Как говорит начальник ЦЛРР Управления Росгвардии по Владимирской области Андрей Бодягин, «если о нас не знают, это значит, что работаем мы хорошо».
Речь о том, что у нас — не «дикий Запад». Владимирская область таких трагедий, как в 2012 году в Москве, когда юрист фирмы расстрелял своих коллег прямо на рабочих местах, или в 2015-м, когда вся страна была шокирована поступком так называемого «красногорского стрелка», не знает. Это, в том числе, безусловная заслуга сотрудников ЦЛРР Управления Росгвардии, четко следящих за соблюдением всех норм и ограничений в деле легального обращения с оружием. И хотя коррупциогенность заложена в самой природе любой разрешительной работы, Андрей Бодягин говорит, что за все 16 лет его руководства региональным Центром, был только один дискредитирующий службу случай: сотрудница, приняв у гражданина пистолет, не оформила его как положено, а решила оставить себе. В итоге она была уволена с позором, приговорена к штрафу и условному сроку.
Любопытно, что в кабинете самого начальника ЦЛРР Управления Росгвардии по Владимирской области стеклянные двери.
В подчинении Бодягина работают 47 человек плюс 22 вольнонаемных сотрудника. Именно эти люди занимаются проверками всех, кто претендует на владение и ношение оружия, и контролируют правильность его хранения и применения. При этом в регионе зарегистрировано 30 тысяч владельцев оружия (в основном — на 80-90 % это лицензированные охотники), 176 охранных предприятий с 5 тысячами штатных охранников, 18 подразделений ведомственной охраны и 7 частных детективов.
Андрей Бодягин, начальник ЦЛРР Управления Росгвардии по Владимирской области:
- Поздравляю всех сотрудников, всех ветеранов Центра ЛРР, всех моих предшественников с нашим профессиональным праздником. Желаю каждому добра, тепла, терпения и пусть вас никогда не покидает ощущение того, что мы делаем важную работу, от результатов которой зависит личная безопасность граждан и общественный порядок на территории региона.
Раз в год спецы Центра обязаны проверить каждого легального владельца оружия, а раз в полгода — комнаты хранения оружия всех имеющих лицензии юридических лиц. В 2018 году, например, таких проверок было больше 45 тысяч! По итогам изъяли 1366 единиц огнестрельного и холодного оружия, больше 10 тысяч патронов и аннулировали 398 лицензий и разрешений.
- Когда периодически начинаются разговоры о свободном обращении оружия — дескать, россияне не глупее американцев, а там право на оружие есть чуть ли не у каждого, у меня всегда появляется двоякое чувство, - говорит Андрей Бодягин. - С одной стороны, люди должны иметь возможность защищать себя в критической ситуации. Например, женщина, на которую напали. С другой стороны, человек с оружием должен обладать сверхздравомыслием, чтобы применять это оружие только в крайнем случае без риска того, что пострадают случайные прохожие. На практике мы видим, что люди даже из-за рядовой ерундовой ссоры в кафе или на дороге сейчас часто хватаются за все подряд — за стулья, биты, травматы (у которых, кстати, с близкого расстояния реально эффект дробовика!). Поэтому к свободному хождению оружия наше общество все-таки пока не готово.
Языком цифр
До 80 % заявлений на получение разрешений на оружие в ЦЛРР сейчас поступает в электронном виде через портал госуслуги.ру. Доля отказов: 5-10 %.
500 единиц огнестрельного оружия, находящегося в незаконном обороте, за 10 лет добровольно сдали владимирцы на возмездной основе. Ежегодно областной бюджет выделяет на эти цели порядка 100 тысяч рублей, но при необходимости увеличивает финансирование. Сдают все — и берданки времен царской России, и современные пистолеты. Однажды пожилой рыбак принес выловленный из водоема термос, битком набитый патронами разных калибров. Сдать оружие можно в любом отделе полиции или Росгвардии. По закону, в случае добровольной сдачи, человек освобождается от уголовной ответственности за незаконное хранение оружия, а в нашей области еще получает за это деньги.
В девяностые, чтобы получить разрешение на оружие — например, на охотничье ружье, человеку требовалось поручительство охотников со стажем и хорошей репутацией. Сейчас работают фильтры медкомиссий (от нарколога и окулиста до психолога и терапевта) и непосредственно проверок спецов ЦЛРР на наличие у претендента судимости, определенных административных нарушений, а также анамнез потребителя наркотиков. Наркоманам разрешения не «светят». Если владельца оружия привлекли к ответственности, например, за браконьерство, то судья решит и судьбу его оружия (продать, конфисковать, уничтожить). При этом, за новым разрешением осужденный на год условно человек сможет обратиться не раньше, чем через три года. А вот если у фигуранта «за плечами» судимость за тяжкое уголовное преступление, то разрешения на оружие он не получит вообще никогда, заверил Бодягин: соответствующую новацию законодатели приняли в 2014 году. Во Владимирской области за это время выявили двух таких граждан — разрешения у них аннулировали и оружие изъяли, несмотря на погашенные судимости.
Читайте также: Владимирец мастерил запчасти к пистолетам на заказ