12 сентября 2018 в 12:06

В Суздале прошел фестиваль медовухи

7 и 8 сентября в Суздале прошел очередной (уже третий по счету) фестиваль медовухи. «Медовуха Фест-2018», по оценкам организаторов, собрал рекордное количество народа - порядка 10,5 тысячи туристов и около сотни участников. Зачем шли на фестивальные площадки люди? Только ли за медовухой?

На стыке времен

Самым желанным гостем на фестивале... стала хорошая погода. Ласковое сентябрьское солнышко обеспечило высокую явку: и местные, и туристы наслаждались прогулками по парку им. 950-летия города-музея - вдоль прилавков и аттракционов, останавливаясь у сцены или арт-объектов разной степени художественной ценности.

Фестиваль медовухи очень удачно расположился на стыке летней и осенней программы событийного туризма региона - этакая «финалочка» в череде форумов, слетов и праздников. По данным комитета по туризму АВО, большая событийная активность выливается приблизительно в 350 мероприятий в год, что позволяет Владимирской области обосноваться на первой строчке Национального рейтинга развития событийного туризма РФ (по ранжиру 83 российских региона расставили буквально на днях), опередив и ближайших соседей, и столицы, и южные края. В самом Суздале с мая успели провести аж 56 «действ», что позволило городу стать бесспорным лидером - и не только в областном масштабе.

- Я в Суздале первый раз, - говорит турист из Питера Александр Смоляков. - Впечатление очень приятное. Не разочарован. Город посмотрел, теперь хочу на фестиваль медовухи попасть. Как же не испробовать этого исконно русского напитка?!

Справедливости ради надо сказать, что испробовать знаменитой суздальской медовухи можно было не только на фестивальной площадке. Точек продаж этого гастрономического сувенира в Суздале немало. Торговцы предложат туристу и «самопальную» медовуху, и заводскую. А во время «агитации» еще и расскажут о традиции медоварения и особенностях напитка.

Частный предприниматель Роза Пантелеева торгует возле платной парковки на ул. Пожарского. Говорит, что уже полтора десятка лет в этом бизнесе. Сама, конечно, мед не варит, но товар берет только у проверенных поставщиков - на заводе и в ресторане.

- В Суздале давно медовуху на продажу стали делать. Я сейчас не про древние времена говорю: первое медоваренное производство в городе вообще в середине XIX века появилось, а про советскую эпоху, - поясняет Роза Евгеньевна. - Наверное, уже в году 1965-1966-м в ресторане «Сокол» (это в самом центре города) бочки ставили. По старинным рецептам. Медовуха в закупоренных бочках должна была два месяца бродить при температуре 5-7оС. Потчевали тех, кто в ресторан ходил, особенно иностранцам нравилось. Но правильная медовуха - коварный напиток: вроде как и не пьянеешь, а встать не можешь. Когда ГТК построили, там тоже медовуху готовили. И сейчас в кафе-ресторанах готовят, ну и, конечно, на заводе. Сортов много - на любой вкус.

Суздаль. Осень. Позитив

Умиротворяющая провинциальность уездного Суздаля еще на подступах к главной фестивальной площадке взрывалась ярко-желтыми транспарантами с лого фестиваля и бодрым слоганом «Суздаль. Осень. Позитив». Ведущий праздника со сцены, установленной в центре парка, вещал о ценностях медовухи и культурного наследия в целом, признавался в любви к Суздалю, вносил ясность в распорядок, направляя потоки страждущих - то на мастер-классы, то на дегустацию. Беспокоился, в общем, чтобы народ не заскучал или чего-нибудь интересного и важного не пропустил невзначай.

Гости, кажется, без труда находили забавы по душе. По крайней мере, хмурых и недовольных видно не было. Например, под руководством профессионалов стреляли из лука и арбалета. Или участвовали в квестах, плели обереги, мастерили из лоскутов куклу-скрутку «Купчиху-медовушницу» (ею потом по традиции бутылки с напитком украшали) и ковали гвозди - с выездной наковальней на фестиваль приехали кузнецы из Владимира. Среди толпы можно было встретить аниматоров-поваров или царскую чету - на фестиваль в Суздаль из Гороховца прибыл царь Горох с супругой. Как пояснила председатель комитета по туризму АВО Елена Перескокова, в этом году «Медовуха Фест» принимала гостей из всех районов области - и с культурной, и с кулинарной программами.

Насыщенной была и спортивная составляющая. В турнире по мини-футболу участвовали восемь команд из Владимира, еще две «дружины» собрали хозяева. А уже по сложившейся фестивальной традиции в центре внимания ценителей бицепсов-трицепсов был Павел Зубринов со своим силовым шоу «Очень Сильное Агентство ZUBRINOV».

Признание красот

Во второй фестивальный день состоялось знаковое для Суздаля событие - старинный город стал юбилейным, десятым, участником Ассоциации самых красивых деревень и городков России. На главной сцене глава администрации Сергей Сахаров и президент Ассоциации самых красивых деревень и городков России Александр Мерзлов подписали «Хартию качества». Суздальскому мэру вручили символический дорожный знак причастности к красотам России.

Как рассказал Александр Мерзлов, «инаугурации» Суздаля предшествовали две выездные экспертизы. Насколько красив Суздаль, исследовали не только отечественные спецы, но и эксперт Международной федерации самых красивых деревень и городков мира Жиль Шенессо .

- Во многом Суздаль может стать примером для прочих исторических населённых пунктов, - уверен Александр Мерзлов. - В частности, во время экспертизы был обнаружен хороший пример работы с сетевыми магазинами. Повсеместно в исторических центрах мы видим кричащие разноцветные здания супермаркетов, которые нарушают самобытность и вносят дисгармонию в культурный ландшафт. Администрации Суздаля удалось договориться с «Пятёрочкой» и изменить яркий красный цвет на нейтральный. Также заслуживает уважения уличная подсветка, не нарушающая исторический облик. Провода закопаны и не режут пейзаж, как это часто бывает.

Выгодно отличают Суздаль, по мнению эксперта, и сохранившиеся культурные традиции: нематериальное наследие - также критерий отбора.

- Важно, чтобы в такие праздники как, например, «Медовуха Фест» были вовлечены горожане. Это хорошо и с точки зрения развития местной экономики, а не только получения статуса. Именно суздальцы должны быть выгодополучателями всего, что происходит в их городе. Не только туристы.

За последнее высказывание почетного гостя мэр Сахаров двумя руками. Но есть нюансы, не пускающие жемчужину «Золотого кольца» в рай. Бюджет муниципалитета 67 млн рублей. Прямых налоговых отчислений от туризма город не получает. А вот если бы ввели туристический сбор...

- Город Суздаль - фестивальный город. Иногда в летний период у нас одновременно проходят по два крупных мероприятия. Небольшому городу тяжело сдерживать такую активность. Турсбор нужно вводить и не бояться, - уверен Сахаров. - За год в Суздале набегает 350 тысяч туристических ночевок. Если ввести турсбор в 100 рублей за ночевку, то бюджет города увеличится на 35 млн рублей, почти на 50%.

Кажется, градоначальник мог бы и дальше рассуждать о превратностях судьбы города-музея, но отвлекся на очередной виток фестивальной программы - на сцене заиграла музыка.

Гастрономические изыски с корнями

Однако «Медовуха Фест» - прежде всего гастрономический фестиваль, а по сему главное действо разворачивалось на «кухне». Кулинарной звездой праздника стал Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров России. Бухаровский подход к национальной кухне простой - традиционные для нашего стола продукты могут стать отличной основой для вкусных блюд (авторских и по рецептам предков), таких, что не только пальчики оближешь, но и тарелку съешь.

- Ресторанов и кафе много разных, но наша цель поддерживать - поддерживать тех, кто использует региональные продукты, продвигает русскую кухню, - говорит Елена Перескокова. - Кулинарные традиции имеют очень большое значение для русской культуры, причем не только в чисто утилитарном смысле, но и в историко-этнографическом. «Медовуха Фест» гораздо шире, чем просто праздник одного напитка. Неслучайно фестиваль стартовал с торжественного проезда по Суздалю 11 ресторанов на колесах проекта «Гастрономическая карта России». Начав свое путешествие на Чемпионат мира по футболу из Владимира и проехав более 12 тысяч километров, «Гастрономическая карта» вернулась в родные края, и теперь каждый гость фестиваля может попробовать оригинальные блюда.

Рестораны на колесах выстроились на центральной аллее парка. Шеф-повара и фермеры потчевали гостей маринованными и копчеными перепелиными яйцами, огуречным вареньем, нежными паштетами и наваристыми похлебками.

Гастрономический квартал фестиваля также был богат на кулинарные изыски (правда, не бесплатные, а, по ценам владимирского общепита, среднего класса, а дорого это или нет - решает каждый сам).

Разнообразия в фестивальное меню в этом году добавили национальные диаспоры и гости из других регионов. Приехали казаки из Волгограда - привезли соленья. Армянские друзья угощали сигами из озера Севан. Тут же готовился рассыпчатый плов и овощные оладьи. На прилавках - сыры и мед, соленья и варенья, печатные пряники и, конечно, медовуха. Какой только нет!

Какая же самая вкусная? Ответ дала «Народная дегустация». Голосование шло по-взрослому: кандидаты выступали анонимно, дегустаторы были беспристрастны.

- Вот десяток разных сортов попробовала, - говорит Елена из Владимира. - Пожалуй, первая была самая лучшая: и мягкая, и вкус насыщенный. Почему-то кажется, что именно такую подавали на пирах княжеских.

С большим отрывом победил мёд ставленый «Княже на малиновом соке» от «Суздальского медоваренного завода». Второе место занял мёд ярославского производителя - питейный ставленый «Душегрейка». Почетное третье место заняла медовуха «Маринкина Башня» компании «Коломенская Медовуша».

Праздник для всех

Суздальский фестиваль медовухи не избежал сравнения с мюнхенским «Октоберфестом». Но организаторы и почетные гости говорят, что сравнивать не стоит: задачи у праздников принципиально разные.

- «Медовуха Фест» в первую очередь фестиваль гастрономический и культурный, и только потом питейный, - пояснил вице-губернатор Михаил Колков. - В отличие от «Октоберфеста» в Суздале вы не найдете конкурсов, кто больше выпьет, - ничего подобного нет. Здесь приоритеты отдаются вкусу, пользе, здоровью. Именно поэтому «Медовуха Фест» - фестиваль для разных поколений, семейный фестиваль. Это возможность прикоснуться к народным культурным традициям, в том числе и гастрономическим, вернуться к рецептам с вековой историей и эту историю прочувствовать.

СКАЗАНО

Михаил Колков, вице-губернатор Владимирской области:

- Такие фестивали, как «Медовуха Фест» повышают туристическую привлекательность региона. А туризм для Владимирской области - это один из драйверов экономики. Перед нами стоит задача к середине 2020-х выйти на показатель в 10 млн туристов в год. Думаю, в 2018-м перейдем экватор: туристов будет более 5 млн человек (для сравнения: в 2017 году область посетили 4 млн 600 туристов).

Есть одно правило: когда ты часто принимаешь гостей, то содержишь дом в порядке, пытаешься сделать его красивым, уютным, удивительным. Так что развитие событийного туризма положительно сказывается и на комфорте местных жителей.

Заголовок в газете: К скрепам - через кулинарию
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
только что Дмитрий Наумов провёл совещание по установке стелы Города трудовой доблести
Глава Владимира Дмитрий Наумов в пятницу, 26 апреля, провел выездное совещание по вопросу установки памятной стелы «Города трудовой доблести» на пересечении улиц Мира и Батурина. После мероприятия мэр встретился с журнал…
3 минуты назад Группа ВТБ: 68% россиян предпочитают кешбэк рублями
По данным опроса* ВТБ и банка «Открытие», большинство россиян – 68% – предпочитают минимальный кешбэк рублями, чем повышенный, но бонусами. По мнению 65% участников опроса, оптимальный размер вознаграждения должен быть в…