Инвесторы в сектор верят
По данным Торгово-промышленной палаты региона, общая длина дорожной сети во Владимирской области составляет 8,6 тыс. километров (в стране 1,5 млн км), а общая протяженность железнодорожных путей - 953,8 км (в России - 86 тыс. км). Когда в строй введут высокоскоростную магистраль «Москва - Казань», последняя цифра вырастет примерно на 240 километров. Но будет ли от ВСМ экономический эффект, эксперты спорят до сих пор. Впрочем, «ВВ» уже цитировали мнение первого вице-премьера – министра финансов Антона Силуанова: «Эти инвестиции не отобьются».
Сейчас в стране 98 % грузооборота приходится на железнодорожный, автомобильный и трубопроводный транспорт. Транспортный сектор в прошлом году стал одним из драйверов двухпроцентного роста ВВП. У нас такого роста не произошло. Почему Владимирская область со своим выгодным геоположением и диверсифицированной промышленностью в 2018 году выпала из общероссийских тенденций роста?
- Я всегда скептически отношусь к отчетным цифрам, особенно, если это победные реляции — о росте уровня жизни, ВВП или, например, объемов производства, - сказал «ВВ» Александр Миленький, декан факультета экономики Владимирского филиала РАНХиГС. - Статистика всегда держит «нос по ветру». Это данность. Поэтому любую информацию — особенно о росте экономики - нужно корректировать в соответствии с реалиями и со здоровым уровнем скепсиса. Чтобы не было, как в старом анекдоте. Жена мужу говорит: представь себе, наш сосед Рабинович выиграл «Волгу»! Муж решил выяснить, так ли это. Оказалось, не Рабинович, а Иванов. Не «Волгу», а «Победу», не машину, а часы. Не в лотерею, а в карты. Не выиграл, а проиграл... То есть у каждого из нас есть выбор, чему верить — статистике, телевизору или зарплате и ценникам в магазине и счетам за коммуналку.
Поскольку Владимирская область не ресурсный регион, у нас главные транспортные артерии - железные и автомобильные дороги. Но, как уже сказано, транспортный сектор драйвером ВРП, увы, на этот раз не стал: в 2018 году объем грузоперевозок в регионе упал, что косвенно свидетельствует об общем спаде в промышленности.
Как пояснил «ВВ» в приватном разговоре предприниматель, в сферу интересов которого входят в том числе перевозки грузов фурами, количество заказов реально падало весь год, а издержки росли: «Бензин дорожал с весны, запчасти идут вслед за курсом, а платные дороги по стране растут, как грибы. Пропускная способность трасс в стране давно уже не очень хорошая, а это простои... Далеко не всегда удается загрузить фуру в оба конца. Хотя мы берем даже небольшие заказы, собираем в один рейс разные грузы для разных получателей, берем попутные грузы. Но маржа снижается. А при средней рентабельности бизнеса в 5-10 % падение даже на полпроцента критично. Насколько я знаю, в прошлом году процентов сорок грузоперевозчиков в стране завершили год с убытками».
Тем не менее если судить по объемам инвестиций в основной капитал во Владимирской области в 2018 году (около 30 млрд — без учета малого бизнеса), то больше всего вкладывалось денег в пищепром, науку, электроэнергетику и — как раз — в транспортно-логистические проекты. Инвесторы в отрасль верят.
Миллионы тонн с доставкой
Во Владимирской области железнодорожным транспортом за год перевезено почти 1,5 млн тонн грузов (96,6 % к показателям 2017 года), автомобильным — 3,8 млн тонн (91,1 %).
Выросли перевозки черных металлов, нефтяных грузов, продукции лесной отрасли, упали — минеральных строительных материалов и (почти вполовину) зерна и муки. Последнее объективно: производство извести снизилось в области почти на 9 %, плит из цемента — на 5 %, а валовой сбор зерна - на 25 % из-за аномальной жары прошлым летом.
Однако, согласно данным Владимирстата, прошлый год в регионе был сильно разнонаправленным по динамике. Например, увеличилась добыча полезных ископаемых. До 225,7 млрд рублей вырос оборот розничной торговли (что объяснимо ростом цен), но упали объемы платных услуг населению — до 68,9 млрд. Общий индекс промышленного производства снизился на 1,6 % к 2017 году, но наш главный сектор — обрабатывающие производства — сбавил обороты все же меньше, чем на процент.
Стройиндустрия «упала» на 3,6 % - все региональные стройки в прошлом году потянули лишь на 40,5 млрд рублей. В сельском хозяйстве из-за вспышек АЧС мяса произведено меньше на 19 % - 54,5 тыс. тонн, зато плюсовали по картофелю, молоку и яйцам.
Среди крупных муниципалитетов самыми успешными по объемам отгрузки товаров остались Владимир (152, 7 млрд), Ковров (66,2 млрд), Собинский район (55,6 млрд), Петушинский район (46,2 млрд) и округ Муром (42,4 млрд). (Данные без учета малого бизнеса. - Прим. ред.) Меньше всего товаров в прошлом году произвели предприятия Селивановского (1,3 млрд) и Муромского (419,6 млн) районов.
Кредитов меньше, экспорта больше
Объем отгруженных промпредприятиями товаров за 2018 год составил без малого 437 млрд рублей, что выше, чем у регионов-соседей — Ярославской, Костромской и Ивановской областей. Чья это заслуга? Прежде всего владимирских химпрома, пищевки, фармкомпаний, производителей электроники, резины и пластмасс. Есть еще оборонный сектор, но по нему данные закрыты.
Всего на конец прошлого года, по данным Владимирстата, две трети предприятий Владимирской области сработали с прибылью. В упомянутой химической промышленности вообще не было ни одного убыточного завода (а отрасль в целом сработала с плюсом в 8,6 %). Пищепром (+7 % по году), производители готовых металлических изделий (-15,3 %), напитков (-15,3 %) и лекарств (+44,2 %). Производители резины и пластмасс (рост по году на 3,3 %).
90% предприятий, специализирующихся на выпуске компьютеров, электронных и оптических изделий, оказались с маржой, но это, правда, не помешало им всем вместе по производственному индексу упасть за год почти на 10%. Зато заметно в сравнении с 2017 годом плюсанули производители мебели (+25 %) и бумажных изделий (+20,8 %), а также стекольщики (+6,2 %).
Есть еще один показатель, который косвенно свидетельствует о проблемах реального производства: объем взятых заводами кредитов. Из общей суммы ссуд в 251 с лишним миллиард рублей, выданных банками в прошлом году во Владимирской области, на предприятия и организации приходится 165,5 млрд. А из них только 99,3 млрд — деньги, занятые непосредственно заводами и фабриками. Это очень мало в сравнении с 2017 годом, когда, по данным Отделения Владимир Банка России, кредитование обрабатывающих производств региона тянуло на 158 млрд рублей. Падение за год почти на 28%! То есть заводы либо не рискуют занимать в тех же масштабах, либо банки столько же не дают, считая, что производственники в современных реалиях не смогут эти кредиты обслуживать. Конечно, есть еще третий вариант - наши производители так разбогатели, что им и ссуды не нужны, но это уже версия из разряда фантастики.
Впрочем, хорошая новость есть: по данным Владимирской таможни, в прошлом году экспорт местных предприятий вырос на четверть. Хотя доля импорта пока все равно в два раза выше экспорта, но тенденция оптимистичная. Особенно если учесть, что мы импортируем: электрооборудование и части, какао как сырье для владимирских кондитерских гигантов, органические химические соединения, фармацевтическую продукцию... То есть не ширпотреб, а то, что позволяет местным заводам выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Общий объем внешнеторгового оборота предприятий региона за 2018 год вырос на 14 % - до 2,4 млрд долларов.
Читайте также: Промышленность впала в кому?