Создавая шульверк, Орф задумывал изобрести «игру в музыку», которая могла бы подготовить детей к творчеству.
Метод, в основу которого положена игра на ударных инструментах, сочли действенным, и сейчас приемы именитого немца уже применяются многими наставниками в мире. Однако до Владимира орф-педагогика только дошла - спустя десятилетия. Почему?
- У нас преподавателей-ударников в музыкальных школах не так много. Наверное, просто не хватает педагогов, - предположила Александра Майорова, тот самый педагог, который и внедряет новую для Владимира методику обучения. - У нас и с исполнителями-ударниками не очень - не хватает классных музыкантов.
Сама Александра - первая флейта во Владимирском губернаторском симфоническом оркестре. Окончила музыкальный колледж по классу флейты, а сейчас учится в Институте искусств ВлГУ по классу ударных.
Когда руководитель Центра классической музыки Артем Маркин загорелся идеей внедрения методики Орфа, то кандидатура педагога сомнений у него не вызывала - Майорова, владеющая игрой на всех необходимых инструментах: блок-флейте и ударных, была самым очевидным претендентом на эту роль.
Администрация области идею создать во Владимире орф-оркестр поддержала. Были выделены средства на приобретение необходимых инструментов: роторных литавр, различных ксилофонов, металлофонов, шумовых инструментов (флексатона, шейкеров, бубенцов, треугольников, ручных барабанов), блок-флейты.
В августе 2018 года все необходимое для обучения было закуплено, а в конце сентября десять человек из Детской хоровой капеллы Центра начали обучение по методике Карла Орфа. 22 декабря детский орф-оркестр уже давал свой первый концерт в Центре классической музыки.
- Те умения и навыки, что они освоили за четыре месяца, соответствуют итогам первого класса музыкальной школы, а ансамблевая игра - это и вовсе класс второй-третий, - радуется за воспитанников педагог. - Дети на слух подбирают ноты на инструментах, и ноты сами выучили - я им только последовательность показала. Очень хорошо слух у ребят развивается! Быстро схватывают ритм, начинают слышать, как в мелодии меняется гармония, и даже самостоятельно импровизировать. А главное, они друг друга слышать научились.
При этом Майорова не считает офр-педагогику полной альтернативой классическому музыкальному образованию, но вот в качестве дополнительных занятий - это очень хорошее подспорье для развития музыкальных талантов ребят. Кстати, у методики Карла Орфа нет возрастных ограничений. Первый владимирский набор - совсем малыши, а в 2019 году в ЦКМ будут формировать группу из учеников 10-14 лет.
Музыкальные навыки ребята приобретают в игре. Например, «пропрыгивая» ритмическое деление мелодии: на четвертной ноте - подпрыгивают, на половинной - приседают, на 1/8 - шагают. Так, в движении, детям проще запомнить музыку. Во время занятий ребята по желанию меняются инструментами, сами договариваются, кто на чем сегодня играет. Это не только позволяет детям не утомиться от однообразия, но и формирует понимание о звучании и взаимодействии инструментов в оркестре. Воспитанники с удовольствием спешат на занятия, зная, что там их ждет увлекательная игра.
- К сожалению, у нас даже среди выпускников консерваторий немало музыкантов, испытывающих проблемы с темпоритмом. А у тех, кто занимается по методике Карла Орфа, таких проблем не возникает, - поделилась наблюдениями Александра. - Дети легко разбирают произведение по ритму.
После выступления экспериментального орф-оркестра на новогодней елке, где ребята спели под собственный аккомпанемент песню «Маленькой елочке холодно зимой», наступило время для собственных сочинений. Это, кстати, обязательная часть орф-педагогики - сочинение учениками мелодий на понравившиеся стихи. Сложно? Карл Орф считал, что вполне реально, а его последователи подтвердили это на практике.
- Очень хочется, чтобы это направление музыкальной педагогики в нашем регионе развивалось и в любой школе искусств были бы специалисты, - говорит Александра Майорова. - Чтобы дети с удовольствием занимались музыкой и вырастали в музыкантов, у которых не будет проблем с ритмом, с интонацией.