по 11-й класс, современный спортзал и площадка на улице. Зимой на занятия обязательны лыжи. Большим подспорьем для учебного заведения являются платные услуги, доход от которых поступает в том числе и на современный спортивный инвентарь, ремонт площадок.
Образцовыми с точки зрения преподавания физкультуры в школе считаются СОШ № 14, 36, 37, 39 во Владимире. Но такая радужная ситуация далеко не везде.
В политехническом колледже областного центра в спортивной раздевалке зимой температура держится на отметке 8 градусов. Требуют замены инвентарь и спортивные снаряды.
А в считающейся элитной гимназии № 23 ученики начальной школы вообще не имеют раздевалок. Мальчики и девочки вынуждены переодеваться в классе. Разные характеры - разные оценки своей внешности. Многие стесняются менять под чужими взглядами намокшую от пота футболку, парятся весь день в спортивных штанах, надетых под форменные брюки или платье.
Общее больное место - школьные спортивные площадки. Десятилетия назад заасфальтированные дорожки давно разрушены. Да и там, где проведен ремонт, они быстро приходят в негодность из-за большого наплыва жителей микрорайона, желающих приобщиться к спорту. Предполагалось, что спортивный сквер на ул. Стрелецкой во Владимире снимет вопрос спортивных занятий студентов Политехнического и Строительного колледжей, учащихся школы № 22. Учителям физкультуры для беспрепятственного доступа вручили ключи от площадки. Сентябрь еще не начался, а ограждение за футбольными воротами покорежено, не все идеально с покрытием. Возникает вопрос: насколько безопасно и комфортно сейчас проводить там занятия физкультурой?
Родительский взгляд
Именно дефицитом комфортных и безопасных условий для занятий физкультурой объясняют многие родители свое негативное отношение к этому предмету.
- Отсутствуют шкафчики для спортивной одежды, нет возможности принять душ после интенсивных физических упражнений, - перечисляет «узкие» места Ирина, родительница ученицы гимназии № 23 областного центра. - Это, конечно, вообще роскошь. Но хотя бы место для хранения лыж можно организовать? Зимой я вынуждена возить дочь на занятия на машине, потому что крайне неудобно ребенку в час пик везти их в общественном транспорте.
Другие родители вообще не понимают смысла в занятиях, которые превратились в формальность.
- За шесть лет на родительских собраниях я ни разу не видела учителя физкультуры, - рассказывает Светлана, мама ученика СОШ № 36 г. Владимира. - Она ни разу не пришла, не рассказала о том, какие успехи у моего или любого другого ребенка. Я не помню случая, чтобы сын делился впечатлением о том, что они делали интересного на физкультуре. Напрашивается вывод, что все эти уроки - формальность, ничего не имеющая общего с физическим развитием. Так, может, стоит лучше вместо этих занятий добавить больше часов русского языка, истории или литературы?
Чем старше ученик, тем больше претензий у родителей к занятиям, которые, по их мнению, просто отнимают продуктивные часы.
Сын Елены пойдет в 11-й класс владимирской школы № 10. Молодой человек намерен подавать документы в Московский госуниверситет, поэтому уверен, что предметы, которые не нужны для поступления в вуз, нужно ставить «автоматом», в том числе и физкультуру.
Детский наивный взгляд, взрослые считают иначе: исключение физкультуры из учебных планов невозможно признать разумной мерой. Физкультура должна приносить максимум пользы и стать для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета, модернизация материально-технической базы учебных заведений и изменение подхода родителей к предмету.
- Неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой и плодотворной, - считает директор СОШ № 40 Дмитрий Кушпита.