26 сентября 2018 в 13:02

Ни город, ни деревня

Деревни Шепелёво и Никулино вошли в состав Владимира в 2006 году. Через 12 лет многие жители этих деревень не видят ничего хорошего в присоединении к областному центру.

Несбывшиеся надежды

- Сами сельчане очень хотели присоединения к городу, - вспоминает староста деревень Лариса Соловьева. - Мы надеялись, что улучшится медицинское обслуживание, что легче будет решать вопросы с землей, с межеванием... Что-то, конечно, изменилось, но лучше жить не стало.

Из самых заметных достижений в деревнях - добавлены несколько рейсов до города да появился свет на улице Центральной. Остальные улицы тонут по вечерам во тьме.

- Лариса, - обращается к старосте пожилая женщина. - Сделай что-нибудь! Мне ночью скорую вызвали, так врачи не могли найти мой дом на улице Лесной. Ничего ж не видно...

Лариса Георгиевна только разводит руками.

В деревнях как не было, так и нет центрального водопровода. Его должны были построить в 2007 году - но проект отложили на неопределенное время. Жители пользуются своими колодцами и скважинами, которые в засушливое, как в этом году, лето пересыхают. О канализации тут уже и мечтать перестали. Ее отсутствие привело к тому, что стоки из выгребных ям попали в ручей. И тот сделал непригодными для купания два водоема близ деревень.

- А раньше воду из этих прудов можно было пить, - вспоминает продавец продуктового магазина Светлана Шуянцева.

Зато с присоединением деревень к городу жители стали больше платить. За газ, за электричество. Поднялись и тарифы на ОСАГО. Но сотовая связь тут работает с перебоями, и Интернет местность не покрывает. Для доступа в сеть приходится ставить спутниковую антенну стоимостью 20 тысяч рублей и ежемесячно платить за услугу 2 тысячи.

Без вариантов

В Шепелёво и Никулино живет много молодежи и детей. Ближайшие школы и детсады - в поселках Коммунар и Вяткино. Кружки и секции — во Владимире. Совмещать работу и уход за подрастающим поколением практически невозможно. Женщины домохозяйничают, мужчины трудятся на нескольких работах.

В старых фильмах советского времени любили показывать дружную деревенскую жизнь: праздники в складчину, посиделки с гармошкой и дискотеки по субботам. Но все это кануло в Лету. Да и собираться молодежи негде. На въезде в Шепелево стоит деревянная постройка-барак. Назвать ее домом культуры язык не повернется. Тем не менее это и есть очаг деревенской культуры. Открывается он нечасто и то в дневные часы, когда молодежь работает или учится, а дети - в школе и детсадах. Завклубом — человек приезжий, задачи развлекать население и вести кружковую работу у нее нет.

Рядом со зданием - пустое поле с одинокой лавочкой и турником. Это подарок председателя ЗС Владимира Киселева перед какими-то давними выборами. Жители деревень давно просили установить на пустыре детскую площадку и спортивные тренажеры - малышам совсем негде поиграть, а мамам посидеть, поговорить между собой. Но такие местности, как Шепелёво, не подпадают под программу «Формирование комфортной городской среды» - здесь нет многоквартирных домов. Поэтому хотите погулять — езжайте во Владимир.

В администрации города нам сказали, что про обращения жителей помнят, но в этом году перемен точно ждать не стоит. А вот в следующем году к проекту могут и вернуться...

Магазин в Шепелёво только один, и с очень скудным набором продуктов. В основном консервы и спиртное. Даже за сигаретами надо ехать в Вяткино или в Коммунар.

Вот и катают коляски усталые молодые мамы по разбитым деревенским дорогам Шепелёво из конца в конец. Это единственное развлечение, доступное им в XXI веке.

- Как в глухой деревне, - вздыхает молодой житель деревни.

Лучше танк

12 километров до города легко преодолеть, если есть своя машина. Но многие жители Шепелево и Никулино их не имеют, им приходится рассчитывать на общественный транспорт. А с ним большие проблемы.

Перевозчики ищут выгоду, и рейсы спланированы под работающих во Владимире сельчан. Отъезд от остановки в 7 и 9 часов. Затем большой перерыв. Ни в магазин не доехать, ни в поликлинику.

- Говорят, мало людей ездят. Бензин, мол, без толку тратится, - рассказывает местный житель Николай. - Да нас вообще не особо много. Домов 400 в обеих деревнях. Но мы же тоже люди. Пусть спланируют рейсы так, чтобы автобус мог сделать выручку в городе, пустить его до «Глобуса»... Но отказать проще.

Но и работающему человеку добраться до дома с работы хлопотно. Рабочий день на предприятиях заканчивается в 17.00, а обратный рейс в деревни - в 19.00.

- Хорошо, летом можно посидеть на лавочке. А зимой? По магазинам гулять? Так для этого деньги нужны, - продолжает мужчина.

Пропустишь рейс, на попутном автобусе можно доехать до Вяткино. Но там еще три километра пешком до деревни. По трассе, где ни одного фонаря.

- Так и получается: кто помоложе, вынуждены покупать машины. Берут в кредит, а при зарплате от 8 до 25 тысяч в месяц это равносильно кабале, - машет рукой Николай.

Но «Жигулями» или простенькой иномаркой в деревне не обойдешься. Лучше всего иметь танк. Перед какими-то выборами до Шепелёво сделали асфальтированную дорогу, но внутренние пути так и оставили в нетронутом виде. Лишь изредка некоторые посыпают асфальтовой крошкой. Самый убитый вид - на улице Новой. Осенью и весной по ней не рискуют ездить даже машины спецтранспорта. Больных на носилках несут на соседнюю улицу, а пожар тушат гидрантами, протянутыми от машин на десятки метров.

В администрации Владимира нам сказали, что список дорог для ремонта в этом году давно утвержден. Шепелевских и никулинских там нет.

Сельская примета

Единственное, что осталось от сельской жизни в деревнях — это ФАП. И все сельчане очень боятся, что его могут закрыть. Шепелёво и Никулино теперь вроде бы не совсем деревни, поскольку относятся к городу, но вот фельдшерские пункты содержатся за счет программ поддержки сельских районов.

- Только не забирайте у нас медпункт, - в один голос просят пожилые сельчанки.

Заведует ФАПом уже более 30 лет Инна Лаврова. Она не вправе выдавать больничные листы, но всегда готова измерить давление, сделать укол или кардиограмму, провести физиолечение ребенку или капельницу по назначению врача. Инна Владимировна знает всех жителей деревень, не отказывает никому в совете, тем более что опыт ее в медицине огромен.

- У нас очень хороший медпункт, - уверена фельдшер. - Есть процедурный и перевязочный кабинеты, хороший набор медикаментов. Первую половину рабочего дня я на приеме, а потом хожу по домам. Не все пожилые могут самостоятельно до ФАПа добраться. Но вот сколько такая жизнь продлится — неизвестно.

В Шепелёво и Никулино тихо, как в «настоящих» деревнях. На задворках - разрушенные здания канувшего в Лету СПК «Коммунар». Свежий воздух и палисадники с цветами у каждого дома.

Только не слышны голоса скотины. Кур и тех держат всего несколько семей.

- А как можно все совместить? - удивляется нашему вопросу староста Лариса Соловьева. - Чтобы успеть детей собрать в школу и на работу доехать, нужно встать в пять утра. После смены люди возвращаются домой к 8 часам вечера. Какая тут живность? Мы ж городские...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 09:45 Жители Владимира выбирают рисование в качестве отдыха и хобби
Рисование – медиативная вещь, уверены психологи со всего мира. В этом убедились и корреспонденты «ВВ», побывав на пробном мастер-классе в арт-студии «КистиКраски». Встреча с искусством длилась около двух часов. Вместе с…
сегодня в 08:35 В Вязниковском районе сгорела ферма в деревне Галкино
Во вторник, 30 апреля, на пульт пожарной охраны Вязниковского района поступило сообщение о возгорании в коровниках крестьянско-фермерского хозяйства в деревне Галкино. Площадь пожара составила более 300 квадратных метров…