Ручная работа
Вечером 13 октября на дороге, ведущей к селу, машина насмерть сбила мужчину. Водитель, ослепленный дальним светом встречного авто, не заметил пешехода, и тот получил смертельные ранения.
Случай взбудоражил многих. Жалели обоих — и водителя, и пешехода. Оба — местные жители. И на их месте может оказаться каждый. Мало того, что тут есть неосвещенные участки улиц, но даже там, где столбы стоят, фонари - не на всех. А если и есть, то горят через один.
На днях жители пригласили в местный клуб главу администрации Новоалександровского сельского поселения Елену Кашину, главного специалиста отдела жизнеобеспечения и дорожного хозяйства администрации Суздальского района Юрия Волгина. Приехали депутат СНД МО Новоалександровское Лариса Мелехина, и и. о. главврача Суздальской районной больницы Ольга Логинова. Им богословцы задали так много вопросов, что если составлять план действий, на выполнение его уйдет много лет.
Начали с дорог. Информацию Волгина, что на приведение их в порядок бюджет в этом году выделил более 5 миллионов, встретили с недоумением: куда деньги пошли? Сколько на Богослово выделили? В прошлом году ремонтировали участок улиц Совхозной и Луговой. В этом году, судя по списку отремонтированных дорог на официальном сайте администрации района, в асфальт одели улицу Центральную в Сновицах (тут каждую весну проваливались автобусы из Владимира), а Богослово обошли стороной. А жителям хотелось бы увидеть их в планах ремонта.
В первую очередь, ремонт нужен дамбе. Она соединяет две части села. Был совхоз - он латал. Теперь дорогу по дамбе ремонтируют сами селяне, подсыпают то, что есть: щебень, грунт, крошку. Но этого мало. Да и действовать надо оперативно:
- Дамба уже горизонтом на уровень воды просела, кардинально надо вопрос решать, - очерчивал масштаб бедствия один из селян. - Переделывать ее надо, проектное решение готовить, смету. Иначе бурной весной ее просто смоет.
- Я все понимаю, но бюджет в расходной части в отношении ремонта исполнен, - все повторяла как мантру Елена Кашина и обещала переговорить с Сараевым (Алексей Сараев - глава администрации Суздальского района. – Прим. авт.).
Жители такие обещания слышали не раз. Для них дамба – это ежедневное испытание. Автолюбители оставляют тут подвеску. Дорога разбита в хлам, да еще и абсолютно темная. Пешеходы ее обходили бы стороной, да деваться некуда, обходов нет.
- Если бы тут была нормальная дорога, то автобус мог бы заходить и во вторую часть села, - рассказала «ВВ» местная жительница Светлана Алексеева. - А так более двух километров приходится идти от единственной остановки у церкви, чтобы попасть на эту часть села.
В итоге богословцы сами нашли и предложили власти очередное временное решение проблемы: в выходные они проведут на дамбе у пруда субботник: обрежут старые деревья, уберут мусор. У власти люди попросили хотя бы самосвал щебня. Сами раскидают, им к дорожным работам не привыкать… Глава обещала помочь.
Кстати, о рукотворных богословских дорогах. Мы проехали и по дамбе, и по улицам села. Почти идеальными - с хорошим асфальтовым покрытием - можно считать улицы Совхозную, Луговую (эта улица - богословская «Рублевка») и Молодежную. Остальные — грунтовки со щебенкой и асфальтовой крошкой. Материалы куплены и уложены самими жителями.
Между небом и землей
В Богослово вообще привыкли надеяться только на себя.
- Для чего вы нам нужны? - спрашивала у представителей власти многодетная мама. - Мы сами делаем дороги, сами ставим столбы, сами вешаем фонари. Мы за свой счет все делаем! А вы что для нас делаете?
- Нет тротуара от автобусной остановки до перекрестка. А детей-то все больше становится, они в школу и из школы идут по дороге. Сделайте тротуар! – кипели родители.
- Исторически так сложилось, - отвечали чиновники — и это дурацкий ответ, которым они расписываются в собственной немощи.
- На Богослово указатель далеко стоит. Едешь по юрьев-польской дороге и вглядываешься: где поворот? Табличка гораздо раньше поворота! В темноте, да после дождя поворот плохо видно. Очень темно. Поставьте столбики на повороте. Сделайте ближе светоотражающий указатель, - просили граждане.
Кроме ликбеза, что юрьев-польская дорога — областного значения, ответить нечего властям. Елена Кашина начала рассказывать то, что и так все знают:
- Дорога в собственности «Владупрадора», обслуживает ее «ДСУ-3». Дорога имеет полосу отвода 25 метров, от оси дороги в каждую сторону — по 12,5 метра. Полоса отвода совершенно другого собственника. Участок дороги от поворота в Богослово - на балансе района. «Владупрадор» потратил большие деньги, чтобы осветить участки в населенных пунктах на трассе, где была большая аварийность: Обращиха, Старый Двор, Кутуково, Новоалександрово...
- Мы за них рады, но мы в Богослово живем. Вы про Богослово говорите! - потребовали конкретики жители и добавили: - И прекратите делить: то не наше, это не наше... И что, ничего не решить? Люди гибнут, пока вы делите, где чье...
- Ваш депутат напишет главе района письмо, я его отвезу, зарегистрирую и будем ждать ответа. Вы хоть четвертуйте Волгина, но деньги-то где? – пыталась успокоить жителей глава администрации поселения.
Но на руках у жителей уже целые папки с отписками! Что добавит еще одно письмо? Они несколько лет ведут переписку с чиновниками.
Взять ту же проблему с дамбой. Тома переписки. Но аргумент у администрации один: денег нет, но вы держитесь!
Предметом переписки жителей с властью стала и история закрытого сельского ФАПа. «ВВ» писали о богословском ФАПе-призраке. Его обнаружили общественники ОНФ (https://vedom.ru/news/2018/10/18/31401-kak-lechit-fapy). Вот и на этом собрании жители вновь заговорили о доступности медицинской помощи. И.о. главврача сетовала: не может найти фельдшера. И предложила жителям самим решить и эту проблему! Мол, киньте клич среди знакомых. Гарантировала подъемные в 500 тысяч и зарплату в 22 тысячи.
- А где вы фельдшера разместите? Вы ФАП-то видели? Там все разгромлено! Вы сами-то верите в то, что найдется желающий работать в сарае? - ехидно поинтересовались селяне и потребовали срочно включить Богослово в заявку на строительство нового ФАПа.
- Мы здесь как между небом и землей, - возмущалась многодетная мама. - Автобус ходит раз в час, нет медпункта, садика, школы. Народу много живет, а прописанных — несколько сот человек. У нас большие проблемы. Я прописана в Богослово. Здесь родила сына. Ему сейчас 10 лет. Все эти годы я слышала про ФАП только обещания. Если дети болеют, с ними надо метнуться в Сновицы, к фельдшеру. Либо в Новоалександрово или Старый Двор, где забор анализов и есть специалисты. Это неудобно. И я со своими троими детьми вынуждена давать здравоохранению взятки, чтобы во Владимире пройти врачей.
- Я еще раз доведу до сведения департамента, что ФАП нуждается во внимании, - пообещала Ольга Логинова, но многие восприняли это как издевательство...
- Зачем нам власть? Этот вопрос на сходе прозвучал не раз. Елена Кашина, выслушивая об очередной проблеме, лишь просила составить письмо: то депутату, то к администрации.
- Мы самый низший уровень власти, - обмолвилась она.
Но ведь власти! И явных проблем со слухом ни у нее, ни у иных чиновников нет. Почему в сто первый раз надо богословцам писать о своих бедах? Неужели представители местной исполнительной и представительной власти сами не могут четко и аргументированно сформулировать просьбы селян «наверху», переформатировать их в заявки для попадания в целевые программы? Не хотят? Лень? Тогда пусть идут в другое место работают. Не умеют? Ну тогда пусть учатся...