18 февраля 2019 в 19:20

Откуда и почем везут дровишки?

Фото: Владимир Чучадеев
12 февраля в Гусь-Хрустальном районе разгорелся скандал с выпиской леса для обогрева домов и строительства жилья. У входа в здание «Гусевского лесничества» выстроилась очередь из нескольких сотен человек. Люди обвиняли руководителя лесничества в том, что он ограничил время подачи заявлений от льготников до одного дня в неделю.  Департамент лесного хозяйства официально опроверг информацию о сокращении приемных дней и переложил вину за искусственно созданную очередь на самих заявителей, некоторые из которых приносят сразу до ста заявлений, полученных по доверенности. Журналисты «ВВ» провели свое расследование и попытались приоткрыть главные тайны владимирского леса.

В областную администрацию жалобы на перебои с выделением древесины на дрова и на многолетние очереди на получение леса для строительства поступают ежегодно. Бывает, что строительный лес годами не выделяется даже внеочередникам — погорельцам и многодетным семьям. Лесничества в ответах ссылаются на нехватку рассчетной лесосеки. Мол, не хватает леса на всех желающих. Больше всего подобных жалоб в прошлом году было из самых лесных районов - Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Селивановского.

Делянка не для всех

Департамент лесного хозяйства взялся за решение проблемы, предложив понизить нормы отпуска древесины гражданам и отменить практику получения дров по доверенностям.

Сразу же возникла новая проблема — социальная. В редакцию «ВВ» по поручению жителей пяти деревень позвонила Галина Петровна Ивашина, председатель Совета ветеранов из деревни Абакумово Гусь-Хрустального района и попросила о помощи.

- Раньше мы заплатим 200 рублей за оформление доверенности, и нам все к дому привезут. А теперь нам в Уршельской администрации сказали, что нужно обязательно лично заявителю приехать в лес, где ему делянка выделена. Там при нем все обмерят, все покажут. Потом нужно будет кого-то нанять, чтобы все это спилили и привезли. Нам эти «бесплатные» дрова золотыми встанут. Не говоря уже о том, что бабулек 80-летних в лес вывозить - форменное издевательство, - возмущалась женщина.

Между прочим, на территории заповедников рубка запрещена, а потому жителям Мещеры могут выделить надел под рубку километров за 50 от их дома.

Получается, что и по деньгам, и по хлопотам проще отказаться от положенных по закону владельца домов с печным отоплением «бесплатных» дров и покупать их на рынке. У небогатых сельских пенсионеров появится новая значительная статья расходов. На зиму готовых дров нужно тысяч на 25-30 рублей по рыночным ценам. Люди обеднеют еще больше.

У чиновников свои аргументы. В недавнем прошлом прокуратура проверила некоторых посредников и обнаружила получение ими доверенностей от людей, на момент их выдачи уже пребывавших в мире ином.

- Сколько там этих «мертвых душ» обнаружили - пять, десять? А через посредников дрова получают тысячи человек! И они все должны страдать из-за пары мошенников? Пусть возбуждают уголовные дела на конкретных людей, а не рубят на корню отлаженную систему, - считает один из «посредников».

"Система"состоит в том, что куст деревень обслуживает посредник, у которого как правило есть своя пилорама или контакты с пилорамой или лесорубами. По областному закону на домовладение с печным отоплением полагается 15 кубов дров, плюс 5 кубов для топки бани. А, к примеру, в Новосибирской области аналогичный норматив — 10 кубов. У нас тоже в реальности дров расходуется меньше, чем выписывается. Вот эту разницу - между положенным по закону объемом и реальной потребностью - и осваивает посредник. За ее счет он оплачивает расходы на вырубку, распиловку и транспортировку дров. В некоторых случаях даже попенная плата за выделенный участок (в среднем - около трех тысяч) полностью или частично оплачивается посредником. Поэтому для конечного потребителя дрова и получаются условно бесплатными или «копеечными». Разумеется, посредник работает не без маржи для себя. А иначе и выгоды «вписываться» в этот бизнес нет.

То, что такой бизнес находится в слепой зоне, конечно, не хорошо. Проверить, сколько «наварил» посредник и все ли налоги он заплатил, практически нереально. Договоров со стариками с указанием, какую часть древесины они переуступают посреднику, не заключается. С другой стороны, без посредников многие старики просто бы не смогли воспользоваться этой мерой социальной поддержки.

Есть и случаи обычной самоорганизации граждан, когда более дееспособные селяне, имеющие необходимую технику, берутся помогать своим соседям. Эта инициатива тоже рубится на корню. В конце концов, запрет представлять по доверенности интересы доверителя идет вразрез с Гражданским Кодексом.

Хотя в лесничествах уже отказываются работать по доверенностям. Но устно, официальные отказы лесники не пишут. Знают, что нарушают закон.

Впрочем, если областным законом уменьшат нормативы отпуска древесины система посредников и условно бесплатных дров отомрет сама собой.

Ну а почему бы не попытаться найти устраивающий всех, и правоохранителей, и региональных управленцев, а главное - простых граждан вариант? Например, собрать посредников и договориться за какой «кусок» они готовы продолжить работу. Размер «агентского вознаграждения» отразить в типовом договоре, и обязать посредников подписывать его вместе с доверенностью у доверителей. Тогда и эта деятельность станет прозрачной и считаемой.

Или же последовать примеру Приморья, где стоимость дров и их доставки субсидируются из бюджета. Но для этого нужно не только просчитать, обосновать и узаконить такой порядок, но и зарезервировать средства в бюджете.

Очередь к перекупщикам

Со строительным лесом — ситуация иная. Это высокодоходное и ликвидное сырье. Иные — и качество древесины, и ее объемы. Как рассказывают специалисты, работающие в лесной отрасли, выделяемый гражданам на индивидуальное строительство лес, в 90 процентах случаев перепродается на корню. По разным причинам.

Сегодня, кроме дров, каждый житель региона имеет право на получение раз в 50 лет по минимальным раценкам 150 м3 строительной древесины на постройку дома и до 50 м3 на ремонт хозпостроек. В очереди на древесину сегодня более 6,5 тысяч человек. Больше всего очередников в Гусь-Хрустальном районе — около 2 тысяч. Многолетнее ожидание стройматериалов очередниками работает на интересы перекупщиков: люди, нуждающееся в жилье, обычно не тянут со строительством, но из очереди не выбывают, ведь лес можно перепродать.

В декабре на расширенном совещании департамента лесного хозяйства его руководитель Иван Петухов поведал о планах по ликвидации очереди граждан на заготовку древесины для собственных нужд. В этих планах - прекратить выдачу древесины для строительства домов и на дрова всем желающим, и сделать эту услуг адресной.

Подробности Петухов озвучил на совещании губернатора Владимира Сипягина с главами администраций муниципальных районов и городских округов. Департамент планирует снизить нормативы отпуска древесины по заявлениям граждан и проиндексировать расценки на лес для нужд граждан до рыночных.

- У наших соседей нормативы в разы ниже. В Рязанской и Московской областях этот норматив до 100 кубов, расчитан исходя из типовых решений на строительство индивидуального жилого дома, - пояснил Петухов.

При этом льготная услуга, как планируется, все же останется, но станет адресной — только льготникам и реально нуждающимся в улучшении жилищных условий. Возможно, и им лучше помогать выделением субсидий или готового жилья — меньше хлопот и сопутствующих затрат (иногда непосильных) для людей, меньше вариантов прокрутки различных серых схем с лесным ресурсом.

Эта реформа, возможно, тоже вызовет в обществе не только одобрение. Но тут хотя бы аргументы понятны. У такого подхода есть поддержка даже среди лесопромышленников. Да и дополнительный ресурс для деревообрабатывающих производств появится.

«Своим» - все, «чужим» - закон?

В одном из писем в администрацию области заявитель просит обратить внимание на незаконное, по его мнению, выделение в аренду участка леса в 3150 га СПК им.А.В.Горшкова. Лес выделялся в качестве т.н. «колхозного» или «сельскохозяйственного» для вспомогательных производств при осуществлении основной — сельскохозяйственной — деятельности. Хотя на момент заключения договора сельскохозяйственная деятельность этой организацией уже была свернута. И под вывеской СПК ведутся обычные лесозаготовки. Тем не менее после пожаров 2010 года этому арендатору были заменены пострадавшие от огня кварталы на участки с ликвидной древесиной без проведения аукциона. Да еще после замены площадь арендованного участка увеличилась на 71 га, причем прирезали высоколиквидные хвойные участки.

Тот же гражданин пишет: «Самая лучшая расчетная лесосека по бывшим сельским лесам была и остается в ООО «Вашутинское». Организация давно не ведет никакое сельское хозяйство, идет стадия банкротства, а леса распродаются направо и налево! Почему с народа дерут три шкуры, а тем, кто вовремя оказался у кормушки, все спускают с рук? Почему не хватает «расчетки» для простых людей? Наведите порядок в законах, проверьте, как достаются арендаторам леса!»

За «инвентаризацию» договоров лесной аренды власти уже брались. По результатам было расторгнуто около 20 договоров. Среди арендаторов, потерявших значительную часть лесосеки, оказался и предприниматель из Колпи Николай Кузнецов. Поводом для расторжения аренды с ним стало как раз выделение участка без аукциона. Странно, почему в одном случае за такое расторгают аренду, а в другом — наоборот, поощряют дополнительными площадями? Или «своим - все, чужим — закон?».

Справедливости ради стоит отметить, что большинство тех, с кем лесное ведомство разорвало арендные отношения в ту "кампанию", не занимались полноценной лесохозяйственной деятельностью: перепродавали лес на корню. Но почему без лесного ресурса остаются такие солидные производства как ООО «Меленки-Лес» или предприятие Николая Кузнецова в селе Колпь, выпускающие продукцию не только для российского рынка, но и на экспорт, создавшие сотни рабочих мест, выплачивающие миллионные налоги в бюджет?

Неужели они были бы худшими арендаторами, чем СПК им.Горшкова или ООО «Вашутинское»?

Непонятно, какой логикой и какими интересами руководствуются «отцы» лесной отрасли региона.

Врачу: исцелися сам

Есть и еще один способ увеличить расчетную лесосеку — сократить количество пожаров. Этот поворот темы нам подсказали сотрудники Владлесхоза, считающие, что не все гладко в их родной организации, которая и обязана вести противопожарные мероприятия на землях гослесфонда.

Они обращались и к предыдущему губернатору Светлане Орловой, но безрезультатно.

Писали, в частности о том, что в первом полугодии 2018 информация о лесных пожарах и их площади занижалась в разы. Это выявил Гринпис, обнаруживший в Гороховецком районе пожар площадью возгорания 75 га, в то время как из ДЛХ доложили о незначительных возгораниях на 1,3 га.

- И это постоянная практика, а в результате филиалы Владлесхоза не могут рассчитаться с сотрудниками за реально выполненный объем работ, не могут списать топливо, другие расходные материалы. Не говоря уже о том, что нет средств не то что на обновление, даже на обслуживание лесопожарной и лесопатрульной техникки. Сейчас самый «свежий» автопарк — в Ковровском леспромхозе. Там есть машины 2012 года выпуска. А в других филиалах машины 1980-х годов, есть даже трактора, выпущенные в 60-е годы прошлого века. Техника постоянно отказывает. А в январе еще по всем филиалам разослали приказ о сокращении пожарно-химических станций первого типа. 10 станций будет ликвидировано. Ну и как оперативно в таких условиях мы можем справится с возгораниями? - поделился тайнами ведомства один из сотрудников.

По его словам все филиалы Владлесхоза сейчас находятся в предбанкротном состоянии. Недостаточно денег и для выплаты зарплат. Люди переведены на «голые оклады». Есть примеры с окладами по 5-7 тысяч. Зато нашлись у Владлесхоза средства на закупку недешевого легкового автомобиля. Не для собственных нужд, а для передачи в департамент. Экономия на зарплатах приводит к увольнению сотрудников. Предприятие рискует остаться без специалистов лесного хозяйства. Предотвращать и тушить пожары будет некому.

При этом в филиалах приостановлена работа на закупленных ранее пилорамах. Предыдущим руководством планировалось средства от хозяйственной деятельности пустить на обновление автопарка предприятия и повышение эффективности его работы.

- О какой лесосеке для региональных лесоперерабатывающих предприятий вы спрашиваете, если даже филиалам Владлесхоза головной офис не согласовывались договоры на заготовку древесины на протяжении нескольких месяцев? В филиалах возникла из-за этого сложнейшая ситуация. Фактически было сорвано госзадание по рубкам. И все для того, чтобы передать эти объемы своим афиллированным подрядчикам, - уверен наш собеседник. - Лес есть, но не для всех.

Сотрудники «Владлесхоза» написали уже письма, в которых сообщили обо всех этих и многих других фактах новому губернатору Владимирской области Владимиру Сипягину. Готовят обращение и в Администрацию Президента. Надеются на справедливость и торжество законности.

Может, вместе с законностью и справедливостью заодно и дополнительные резервы лесосеки в регионе обнаружатся? И леса тогда хватит всем.

Заголовок в газете: Тайны владимирского леса
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
11 минут назад Владимир Путин своим Указом отметил владимирских учителей
Почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» было присвоено трем владимирским педагогам из разных муниципалитетов. Глава государства отметил их вклад в развитие образования и многолетний добросовестный труд…
19 минут назад В Киржачском районе 10-летняя девочка упала с лошади во время конной прогулки
Следком по Владимирской области возбудил уголовное дело по факту падения ребенка с лошади. Несчастный случай произошел 23 июня. Сообщается, что услуги по катанию на лошади оказывались незаконно, предприниматели ответят з…