Медсестра одна за всех
В считанных минутах езды от Владимира есть элитные села. Там жить престижно: Сновицы, Сельцо, Богослово, Новоалександрово. Места дивные - и до города рукой подать. Богатые дома и коттеджи. На их фоне социалка - клуб, почта - из классики про блеск и нищету. С ФАПами это особенно наглядно.
В Сновицах на прием к врачу идут в детсад. Фельдшерский пункт - на его первом этаже. В крохотном коридоре очередь мам с детьми. Они нам не рады: мы отвлекли ценное внимание медика и людям придется посидеть в очереди лишние минуты. Но сама медработник уверенно перечисляет, где и какие закладки для оказания первичной помощи у нее есть.
Оснащенность ФАПа в целом на уровне, но и тут сломан электрокардиограф.
В пяти минутах от Сновиц старинное село Богослово. Тут ФАП пришлось искать. В центре села на краю оврага - покосившаяся избушка с табличкой «Муниципальное учреждение здравоохранения «Стародворская участковая больница» Богословский фельдшерско-акушерский пункт». Золото букв блестит на солнце. Но это единственное свидетельство, что и здесь когда-то была медицина. Подошедшая местная жительница не смогла вспомнить, сколько лет назад закрылся ФАП: то ли 10, то ли 20.
Через дыру в двери пролезаем внутрь. Полы кое-где провалились, обои на стенах слезают от сырости, мебель свалена и частично сожжена. На полу лежит стеллаж, в котором когда-то хранили детские карточки. Уже и дети тех детей выросли без сельской медицины...
Филиал амбулатории все той же Стародворской участковой больницы в Новоалександрове (1230 человек приписного населения, из них — 215 детей) - тоже без врача. Он в отпуске. На месте медсестра Светлана Кручинина. К ней как раз привели кроху с кашлем. Медсестра будет помогать ребенку не болеть. Педиатр здесь только по средам. Анализы жители ездят сдавать в Старый двор. На прием с узким специалистам - туда же, либо во Владимир. Жители рады хотя бы тому, что медсестра есть.
Фельдшеры не задерживаются
В Тарбаево ФАП 3 года не может получить лицензию и числится неработающим. Но мы туда попали - на месте оказалась фельдшер из соседнего Туртина Елена Усоева. Она уверена, что пройти лицензирование удастся: все необходимое есть, помещение ремонтировали недавно, три года назад.
Пока идет бумажная волокита, Елена разрывается между двумя селами. В Туртино 400 человек, в Тарбаево - 100 с небольшим. Между населенным пунктами (6 км) добирается в основном на попутках.
Фельдшера ФАПа в Красногвардейском (приписное население более 1000 человек) тоже не оказалось на месте. Его просто нет. Заведует ФАПом медсестра, которая в момент рейда была на вызове. «Фронтовиков» принимала санитарка. Здание старое, в одном из помещений провалились полы. Отопление - электричеством. В антирейтинге сельских ФАПов этот мог бы рассчитывать на лидерство, как и Богословский ФАП-призрак.
А вот их коллеги в поселке Весь (приписного населения 554 человека, 130 детей) ремонта дождались. ФАП находится в бывшем детском саду. Мы застали медсестру-заведующую Светлану Гордееву за переездом. Она с воодушевлением говорила о приходе строителей и ремонтников, которых тут не было с момента открытия. Вопрос о фельдшере ее опечалил:
- Не задерживаются они у нас, - сказала она.
Наиболее позитивное впечатление произвел ФАП в Омутском (382 человека приписного населения, 80 детей). Видно, что работает здесь грамотный и опытный медик. Татьяна Лукина - фельдшер с почти 40-летним стажем. Укладки сформированы в соответствии с рекомендованным списком. Требуемое оборудование также в рабочем состоянии. Косметический ремонт сделан три года назад, но потолки подпортила протекшая крыша. Нет стационарного телефона, а мобильная связь работает не везде.
- За печкой ловит, - говорит Татьяна.
Больных фельдшер посещает, передвигаясь на автобусе, который ходит трижды в день. Либо пациентов привозят к ней родные.
Последний пункт рейда - ФАП в селе Цибеево - встретил закрытой дверью. По соседству магазин. Тут местные нам сказали, что фельдшер приезжает к цибеевцам из Старого двора раз в неделю. Никто не вспомнил, когда уволился местный врач. Давно это было...
Местная жительница Валентина Берх передвигается с опорными ходунками после сложного перелома ноги. Она рассказала о своих мытарствах. Каждые 10 дней ей надо ехать на прием к специалисту в Суздальскую ЦРБ. Автобус в райцентр ходит 2 раза в неделю, и она вызывает такси (1000 рублей в оба конца). Даже во Владимир уехать проще: пять раз в день автобус. Но тут другое: пойди найди поликлинику, которая жителя Суздальского района примет.
Анамнез
Подводя итоги рейда, Леонид Гаврилов и владимирские коллеги (они с мая смотрели работу еще почти 30 ФАПов в восьми районах области) отметили общие беды сельской медицины.
Укладки везде сформированы не полностью. В экстренной ситуации жизнь человека под угрозой. Пробелы в оснащении оборудованием. Нет интернета, а кое-где и компьютеров. Не везде есть стационарные телефоны. Отсутствуют пандусы. Практически везде требуется капитальный либо косметический ремонт помещений. Удобства во дворе. Нет лицензий на продажу медикаментов. Нет и аптек в селах. Нигде не установлены дорожные указатели, ориентирующие жителей о нахождении медучреждения.
Повсеместно жуткий дефицит кадров. Имеющиеся в подавляющем большинстве — люди пенсионного предпенсионного возраста. Наша область аутсайдер - по уровню обеспеченности врачами у нас 3-е место в РФ с конца. По обеспеченности медицинскими кадрами на селе - 10-я позиция снизу. На той же позиции регион-33 по укомплектованности средним медицинским персоналом в городе и на 17-м месте снизу — на селе.
Что делать?
Кто и в каких условиях будет лечить селян? Эта проблема обсуждалась на круглом столе по итогам рейда. Ответ держал руководитель областного облздрава Александр Кирюхин, но все уже знали, что он уходит. Обращаясь к экспертам ОПФ, Кирюхин посоветовал им, более близким к президенту, поднять вопрос на его высоком уровне (будто бы глава государства не знает, что в Англии ружья кирпичом не чистят?..). Кирюхин считает: надо вернуть государственное распределение выпускников медицинских вузов. Кирюхин считает ущербным принцип определения уровня оплаты труда медиков. Он приравнен к средней зарплате в экономике региона, и в результате врач во Владимирской области получает в 3-4 раза меньше, чем его коллега из Подмосковья. За одинаковую работу надо платить одинаково — иначе дискриминация и отток кадров.
- Мы говорим о высокой заработной плате у нас в 53 тысячи, но никогда не поднимем ее до уровня соседнего Подмосковья, где 100 тысяч рублей и выше. А труд у нас тяжелее в разы, - сказал Кирюхин и привел в пример работу двух бригад скорой: в Киржаче и подмосковной Черноголовке. У нас двое, в Черноголовке — пятеро. А объем работы у киржачских в 2 раза больше, чем у соседей. Зарплата - в 3 раза меньше. Время поездки от Киржача в Черноголовку - 20 минут. Вопрос: кто-то остается в Киржаче работать на скорой?
Кирюхин, по сути, признал, что программа «Земский фельдшер», сулящая приезжающим на село фельдшерам 500 тысяч подъемных, себя не оправдала. Не поперли медики в село. Тем более что рядом привлекательные регионы: Москва и Нижний.
В нашем регионе принята программа строительства новых ФАПов. Планировали построить 100. Стоят 23. В этом году планируют сдать семь, в 2019-м — еще 13. В тех же Сновицах новый ФАП уже построен. Теперь надо его оснастить и пролицензировать. Помимо этого планируется построить 20 амбулаторий в селах. За образец взята уже выстроенная в Ляхах.
Кирюхин заметил, что ситуация в Суздальском районе сложная:
- Здесь разваленная база, никудышное управление. Два года не можем найти главных врачей (в ЦРБ), шесть претендентов приезжало. По Суздалю мы только приступаем к работе. Сейчас восстанавливаем больницу в Суздале, как головное учреждение, будем ее насыщать оборудованием. В следующем году закончим эту работу.
Кирюхин считает новый ФАП в Павловском удачным примером перемен в сельской медицине, но чтобы восстановить материально-техническую базу сельской медицины, требуется 3,5 миллиарда рублей. Это много, учитывая, к примеру, что в 2017 году в консолидированный бюджет Владимирской области поступило 65,1 миллиарда доходов.
Но здание ФАПа мертво и бессмысленно, если не будет врачей. С этим согласны все. Как и с тем, что одномоментно проблему сельских ФАПов не решить. Доступность сельской медицины — задача даже не на пятилетку.
ЦИФРЫ
По данным Росстата, в нашем регионе 325 ФАПов. Только в трех из каждых четырех из них есть водопровод, в 68% - рабочая канализация, в 29% - центральное отопление, в 34% - горячая вода, в 74% - стационарная телефония.
Дефицит фельдшеров — 38%.