12 апреля 2019 в 12:32

Чего боялись экипажи советского и американского кораблей «Союз» и «Аполлон»?

Фото: Виктор Стохальский
Сегодня — в День космонавтики — мы публикуем статьи авторов «ВВ», которые вспоминали самые значительные даты, события и успехи развития отрасли. 29 июля 2005 года во Владимирскую область прибыли с визитом всемирно известные космонавты.

Те самые, которые 15 июля 1975 года впервые в истории провели стыковки кораблей двух великих держав на космической орбите, после чего Алексей Леонов и наш земляк Валерий Кубасов - в самый разгар холодной войны! - пожали руки своим американским коллегам Томасу Стаффорду, Вэнсу Бранду и Дональду Слейтону (Последний, к сожалению, умер в 1993 году от рака. - Прим. ред.). Журналисты «ВВ» увидели, как принимали героев на владимирской земле.

Насколько это было важно, сложно и грандиозно, объяснил однажды академик Борис Черток, соратник главного конструктора РКК «Энергия» С.П.Королева: «Союз» и «Аполлон» - очень разные космические корабли. Когда они создавались, никому в голову не приходило, что им придется стыковаться в космосе. Возникло множество проблем, но они решались в дружелюбной обстановке, потому что «холодная война» уже всем надоела».

Инициатива совместной работы в космосе с американцами принадлежала академику Мстиславу Келдышу. Его поддержал тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Тридцать восьмой президент США, республиканец Джералд Рудолф Форд в ответ проявил здравомыслие и откликнулся, решив, что продолжать пугать друг друга ракетами можно до бесконечности, но зачем, если появился шанс попытаться наладить сотрудничество? Тем более что тогда только СССР и США имели все возможности для освоения космоса. Равный предложил сотрудничество равному...

Вся программа того примечательного полета, разработанная нашим знаменитым НПО «Энергия» и не менее известным заокеанским НАСА, была выполнена - вплоть до уникальных научно-исследовательских экспериментов. Управление всем полетом велось опять-таки совместно советским и американским Центрами, державшими постоянную связь друг с другом.

Тогда впервые в истории советские покорители космоса ступили на борт американского корабля, а их коллеги стали гостями нашего. И Центры управления, и астронавты с космонавтами прекрасно ладили все шесть суток решающей фазы «ЭПАСа». Вполне вероятно, что без этого на тот момент беспрецедентного полета, подарившего человечеству ценнейший опыт, создание спустя многие годы Международной космической станции было бы невозможным. Этот совместный космический проект двух стран - замечательное свидетельство того, что и из большой политики иногда получается что-то очень полезное. Во всяком случае - экипажи «Союза» и «Аполлона», национальные герои своих стран, счастливы снова быть вместе тридцать лет спустя. А мы рады видеть их у нас во Владимире.

Гости, приехавшие к нам на два дня вместе с членами своих семей, встретились с областным руководством, провели прессконференцию и осмотрели достопримечательности Владимира и Суздаля, в том числе посетили знаменитый музей «Усадьба Н.Е.Жуковского».

Визит во Владимир и Суздаль вошел в официальную программу пребывания гостей. Правда, в этой программе не было предусмотрено посещения места гибели Юрия Гагарина. Но когда Леонов и Кубасов предложили своим друзьям-астронавтам отдать дань уважения памяти первого космонавта, Стаффорд и Бранд ответили:

- Если это возможно, мы будем очень признательны.

О своей совместной работе космонавты и астронавты вспоминали с огромным удовольствием:

- Мы были вне политики, мы потрясающе сработались - и это было очень здорово: добрая воля двух великих держав! На нас смотрел весь мир, миллиарды людей. И наша космическая встреча - русских и американцев - была, как встреча на Эльбе. Между прочим, она и правда состоялась над Эльбой. Получилось все тоже здорово: совместные испытания стыковочной системы на орбите, выполнение сложных маневров сближения, стыковки и расстыковки кораблей, совместное управление ЦУПами двух, тогда еще, по сути, вражеских стран, проведение многочисленных научных экспериментов и технических исследований, - рассказали они.

Губернатор области Николай Виноградов, прервавший по такому случаю свой отпуск, признал, что волнуется:

- Ведь мы сейчас встречаем известнейших в мире людей, чьи заслуги перед человечеством огромны, - заметил он.

Рассказ губернатора гостям о заслугах Владимирской области в освоении космоса дополнил Валерий Кубасов:

- Мало кто знает, что автор, создатель первого искусственного спутника Михаил Тихонравов - тоже наш земляк. Он из Владимира.

Затем - обмен подарками и сувенирами, фото на память и - пресс-конференция.

На вопрос Алексею Леонову, что он думает о публикациях в отдельных СМИ, где говорится, что первым в космосе был не Гагарин, Алексей Архипович ответил непосредственно:

- Спросишь иного «писателя» - зачем ты глупость написал, а он и ответить не может. Да, Гагарин был не первым! До него собачки летали...

На просьбу припомнить самый курьезный вопрос, заданный после исторического полета, космонавты и астронавты откликнулись весьма живо. Вот как звучали некоторые из этих вопросов:

На каких языках общались? (Ответ был - «на русском, английском и русском домашнем - с оканьем»).

Пили ли вы в космосе водку?

Как там, в кораблях, обстоят дела с санузлом?

Правда ли, что у вас был приказ в момент пролета над Вашингтоном сбросить бомбу на Пентагон? (Стаффорд в ответ тогда пошутил с непроницаемым выражением лица - «Еще не время»).

Почему не привез мне ни жвачки, ни игрушки? Если их в космосе нет, зачем ты туда летал? (Так поинтересовался четырехлетний сынишка у Валерия Кубасова.).

А на вопрос корреспондента «ВВ», было ли им в полете страшно, каждый из легендарной четверки ответил так.

Вэнс Бранд: «Страх появляется, когда не знаешь, чего ждать. Мы доверяли друг другу, доверяли своим кораблям. Если что-то случалось - оперативно и слаженно решали проблему, а боялись уже потом».

Валерий Кубасов: «Мой сынишка любил говорить мне - «ты, папа, трус; ты боишься лягушек». А если серьезно... Бояться можно только до полета или после него».

Томас Стаффорд: «Этот полет был для меня не первым, так что - нет, не боялся. Там преобладали другие эмоции... К тому же мы верили в профессионализм друг друга».

Алексей Леонов: «О страхе не нужно думать - он сковывает и мешает работать. Конечно, все ему подвластны, но надо бороться! И вы видите перед собой людей, которые ни на секунду не поддались страху...»

ОФИЦИАЛЬНО

Алексей Леонов (г.р. 1934) - летчик-космонавт, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР; первый выход в космос на «Восходе-2» в 1965 году.

Валерий Кубасов (г.р. 1935) - летчик-космонавт, кандидат технических наук, дважды Герой Советского Союза; полеты (помимо «Союза-19») на «Союзе-6» в 1969 году, «Союзах-35, 36», на орбитальной станции «Салют-6».

Томас Стаффорд (г.р. 1930) - бригадный генерал ВВС США в отставке, астронавт; летал на «Джемини-6, 9», в мае 1969 года на «Аполлоне-10» облетел вокруг Луны (еще до «прилунения» Нийла Армстронга). Немного говорит по- русски. Его сыновей зовут славянскими именами - Михаил и Станислав.

Вэнс Бранд (г.р. 1931) - астронавт, бакалавр естественных наук; помимо «Аполлона» летал на шаттлах - «Колумбии» в 1982 году и «Челленджере» в 1984-м. Говорит по- русски.

Дональд Слейтон (1924-1993) - астронавт США; легендарный полет «Аполлона» в 1975 году был его единственным полетом в космос.

СПРАВОЧНО

Владимирская область участвует в освоении выпуска высокотехнологичных изделий для различных отраслей экономики - в том числе и для отечественной космонавтики. Многие годы поставку комплектующих для сборки и модернизации российских космических кораблей, создания элементов стартового оборудования, систем и средств запуска, отделения ускорителей, управления полетом ракет-носителей, коррекции положения на орбитальных участках, навигации, стыковки и «мягкой» посадки космических аппаратов осуществляют ФГУПы КБ «Арматура», ВНИИ «Сигнал», Муромский приборостроительный завод и ОАО «Ковровский электромеханический завод». Высокое качество комплектующих от наших предприятий неоднократно отмечалось руководством Федерального космического агентства.

Заголовок в газете: Полет вне политики
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
9 минут назад В Ковровском районе более 1500 жителей остались без света
Многочисленные аварии на электросетях, 9 населённых пунктов, 224 дома и 1509 жителей без электричества - таковы последствия непогоды в Ковровском районе. Света нет в том числе в нескольких социальных объектах, сообщает п…
час назад Во Владимире шквалистый ветер сломал деревья и уронил дорожные знаки
Как сообщил глава областной столицы Дмитрий Наумов, специалисты коммунальных служб оперативно устраняют последствия непогоды, обрушившейся на город ночью с 21 на 22 ноября.