Заплатят за их внедрение, по словам чиновников мэрии, инвесторы, а потом отобьют свои расходы на эквайринге. Скажется ли использование валидаторов на тарифах? По данным наших коллег с zebra-tv.ru, в других областях сказалось - на 4-7%.
Судя по всему, самый экологичный владимирский перевозчик с коллективом в 715 человек под руководством Михаила Кулибабы медленно, но верно выходит из затяжного кризиса.
Убытки и льготники
По словам начальника управления по связям с общественностью и СМИ владимирской мэрии Александра Карпиловича, если в 2017 году фактическая дотация предприятию на покрытие убытков обошлась городскому бюджету в 124 млн рублей, то в 2018-м — уже в 45 млн. При этом, задачу реструктурировать и погасить долги компании по налогам и оплате за энергоресурсы «Владимирпассажиртранс» уже выполнил. Учитывая, что, по словам Юрия Иванова, заместителя гендиректора компании, рентабельность перевозчика при существующих тарифах не превышает 1 %, это уже серьезное достижение. Но на новые машины такой «маржи», конечно, не хватает: один современный троллейбус с автономным ходом на 40 км стоит сейчас - в зависимости от комплектации - 12-15 млн рублей.
В подвижном составе «Владимирпассажиртранса» — 85 троллейбусов и 42 автобуса, из них каждый день на линию выходят 75 троллейбусов (8 маршрутов) и 31 автобус (3 маршрута). Но лишь 11 троллейбусов из 85-ти можно назвать относительно новыми — им от 5 до 10 лет. Поэтому если бы не золотые руки механиков, способных реанимировать даже выработавшие свой ресурс машины, неизвестно, на чем бы мы сейчас ездили. И уж тем более денег пока не хватает на продление маршрутов троллейбусов по городу: установка опор, контактных сетей тоже стоит огромных денег.
Какой должна быть прибыль компании, чтобы она могла не выживать, а развиваться? Юрий Иванов вместо ответа сам спрашивал нас: «А вы скажите: 1 % - этого достаточно?».
Александр Карпилович был более информативен: «Владимирпассажиртранс» ежегодно перевозит 17 млн пассажиров. При действующем тарифе в 21 рубль его прибыль составляет 1 % от оборота. Если учесть, что на 2018 год перевозчик «просил» тарифы в 24-25 рублей (для троллейбусов и автобусов), то вы сами можете посчитать его желательную прибыльность. Плюс три рубля к одной поездке».
Впрочем, умножать 17 млн пассажиров на 3 рубля будет не совсем корректно: «Владимирпассажиртранс» несет огромную социальную нагрузку (откуда, собственно, и идут дотации из бюджета) — 56 % его пассажиров льготники (пенсионеры, инвалиды, студенты, школьники). Так что если вычесть льготников, то, по нашим расчетам, прибавка к бюджету компании (тот самый «плюс 3 рубля» к поездке) составила бы порядка 22 млн рублей — почти хватило бы на два новых троллейбуса. Тоже не густо, но даже об этом перевозчик пока может только мечтать...
В троллейбусах появятся телевизоры
Нынешний коллектив предприятия Карпилович называет «командой профессионалов» и говорит, что качество его работы сильно выросло. Простой пример: если в 2017 году в ДТП попали 25 троллейбусов, из них 15 были по вине водителей «Владимирпассажиртранса», то в 2018-м таких аварий случилось 14, и только в 5-ти из них повинны троллейбусники.
Но мэрия и ее муниципальный перевозчик намерены пойти дальше - избавить город от межтранспортных гонок на маршрутах, повысить безопасность и, конечно, уровень обслуживания пассажиров, ради чего, например, затеяли акцию «Владимир — вежливый город». Поводом стал досадный случай двухнедельной давности с высаживанием в грубой форме из троллейбуса ветерана, забывшего дома ветеранское удостоверение. Это происшествие даже стало отдельной темой для разбирательств в мэрии.
Коллектив к «новой жизни» уже подготовили — провели инструктаж о необходимости быть неизменно вежливыми даже со скандальными пассажирами (хотя и пассажиров в этой связи в руководстве «Владимирпассажиртранса» просят быть корректными).
Кроме того, в рамках проекта «Владимир — вежливый город» практически весь подвижной состав компании оснастят плакатами, мотивирующими уступать места в салоне беременным женщинам, пожилым людям и инвалидам, а также телеэкранами, с которых будут объявляться все остановки (в том числе бегущей строкой для слабослышащих граждан). Примечательно, что на закупку «телевизоров в салоны» ни город, ни его МУП не потратили ни копейки — все за счет рекламной фирмы, которая «возьмет свое» беззвучным прокатыванием на тех же самых телеэкранах рекламных роликов.
Читайте также: Владимирский общественный транспорт перейдет на безнал