18 января, 05:05
17 декабря 2018 в 11:39

Закупки, как шоу за стеклом

В 2010 году Владимирская область была отмечена призом "Гарантированная прозрачность",  Фото: Полина Ганцева
Опубликован очередной «Национальный рейтинг прозрачности закупок-2018», где Владимир и Владимирская область оказались на очень хороших позициях: областной центр на 20-м месте (из 87), регион — на 25-м (из 85). В градацию «гарантированная прозрачность» наши снова не попали, но в «высокой прозрачности» закрепились и уже несколько лет держатся вполне уверенно. Эксперты для составления рейтинга перелопатили массу источников: от сайта госзакупок и до ресурсов участников, проанализировали даже нерыночные факторы (в том числе коррупционную составляющую) размещения порядка 3 млн заказов. В итоге распределили всех участников по пяти категориям: кроме гарантированной и высокой прозрачности есть средняя, базовая и низкая. Кстати, прозрачность общего, то есть национального, рынка закупок в России находится на среднем уровне.

Нет конкуренции - нет мостов

Внимание к теме прозрачности госзакупок со стороны медиа и общественности вполне оправдано: в госзакупках крутятся огромные деньги бюджета. Никто не хочет, чтобы их «спускали» на ерунду или переплачивали за товар, который можно купить гораздо дешевле. Особенно - в кризис. А предприниматели, что бы они ни говорили, госзакупки любят, ведь государство - это априори надежный заказчик, который точно заплатит по счетам, что в условиях снижения общего покупательского спроса для кого-то может стать спасением.

Всего в России ежегодно заключаются миллионы контрактов на госзакупки общим объемом в 7 с лишним трлн рублей. А если посчитать с корпоративными заказчиками по ФЗ-223, который гораздо мягче к закупочным процедурам, чем ФЗ-44, то это еще 29 трлн рублей.

Самым популярным способом покупать что-либо за государственные деньги был и остается аукцион в электронном формате. У Владимирской области данные по приверженности заказчиков электронным аукционам сопоставимы с общероссийскими - 77-79%.

Примечательно, что в сопроводительных материалах к свежему рейтингу поясняется, что из-за низкого показателя конкурентности (несостоявшихся закупок ввиду отсутствия заявок или только одной поданной заявки) государство за год потеряло 89,1 млрд рублей. Это на треть меньше, чем годом ранее, но все равно очень неприятно. Для наглядности поясним, что на эти деньги можно было бы построить 30 таких же мостов, как в Муроме через Оку (по ценам периода его постройки и сдачи). Или 937 поющих фонтанов - точно таких как на Театральной площади во Владимире. Или пять современных кондитерских фабрик уровня «Ферреро» в Собинском районе.

Зависит ли прозрачность от размера бюджета?

ТОП-3 в рейтинге регионов занимают Москва, Татарстан и Югра. У столицы бюджет больше 2 трлн рублей. У Татарстана - больше 200 млрд рублей. У Ханты-Мансийского автономного округа - 170-180 млрд. То есть в тройке лидеров традиционно богатые регионы, ввиду привычного наличия денег умеющие ими распоряжаться.

Есть ли в сегменте «гарантированной прозрачности» регионы с сопоставимыми с Владимирской областью бюджетами? Есть. Например, Чувашская республика и Тамбовская область, где доходы-расходы составляют порядка 43 млрд в год (у каждой). У региона-33, как мы знаем, 60-миллиардный бюджет.

Позади нас в рейтинге оказались такие мощные регионы, как Санкт-Петербург и Московская область (бюджет каждого около 500 млрд). Так что от богатства или скудости бюджета успех в рейтинге точно не зависит.

Государство "покупает владимирское"

По данным региональной Счетной палаты, объем госзакупок Владимирской области за 2017 год потянул на 15,3 млрд рублей. При этом экономия бюджетных денег составила 1,4 млрд от суммы, заявленной конкурентными способами. Это, кстати, как раз цена будущего перинатального центра в Коврове, «добро» на строительство которого несколько месяцев назад дал Президент РФ Владимир Путин.

А вот другие важные цифры: за 2017 год доля товаров, закупаемых по госзаказу у поставщиков и производителей Владимирской области составила 52,1 %. В этом плане нам явно есть к чему стремиться - деньги не должны уходить из региона. А вот доля работ, выполненных владимирскими подрядчиками, близка к идеальной - 83,2 %. Как и доля услуг, оказанных по госзаказу местными компаниями - 84,4 %.

В 2018-м, по данным Счетной палаты Владимирской области, объем утвержденных в регионе госзакупок составляет 14,8 млрд. При этом 75 % из них уже размещены в первом полугодии, а экономия по заключенным контрактам составила 960 млн рублей.

Как повысить прозрачность?

Город Владимир, блеснувший очередным попаданием в первую двадцатку городов с закупками «высокой прозрачности», оставил позади Краснодар, Челябинск, Самару, Ижевск, Уфу, Брянск, Нижний Новгород и многих других. При этом общий годовой объем муниципального заказа во Владимире - 3,8 млрд рублей, что скромнее многих конкурентов-миллионников.

«ВВ» спросили у начальника управления муниципального заказа мэрии Владимира Олега Зяблова, что нам мешает войти в ТОП-10 - в категорию «гарантированная прозрачность»?

- На место в рейтинге влияют самые разные факторы, - говорит эксперт. - В нашем случае это, например, серьезное количество жалоб от потенциальных исполнителей. Даже не участвуя в торгах, они могут жаловаться, если их что-то не устраивает. То есть не участвуют, но жалуются в ФАС. Мы выходили с инициативой, чтобы при признании ФАС такой жалобы необоснованной, ее податель обязан заплатить госпошлину. Это было бы эффективно. Но пока предложение на рассмотрении у законодателей.

Также сказывается количество закупок у единственного поставщика. Они в рамках закона, но если их очень много...

Еще один важный фактор, влияющий на место в рейтинге - среднее количество участников торгов. Если у регионов из сегмента «гарантированная прозрачность» их обычно порядка 6-7, то у нас - 2-3.

Кстати, по этому показателю мы в тренде: общий уровень конкуренции госзакупок в РФ в 2018 году вырос до 2,96 участника.

На чем тогда потеряли такие богатые гиганты, как, например, Казань, оказавшаяся в рейтинге аж на 67-м месте?

- Все аукционы, конкурсы, запросы котировок в электронном формате проводятся на площадках, которые отобраны правительством, - говорит Олег Вадимович. - Если мы во Владимире размещаем заказы на нескольких ресурсах: местных и федеральных (от zakupki.gov.ru до sberbank-ast.ru), то, насколько я знаю, Казань размещает госзаказ только на своей местной площадке.

По мнению Зяблова, хорошие места в рейтинге прозрачности госзакупок - благо не только и не столько для ОМСУ. Это вклад в копилку хорошего имиджа всего региона, а репутация в наше время дорогого стоит.

ЦИФРЫ

В РФ доля госзакупок у малых и средних предприятий составляет около 15% от всего объема рынка. Во Владимирской области в 2018 году с субъектами малого предпринимательства, социально-ориентированными НКО путем проведения закупок конкурентными способами заключено 4436 контрактов и договоров на 2,2 млрд рублей - это 17,9 % от годового объема.

Напомним, в разные годы и Владимирская область, и город Владимир попадали в этом рейтинге в категорию "Гарантированная прозрачность". 

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
В Камешково придут производители сыров 16 января в 13:01
Сейчас ведутся подготовительные работы к возможной реализации инвестиционного проекта по организации производства сыров на территории опережающего социально-экономического развития «Камешково».
Владимирская таможня за один день пополнила бюджет на 24 млн рублей 10 января в 12:49
Пока все отдыхали, некоторые службы работали в усиленном режиме. Владимирская таможня за один праздничный день 4 января «принесла» в федеральный бюджет около 24 млн рублей в качестве таможенных платежей.
В Петушинском районе приостановлено строительство завода по переработке серы 27 декабря 2018 в 12:55
Владимир Сипягин потребовал от инвесторов – компании «Лидер» – прекратить строительство объекта до полного выполнения всех предусмотренных российских законодательством необходимых процедур.

Орфографическая ошибка в тексте