Как сдерживают рост цен на хлеб?
В целом прошлый год для селян был удачный, говорит Константин Демидов, директор департамента сельского хозяйства и продовольствия АВО. Но с нюансами. Например, необычайно теплое лето-2018 плохо сказалось на владимирском растениеводстве: если в 2017-м собрали 220 тысяч тонн зерновых культур, то в прошлом году всего 170 тысяч тонн. Правда, аналогичная картина во всей России – продолжительная жара хлебным культурам повсюду навредила. В итоге цены на продовольственную пшеницу и муку в прошлом году выросли минимум на 50 %. А вот цены на хлеб – всего на 3,5 %, несмотря на одновременное подорожание энергоресурсов и всего остального сырья для хлебопроизводства. Демидов назвал цены на хлеб «одной из самых стабильных категорий», но отметил, что внутренние резервы на сдерживание цен в отрасли уже исчерпаны.
Как хлебопекам в прошлом году удалось удержать цены, учитывая традиционно низкую рентабельность (3-5%) отрасли? Наш эксперт уверен, что так сказался запрет возвратов из торговых сетей непроданной продукции и соответственно снижение хотя бы в этой части убытков хлебозаводов.
Управляющий крупнейшим хлебокомбинатом в регионе – Владимирским – Алексей Лялин, который, кстати, несколько лет как раз и пробивал на федеральном уровне тот самый запрет, признает, что при такой маленькой рентабельности зарабатывать на развитие приходится ростом оборота. Иначе ни о каких инвестициях в производство и речи бы не было. Сейчас выручка ВХ составляет около 2,3 млрд рублей в год. Обороты компания наращивает, расширяя рынок сбыта: ее продукция уже продается в 13 тысячах магазинов в 52 регионах России, а также в 9 странах СНГ. Лялин не скрывает, что его план – довести холдинг до уровня федеральной компании.
В АВО эти амбиции приветствуют: Константин Демидов говорит, что Владимирская область благодаря именно таким компаниям уже в лидерах аграрного экспорта по некоторым видам пищевой продукции. Например, по экспорту изделий из какао-продуктов наш регион на 4-м месте в России. Из сахара – на 5-м. В обоих случаях это, прежде всего, заслуга расположенных в области заводов «Ферреро» и «Монделис». По изделиям из муки мы на 10-м месте благодаря «Большевику» и тому же Владимирскому хлебокомбинату. Из мяса и рыбы – на 12-м, что явно «на счету» предприятий ABI и «Владимирского стандарта». Всего в регионе 27 АПК-предприятий, работающих на экспорт. Общий объем их продаж порядка 130 млн долларов в год. Задача на ближайшие годы – нарастить эту цифру в 2,5 раза.
Инвестиции в животноводство
По молоку, мясу КРС, картофелю регион по итогам прошлого года сработал с плюсом. Определенный провал (минус 15 тысяч тонн по году – примерно пятая часть всех объемов) в мясной отрасли связан с африканской чумой свиней и ящуром. Хотя наш эксперт говорит, что АЧС в прошлом году удалось локализовать: если в 2017-м в регионе зафиксировано 29 вспышек заболевания, то в 2018-м – всего 2. Задача – восстановить объемы производства мяса, для чего введен ряд новых направлений поддержки животноводов. Но главное здесь – хорошие инвесторы. У ЗАО по свиноводству «Лесной» такой инвестор уже есть. Проект модернизации комплекса обойдется ему в 2 млрд рублей, из них 240 млн он уже вложил, восстановив маточное отделение.
Другие важные инвестпроекты по мясу реализует «Владимирский стандарт» Павла Антова. Один из них – это разведение ангусов, о чем «ВВ» уже не раз писали. Причем именно благодаря этому проекту в области впервые за несколько лет удалось переломить тенденцию к снижению стада КРС. «С августа плюсуем 2 %», - говорит эксперт. Второй инвестпроект «Владимирского стандарта» – строительство в Камешковском районе индюшачьего комплекса полного цикла - от разведения птиц до производства конечной продукции.
«ВВ» поинтересовались у Демидова, почему таких инвесторов в сельском хозяйстве не так много, как хотелось бы. Все дело в рискованности инвестиций. Слишком много зависит от внешних обстоятельств – погоды, цен на сырье, на энергоресурсы, на ГСМ и особенно закупочных цен…
Если в промышленности средняя окупаемость инвестпроекта составляет 5-7 лет, то на селе, как говорится, «раз на раз не приходится». У каждого направления есть свои плюсы и минусы. Например, в свиноводстве быстрая оборачиваемость. Но, как уже показала практика, пришла АЧС – и все, можно фиксировать убытки. Плюс все время скачут цены на мясо. Чуть перепроизводство – обвал стоимости. Для покупателей это, может, и хорошо, но для производителя – смерти подобно. Константин Демидов приводит пример: в этот Новый год оптовая цена на свинину в области составляла 144 рубля за кг в среднем. В предыдущий Новый год – 150 рублей. А, например, в августе 2018 года – 200 рублей. По факту производители свинины за полгода потеряли в цене своей продукции больше 50 рублей за кг. А затраты не снизились. Такое положение дел для любого бизнеса критично.
Другой пример – наши птицефабрики, обеспечивающие владимирцев недорогими курами. Их продукция сейчас выросла в цене в среднем на 25 %. Казалось бы, производителей можно поздравить. Но если учесть, что весь прошлый год они работали в убыток (из-за перепроизводства мяса птицы на общероссийском рынке), то это еще вопрос, когда они покроют прошлогодние потери. Но наши хотя бы выжили. Демидов говорит, несколько крупных холдингов в России и вовсе обанкротились, не выдержав падения оптовых цен.
Достижения молочной отрасли во Владимирской области – традиционно повод для гордости. Хотя в плане закупочных цен на сырое молоко рынок весь год лихорадило, что – вместе с ростом всех издержек - сказалось на отпускной цене конечной продукции с заводов-переработчиков. Сейчас стоимость сырья держится на уровне 26 рублей за литр.
В регионе ежедневно производится 1 тысяча тонн молока, из них 300 тонн продается за пределы региона. Демидов говорит, что крупнейшие заводы мировых брендов по производству молочной продукции очень ценят владимирское молоко, 96 % которого – сырье высшего качества.
Более того, качество молока в регионе настолько хорошее, что уже привлекло внимание крупного инвестора, планирующего в центральном регионе строительство крупного завода по производству масла и сыров. Пока он рассматривает несколько областей в качестве вариантов размещения, но качество и количество производимого сырого молока, а также удобная логистика говорят «за нас». Демидов пообещал озвучить более подробные параметры проекта и имя инвестора, когда с ним появится конкретная договоренность «на бумаге».
Виды на урожай
Во Владимирской области 982 тысячи гектаров сельскохозяйственных земель, из них 560 тыс. га – это пашня. Но 230 тыс. га не используется по назначению, в том числе 139 тысяч уже заросло так, что введение их в оборот потребует серьезных затрат. Что интересно, самые безалаберные латифундисты в регионе – это частники. Они используют порядка 15 % принадлежащих им пахотных земель. У СПК этот показатель равен 83 %, у КФК – 94 %.
90 тысяч неиспользуемых гектаров пашни можно ввести в оборот без особых проблем и финансовых вложений, говорит эксперт. И это не только вопрос экономики – заброшенная земля чревата пожарами и зарастанием борщевиком, который потом «попробуй истреби». По оценке специалистов департамента сельского хозяйства и продовольствия, в год мы должны вводить в оборот не менее 20 тыс. га. Особенно в этом плане придется поработать главам ОМСУ, разобравшись с невостребованными земельными долями. Благо есть у кого поучиться. На недавнем совещании с главами ОМСУ губернатор Владимир Сипягин рекомендовал муниципалам равняться на Юрьев-Польский район, сумевший пройти все административные процедуры и за год ввести в оборот больше 14 тысяч га ранее не используемых пахотных земель. Администрация Владимирской области в этом намерена помогать: есть субсидия для возмещения части затрат на ввод земель, создается специальный механизированный отряд, который можно будет нанимать на эти работы.
Если говорить о деньгах в целом, то сельское хозяйство Владимирской области в 2019 году получит по госпрограмме поддержки 1,59 млрд рублей. Это пока. Будут еще дополнительные федеральные деньги с региональным софинансированием на реализацию нацпроектов. Поддержка традиционная: возмещение затрат на модернизацию объектов АПК, льготное кредитование через уполномоченные банки, субсидирование процентов по инвесткредитам и закупки сырья у местных производителей, поддержка племенного животноводства, компенсация части затрат на ГСМ и – запустят в этом году - гранты на «агростартапы» в животноводстве.
В итоге в текущем году силами СПК и КФК планируется вырастить и собрать урожай из 203,7 тысяч тонн зерна, 70 тысяч тонн картофеля, 15 тысяч тонн овощей, а для животноводства заготовить не менее 40 центнеров кормов на одну условную голову скота. Демидов говорит, что приоритет – выпускать товарную продукцию, которая котируется на внешнем рынке.
По надоям молока мы далеко уже не скакнем: область приблизилась к производству 7200 литров на одну корову. Но есть расчет на рост поголовья по новым инвестпроектам.
Читайте также: Владимирского села стало меньше. Но лучше?