Масла в огонь подлило заявление губернатора Владимирской области Светланы Орловой в середине сентября. Во время рабочей поездки в Кольчугино она сказала, что оплата услуг по охране учебных заведений должна вестись за счет бюджетов муниципальных образований, а не за счет родителей.
- Часть финансовых расходов на эту статью – порядка 60 миллионов рублей в этом году - берет на себя областной бюджет. Оставшуюся сумму предстоит найти местным властям, - сказала тогда Орлова. - Безопасность наших детей, предупреждение террористической угрозы в учебных и дошкольных заведениях - первоочередная задача любого руководителя местной администрации. И мы будем с них за это серьезно спрашивать.
И вот теперь что? Школы по-прежнему собирают деньги на охрану с родителей. Обычная месячная плата на охрану за ребенка во Владимире составляет от 100 до 150 рублей. Собрав деньги, школьный родительский комитет заключает договор с ЧОПом, и на входе в здание появляется человек в черной или зеленой форме. Как правило, это пожилой отставник. Вы всерьез думаете, что он защитит школу и школьников от террористов и преступников? Не будем наивны - на деле он лишь скучая, разгадывает кроссворды за столом у входа.
Насколько эффективна такая охрана? К этому вернемся чуть позже. А пока: должны ли за такую «услугу» платить родители учеников? Долгие годы взимание платы аргументировали тем, что бремя охраны лежит на школах, а в их бюджетах таких средств нет. Поэтому и приходится родителям скидываться. Заявление Светланы Орловой породило конфликт между родителями, руководством школ и муниципальной властью.
На заседании комитета по вопросам местного самоуправления и комитета по образованию Владимирского горсовета депутат Дмитрий Кушпита (он в обычной жизни директор школы, кстати) попробовал разобраться в вопросе и обратился к юридической службе горсовета за разъяснением. Юрист управления образования мэрии Михаил Шолохов зачитал выдержки из федеральных законов. Из них ясно, что ничего не ясно — там нет четкого регламентирования сферы охраны школ.
В законе «Об образовании РФ» к компетенции образовательной организации относится организация охраны здоровья обучающихся, которая включает, в т. ч. обеспечение безопасности обучающегося во время пребывания его в образовательной организации. А значит, в сборе денег на ЧОПовца ничего незаконного нет. Родительский комитет имеет право по собственной инициативе нанимать охранное предприятие.
С другой стороны, если охранник нужен не просто для недопуска в здание посторонних, а для противодействия терроризму, то в этом случае в ФЗ-131 прописано: органы МСУ должны участвовать в профилактике терроризма и экстремизма. Финансирование этой статьи ведется за счет средств федерального бюджета, бюджета субъектов федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов. А значит, тут Светлана Орлова была права, жестко высказавшись против взимания платы с родителей.
Запутавшись в формулировках, депутаты владимирского СНД решили создать комиссию для уточнения вопроса под председательством Ларисы Пышониной. А пока суд да дело, глава города Ольга Деева предложила родителям все же платить за охрану из своих кошельков - если на это есть решение школьного родительского совета.
Напоследок вернусь к тому, какую функцию выполняют сейчас ЧОПовцы в школе. Большинство родителей единодушны: они защищают школы исключительно от родителей. Многие из нас потеряли возможность подойти к учителям, поговорить об успеваемости/поведении ребенка, помочь ему одеться, оперативно помочь в обустройстве класса... По большому счету, в своем нынешнем качестве охранники школ почти бесполезны. Если, не приведи Господь, случится что-то серьезное, пожилые любители кроссвордов не защитят ни от террористов, ни от хулиганов со стороны.
Родительским комитетам стоит задуматься: а надо ли родителям платить за такие услуги?