5065 нерешенных дел
Начали срочно приводить в приличный вид все дороги и здания по пути следования государя. Домовладельцы были обязаны облагородить не только фасад, но и отремонтировать примыкающий участок мостовой. В архиве хранится предписание владимирского губернатора Егора Тиличеева об обязанности дворянина Василия Ромейкова в кратчайший срок «исправить свой дом», находившийся во Владимире на Дворянской улице, а также мостовую и тротуар.
Губернатор перед визитом вообще места себе не находил. Перед ним стояла сложная задача: представить императору по всей форме отчет о состоянии вверенной губернии и не разочаровать монарха.
Из черновика отчета, узнаём, что в то время во Владимирской губернии проживало 1224255 человек, насчитывалось 13 уездных городов, включая и губернский, 924 села, 4726 деревень, 209 фабрик, 182 завода, 49 почтовых станций. Из всего обилия цифр, пожалуй, более всего поражает количество нерешённых дел во владимирских присутственных местах - 5065.
Транспорт, дайте транспорт!
Высокие гости обслуживались конными экипажами, сети железных дорог еще не существовало. Обеспечить транспортом многочисленных сопровождавших императора оказалось проблематично - каждому высокому чину в соответствии с этикетом полагался отдельный экипаж. К примеру, под экипаж главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями генерал-адъютанта Чевкина (в 1873 году он, кстати, получил звание почётного гражданина города Владимира) готовили по шесть лошадей по шоссе и по восемь лошадей по обыкновенной дороге. И так по всему маршруту.
Как назло, все вольные ямщики находились в отлучке. Крестьяне, занимавшиеся извозом, отправились с товарами от фабрикантов и заводчиков на Нижегородскую ярмарку. В это же время проводилась уборка хлеба, сена и предстоял посев озимых. Требовалось огромное количество ямщиков по всей Владимирской губернии.
Пришлось срочно искать подходящих лошадей у крестьян, обещая оплатить все расходы. С большой тратой сил и нервов всё-таки удалось обеспечить императорскую свиту комфортным проездом: перебоев с экипажами не случилось.
Услуга была оплачена из казны. В 1859 году министерство финансов выплатило 58020 рублей 25 копеек за лошадей, выставленных на станциях Владимирской губернии по случаю приезда в августе 1858 года Александра II с семьёй и свитой.
Без бала, но с выставкой
Предполагалось, что Александр II будет во Владимире 22-23 августа. По краткости визита императорских особ от предлагаемого дворянами бала пришлось отказаться.
18 августа чиновник из управления делами императорской главной квартиры сообщал из Нижнего Новгорода владимирскому губернатору: «Государь Император и Государыня императрица желают иметь во Владимире отдохновение, не изволят принимать никакого вечернего собрания».
А чего хотел сам царь? Император пожелал посмотреть образцы лучших владимирских изделий. Выставку мануфактурных и сельских произведений решили разместить в доме Дворянского собрания. Губернатор Тиличеев срочно разослал предписания городским головам в уезды задержать тех купцов, которые еще не уехали на Нижегородскую ярмарку. Благодаря председателю Юрьевского сельскохозяйственного общества Калачову и при содействии Ильина, Полозова, Гребнера, Тихонравова, Дубенского и художника Черкасова за четыре дня на выставку доставили более полутора тысяч экспонатов.
Не обошлось и без недоразумений. Тиличеев предложил мебель из Дворянского собрания перевезти в губернаторский дом, где планировалось разместить Александра II с супругой. Оставив мебель на старом месте, владимирский губернский предводитель дворянства Богданов ответил губернатору: «...ожидая посещения Их Императорскими Величествами выставки, расположенной в зале Дворянского дома, я считаю, что было бы не совсем удобно, если известная часть дома осталась бы на этот случай без надлежащей мебели». Новую мебель для покоев в губернаторском доме приобрели в Москве за счёт дворянства.
В Вязниках – полный порядок!
В Нижнем Новгороде Романовы пробыли лишние сутки и выехали из него не 21-го, как планировалось, а 22 августа утром. По пути заехали в Вязники.
В Вязниках император встал в 8 часов утра, попил чай и изволил принимать сначала дворян, потом купцов и удельных начальников. Затем отправился на плац для смотра Таврического полка. Говорят, увиденным царь остался очень доволен. В отчете вязниковского городничего Реутова приведены слова, сказанные Александром II: «в городе Вязники найден такой порядок, какого ещё не встречали во все путешествие».
«Отдых» по-императорски
Выехав из Вязников в 12 часов ночи император прибыл во Владимир на следующий день утром. Приняв рапорт от губернатора Тиличеева, Александр II расспрашивал и выслушивал его о положении дел в губернии. После чего монарх принял представителей дворянства и купечества, слушал обедню в Дмитриевском соборе и произвел смотр Владимирскому гарнизонному батальону. В это же время императрице Марии Александровне были представлены местные великосветские дамы.
После обеда Романовы осмотрели достопримечательности Успенского собора. Затем побывали в Дмитриевском соборе, Рождественской церкви при архиерейском доме, осмотрели выставку мануфактурных и заводских изделий и сельского хозяйства.
Императорская чета посетила также мужскую гимназию, Приказ общественного призрения и детский приют. Вечером Александр II побывал на конских бегах, проходивших за городом.
Дорогие гости ночевали в прекрасных условиях: все лучшие дома в городе были отданы им. 25 августа в 9 часов утра императорские величества и сопровождавшие их лица выехали из Владимира.
Обменялись подарками
По старинной русской традиции, не обошлось и без взаимных подарков. При обозревании выставки сельскохозяйственных изделий Александру II поднесли от шуйского купца Секерина картину, изображавшую поражение Биргера от Александра Невского; от завода Мальцова - зелёный, на блюдечке белого стекла детский прибор; два полотенца шитые, работы 12-летней дочери головы Ставровской волости государственного крестьянина Родиона Бажанова; четыре деревянных куклы работы крестьянина Александровского уезда деревни Богородской Степана Зиновьева и два рожка от государственного крестьянина Владимирского уезда села Андреевского Петра Хоразова собственной его работы.
Вслед уже уехавшему императору помещик Покровского уезда Протопопов отправил в Петербург к высочайшему двору в подарок четырёх борзых собак.
Государь тоже отдаривался. За поднесённый Александру II и Марии Александровне «Владимирский сборник» с материалами для статистики, этнографии и истории старший помощник правителя канцелярии губернатора Константин Тихонравов был пожалован бриллиантовым перстнем. Бриллиантовый перстень получил и юрьевский помещик Ильин за поднесение императорским величествам походной чернильницы и машинки для наматывания на клубки ниток.
Императрица Мария Александровна во время пребывания во Владимире, при обозрении достопримечательностей в Рождественском монастыре, обратила особое внимание на древнюю икону «Знамение».
Этой иконой благословляла мать Александра Невского перед его походом против шведов. Невский держал святыню при себе до самой кончины. С момента погребения великого князя во владимирском Рождественском монастыре икона находилась там всё время. Императрица изъявила желание иметь верный список «Знамения».
Константин Тихонравов по поручению губернатора отвез икону в Сергиев Посад и вручил ее по очень подробной описи наместнику Троицкой лавры архимандриту Антонию. Копию с иконы выполнил один из лучших иконописцев того времени Иван Малышев. Копию иконы «Знамение» императрица приняла благосклонно, за свои труды иконописец получил 100 рублей серебром.