- Дмитрий Хананович, как возникла история сотрудничества с Владимирским театром?
- Директор Борис Гунин пригласил меня приехать познакомиться. Показал театр. Мы посмотрели спектакль. Мне все очень понравилось. Здесь в полной мере воплощена формула уютного театрального дома. Все делается серьезно и не суетливо. Отличная труппа. То есть я увидел, что во Владимире хороший театр в хорошей рабочей форме, которым его руководство очень грамотно занимается. Поэтому наше сотрудничество состоялось.
- А выбор материала? Не все считают Островского актуальным писателем. Пришлось ли вам менять его историю?
- Ну нет! Наши мастера в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии учили так: не переписывай пъесу. Не нравится, напиши свою. Но если взял Островского или, например, Шекспира, ставь именно их, но - отыскав современное решение. Возможно, неожиданное, но в «рамках» автора. Я уверен, что любого автора можно осовременить, не корежа первоисточник. В этом и заключается класс режиссуры.
- Одна из ваших первых режиссерских работ в кино - «Ты у меня одна». Некоторые считают ее, а также «Все будет хорошо» наивными, но искренними фильмами. Успех этих картин связан с их искренностью?
- Одной искренностью людей не заставишь смотреть фильм 25 лет. Нужно мастерство. У этих фильмов с точки зрения драматургии блестящие сценарии. Там здорово играли артисты и работал не самый плохой режиссер. Время это уже доказало. Это хорошо сделанные фильмы, которым удалось уловить настроение времени. Попасть в его нерв. Настроение тогда было именно такое, оптимистичное: еще чуть-чуть, и наша жизнь будет другой. Атмосферой надежды эти два фильма мне особенно дороги. Сейчас мы снимаем другие картины. Более драматичные. Потому что времена изменились. Потому что выяснилось, что быстро все не получится. Что понадобится много чего, чтобы пройти этот путь в хорошее будущее.
- Зачем вам эпизоды в кино? В «Высоцком», в «Отеле «Элеон», в «Домашнем аресте»? Всего около 40 ролей, если верить КиноПоиску.
- А мне приятно сниматься в кино. Это интересно. Кроме того, когда мне звонит какой-то режиссер и говорит: «Слушай, сыграй у меня», я в принципе стараюсь помочь, если есть время и материал не раздражает. Я, как режиссер, прекрасно знаю, каково это - просить кого-то, кто тебе нужен в конкретном проекте. Я понимаю труд режиссера. И стараюсь быть благодарным, когда мои коллеги из сотен, тысяч артистов выбирают меня. Ну, а еще я не люблю простоев. Всегда переживал, когда оставалось свободное время, и искал, чем бы его занять.
- А полежать на диване, не делая ничего?
- Иногда хочется, но недолго. У меня внутреннее ощущение есть, что я обязан. Кому? Не знаю. Откуда это странное чувство взялось? Не знаю. Но я должен ни дня не провести без работы. Жена иногда говорит «Отдохни уже». Но как? Пока есть силы, даны способности и возможности, надо действовать.
- Удивительный для меня финт в вашей профессиональной биографии — руководство Школой актерского мастерства на проекте «Дом2» - оттуда же, от чувства, что обязан?
- Не совсем. Я снимал фильм «Игра», который 28 февраля премьерой покажут в Доме кино. Он о том, как люди играют в реальной жизни. Фильм необычный. Часть его создателей занимается и «Домом2». Мне стало интересно посмотреть на это изнутри, на ту самую игру в жизнь. Плюс там есть достаточно способные ребята. Некоторые не поступили в театральное, но хотели этого, или у них не было денег, чтобы учиться. Но это люди, у кого к этому склонность. Так что было очень интересно.
- Не опасались, что «Дом 2» испортит вам репутацию?
- Опасения всегда есть. Но канал ТНТ еще до этой истории с «Домом 2» пригласил меня в сериал «В Москве всегда солнечно». Это ремейк американского сериала «В Филадельфии всегда солнечно». Мою роль в оригинальной версии играл Дэнни ДеВито. Роль жуткого типа. Конченого отморозка. Да и весь сценарий - на грани. Я его читал и сомневался. Жене рассказал, а она: «Ты о чем волнуешься? О репутации? Тебе лет-то сколько? Ты сделал достаточно для репутации. Так что теперь если интересно — соглашайся». Она права. Если закон не нарушается, все можно. Это же творчество. Ну а возвращаясь к «Дому2» - смотреть свысока, снобистски на проекты, имеющие огромный успех, можно, но это неправильно и неуважительно к миллионам его зрителей. А вот проанализировать причины этого успеха — совсем не вредно для любого человека, который занимается зрелищами и пытается работать для зрителей.
- В Год театра все надеются, что государство будет более щедрым к театрам. Что бы вы сказали людям, которые считают, что право на жизнь есть только у коммерчески успешных проектов?
- С одной стороны, посмотришь на некоторые театры — и правда, лучше им не давать никаких субсидий, потому что неинтересно, занудно, непонятно, смотреть невозможно. Хотя бывает так, что при этом критики о них пишут «это шедевр». Но по большому счету наша, еще советская власть была права, когда ввела традицию дотационного театра, которой весь мир завидовал. Благодаря этой системе у нас появился репертуарный театр даже в небольших городах. Это огромное счастье. Особенно, когда в спектаклях есть нравственный посыл и, при этом, от них можно получать удовольствие. Это важно. Потому что, посмотрев занудный спектакль раз, другой, человек решит, что весь театр такой, и перестанет в него ходить. В СССР в любом театре на любом спектакле люди получали удовольствие. Они не могли ошибиться в выборе, потому что была планка, ниже которой театры не работали. В наше время с этим возникла некоторая каша. Но ничего: у нас сейчас Год театра, разберутся.