Согласно статистическим данным, средний заработок владимирцев вырос с 28 тысяч в январе до 31,6 тысячи в ноябре. При этом реальных, «живых» людей именно с таким уровнем зарплат, которые могли бы подтвердить обозначенный рост дохода, нам найти не удалось. А все потому, что статистика основывается на официальных данных предприятий и усредняет доход самых богатых работников с теми, кто сидит на «минималке»: например, подними 200-тысячный оклад топ-менеджеру и уборщице с ее 12 тысячами на одинаковые 5%, у них получатся очень разные прибавки. Однако в итоге мы увидим приемлемые средние цифры с хорошим ростом, но не отражающие всей полноты картины.
Вы нам ответы, мы вам программу
Важный нюанс: именно на данные статистики чаще всего опираются разработчики федеральных, региональных программ и даже, не побоимся этого слова, реформ, призванных повысить наш общий уровень жизни. Поэтому в последние годы Росстат постоянно расширяет методики сбора и анализа данных, чтобы «приблизиться» к реальности.
И вот в ближайшие две недели, вплоть до 8 февраля, во Владимирской области пройдет очередной раунд выборочного наблюдения доходов граждан и их участия в социальных программах. Поучаствовать в этом опросе в наших интересах, уверяют в ведомстве. Руководитель Владимирстата Александр Быков пояснил «ВВ», для чего это нужно:
- Между реалистичностью принимаемых властью мер и ответами участников наших исследований - прямая связь. Статистика здесь только посредник, изучающий обстановку, но ее работа особенно важна в периоды реформирования. Как сейчас. «Майские» указы президента нацелены на решение глобальных задач практически во всех сферах: от продолжительности жизни до цифровизации экономических и социальных процессов. Именно статистика показывает жизнеспособность всей этой политики. Но нам нужны правдивые данные от самих граждан, чтобы решения затем принимались самые верные.
Выборочное наблюдение, о котором говорит Быков, стартовало по всей стране. Задача - узнать, какие у людей в реальности доходы и из чего они складываются. При этом, уверяют во Владимирстате, фискалы к гражданам после их участия в опросе не придут, поскольку все собранные данные используются только в целях формирования обобщенных информационных ресурсов. Налоговая об откровениях про сдачу комнаты внаем, продажу самодельных тортов в соцсетях или, например, о неофициальной торговле вязаными носками, собранными грибами или подработке тамадой точно не узнает. Во всяком случае - от Владимирстата. Анкеты не именные, и данные из них потом сведут в общий отчет.
В первое такое исследование, в 2012-м, опросили лишь 10 тысяч респондентов в стране. Сейчас в планах - исследовать 160 тысяч домохозяйств, из них 648 - во Владимирской области. 27 уже проинструктированных сборщиков данных будут работать во Владимире, Александрове, Киржаче, Покрове, Кольчугине, Юрьев-Польском, Лакинске, Радужном, Коврове, Гусь-Хрустальном, Меленках, Муроме и Вязниках. Что касается сел и деревень, то в выборку попадут населенные пункты Александровского, Суздальского, Судогодского, Камешковского, Гусь-Хрустального, Селивановского, Муромского и Вязниковского районов.
Последняя на данный момент (по итогам 2016 года) самая полная выборка во Владимирской области «вылилась» в целый сборник, который в самом учетном ведомстве называют «беспристрастным статистическим портретом финансового самочувствия». Обратить внимание там есть на что.
Два процента с огородов
60% жителей региона — люди возраста от 25 до 64 лет. Теоретически, учитывая пенсионную реформу, большинство у нас трудоспособное. Однако сколько в этих процентах тех, кому «от 55 и старше» и инвалидов, большой вопрос.
Что касается денег, то на 70-73% наши с вами доходы — это официальные зарплаты. А вот хваленые, требующие серьезного труда сады-огороды своим почитателям приносят не больше 2% приработка.
В итоге в 2016-м владимирцы отчитались статистикам о 21,8 тыс. рублей дохода на одного члена семьи в месяц. Учитывая, что, по официальным данным Владимирстата, средняя зарплата в регионе в тот год составляла от 23 до 26 тысяч рублей, а на каждые 2,5 семьи приходилось по одному ребенку, у части владимирцев определенно была возможность заработков сверх зарплаты.
Впрочем, до финансового благоденствия нашим землякам еще далеко. В ЦФО в то же время доход на каждого домочадца был равен 33,3 тыс. рублей, в Москве - больше 49 тыс., а в целом в России - 26,6 тыс. Стоит однако отметить, что у жителей Брянской, Смоленской, Костромской, Орловской, Тамбовской областей доходы в 2016-м были ниже наших - 20,7-21,3 тысячи.
Кстати, внутри региона такое же неравенство: в городах средний уровень доходов составлял 56 тысяч на домохозяйство, а в деревнях — всего 37,5 тысячи. Зато социальные выплаты примерно равны: 12-13 тысяч рублей на семью. Но тут ларчик открывается просто: в основном это пенсии.
Богаче всех в расчете на одного домочадца выглядели семьи «на двоих» - 27,7 тысячи на человека. Если в семье четверо, этот показатель не превышает 16 тысяч, пятеро - 13800 рублей «потолок». Ну а если есть детки до трех лет, то ситуация еще драматичнее: 11,4 тысячи «на лицо», что, в общем, объяснимо, поскольку мамы в этот период работают редко, а пособия доход от трудовой деятельности не компенсируют. Если ребенка постарше растит один родитель, то здесь доход на человека тоже сверхскромный - 13600 рублей.
Владимирстат рассказанное гражданами учитывает и озвучивает. Например, по итогам выборки 2016 года вопреки тренду заявлять исключительно об успешном развитии констатировал, что доход на одного владимирца снизился на 500 рублей. Тогда же у людей сократились доходы от собственности: с 222 рублей в 2015 году до 210 в 2016-м. Польза выборки налицо, потому что за этими выводами последовал небольшой рост социальных выплат, прежде всего - пенсий.
Чем зарплата лучше пенсии
Любопытно, как согласно выборочному опросу менялся совокупный денежный доход владимирских домохозяйств по годам: 43,4 тысячи на семью в 2013 году, 49,2 тысячи в 2014 году, 53,5 тысячи в 2015-м и всего на двадцать с небольшим рублей больше в 2016-м.
Многолетний кризис подправил и цифры доходов. Если в 2014-м доход в расчете на одного домочадца вырос почти на 3 тысячи рублей, то в 2015-м — всего на 1,4 тысячи, а в 2016-м и вовсе упал на две сотни.
При этом там, где много предприятий и соответственно работы, пенсии и прочие социальные выплаты в структуре доходов имеют гораздо меньше значения. Например, если в целом по России доля зарплат в общем доходе семьи составляет 77,5%, а в ЦФО 81,4%, то, например, в Брянской области, где доход на семью ниже нашего, всего 68,7%, в Костромской — 68%. В нашей, Владимирской — 71,8%. А вот в успешной Белгородской области — 77,8%. В Калуге — 74,8%. В богатой Московской области доля зарплат в общих доходах достигает 85%, ну а в самой столице - 86,4%. В итоге в двух последних регионах доля пенсий в кошельках домохозяйств не доходит даже до 11%. Вывод из этого уже можно сделать конкретный: надо делать все во имя инвестиций в реальные производства, которые дают людям работу.