Наш проект «Билет в будущее» - о системе профессиональной ориентации школьников, об опыте учреждений среднего профессионального образования Владимирской области, направленном на оценку возможностей и способностей детей, о знакомстве ребят с различными отраслями производственной деятельности, об участии региона в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
Кем стать, где учиться и как развиваться?
Ранее мы уже рассказали нашим читателям о Владимирском строительном колледже и Владимирском политехническом колледже. Сегодня о важности профориентационной работы и опыте Владимирской области в этом направлении рассказывает директор департамента образования Ольга Беляева.
- На актуальность системы профориентации неоднократно обращал внимание президент страны Владимир Путин, - говорит Ольга Александровна. - Наша область в 2018 году подключилась к проекту «Билет в будущее». В рамках проекта детям открыт доступ к ведущим образовательным организациям, колледжам, университетам, детским технопаркам "Кванториум" и образовательному центру "Сириус", а также к предприятиям. Проект нацелен на то, чтобы ребята получили возможность не просто узнать или увидеть профессию, а именно попробовать ее.
- Сколько школьников поучаствовали в проекте «Билет в будущее»?
- В нашей области участниками уже в декабре 2018 г. стали 788 ребят. Самыми активными оказались пять муниципальных образований региона: г. Владимир - гимназии №3 и № 23, школы № 8, 17, 36, 39 и промышленно-коммерческий лицей; г. Ковров (СОШ № 11 и №17); Собинский район — Ставровская, Воршинская школы, школа № 4); Судогодский район - Судогодская школа № 2, Вяткинская, Муромцевская школы, и Суздальский район - Сновицкая школа им. С.Н.Белкина, Стародворская, Новоалександровская и Новосельская школы.
Профессиональные пробы прошли на базе четырех профессиональных образовательных организаций региона: Владимирского политехнического колледжа, Владимирского технологического колледжа, Владимирского химико-механического колледжа и Ковровского промышленно-гуманитарного колледжа, а также на базе детского технопарка «Кванториум-33» по 12 компетенциям.
- Перед пробами для ребят устраивали тестирование — для того чтобы определить, к какой профессии у них больше способностей?
- Да, и в этом году 800 детей получат рекомендации по выбору профессии, а всего участниками профориентационных мероприятий должны стать более 27 тысяч человек.
Оператором этой работы в нашей области является областной центр профессиональной ориентации молодежи ВИРО (Владимирский институт развития образования имени Л.И.Новиковой). Центр работает с разными категориями населения - специалистами, школьниками и их родителями на безвозмездной основе.
Сотрудники Центра оказывают информационно-методическую и психологическую помощь по профориентации. Они используют в работе компьютерные диагностические комплексы: «Профориентатор» и «Профмастер», разработанные центром «Гуманитарные технологии» МГУ имени М.Ю.Ломоносова. Тесты помогают выявить интересы, способности и личностные особенности школьников; выбрать учебное заведение и направление обучения; подобрать тренинги.
- После тестирования проводятся консультации?
- Да, по результатам психодиагностического тестирования специалисты центра проводят групповые и индивидуальные профориентационные консультации с
ребятами и их родителями. В результате дети получают ответы на вопросы, кем стать, где учиться и как развиваться на выбранной профессиональной траектории.
Центр занимается популяризацией рабочих профессий и специальностей, входящих в топ-50 наиболее востребованных и перспективных профессий и специальностей в регионе. Особое внимание уделяется работе с ребятами, имеющими ограничения по возможностям здоровья.
Кроме того, молодежь с «профессиями будущего» знакомится с помощью портала профессионального образования (адрес в сети «Интернет»: владпрофобр.рф). Портал пользуется большой популярностью и у выпускников, и у молодых людей, о чем свидетельствует значительное количество просмотров материалов - ежемесячно около 60 тысяч.
- Сколько ребят в рамках проекта «Живи, учись и работай во Владимирской области» смогли побывать на предприятиях области?
- За три года реализации проекта сформировано единое региональное пространство промышленного туризма, объединившее 77 предприятий, в том числе ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева», ОАО «Ковровский электромеханический завод», ОАО «Владимирский завод «Электроприбор», ООО «НПК «Автоприбор», ООО «Гусар», ООО «БауТекс».
В экскурсиях приняли участие более 200 тысяч школьников региона. Только в 2018 г. проведено 1142 профориентационные экскурсии в рамках промышленного туризма, пять тематических «недель»: «Неделя военных профессий и специальностей «Есть такая профессия – Родину защищать» (53 812 школьников), «Неделя сельского хозяйства» (37 984 человека), «Неделя социальной сферы» (51 тысяча участников), «Неделя промышленности» (52 тысячи школьников), «Неделя строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта» (40 тысяч человек).
- Кто помогал организовывать экскурсии и проводить профессиональные состязания?
- Поддержку в продвижении «профессий будущего» оказывают волонтеры регионального добровольческого движения студентов профессиональных образовательных организаций «Благодар». В целом волонтерское движение насчитывает 3,5 тысячи учащихся и студентов колледжей региона.
Ежегодно более 150 волонтеров обеспечивают проведение регионального чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills Russia Владимирская область и регионального конкурса профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».
- Движение WorldSkills набирает популярность. Каково его значение для нашей области?
- По поручению Президента РФ Владимирская область участвует в этом национальном движении уже пять лет.
Вопросы подготовки кадров – основное содержание проекта «Молодые профессионалы». Во-первых, мы стремимся к тому, чтобы квалификация выпускников колледжей чётко соответствовала требованиям современной экономики, отвечала потребностям работодателей.
Во-вторых, мы сосредоточили ресурсы бизнеса, государства и образования. Речь идёт, прежде всего, о том, чтобы студенты совмещали теоретическую подготовку в колледже с практическим обучением на предприятии. С этим есть пока проблемы. Тем не менее половину учебного времени студенты проводят на производстве или в учебно-тренировочных центрах. При этом работодатели могут активнее участвовать в планировании и реализации программ обучения через советы при органах власти и отраслевых объединениях – это то, что называется практико- ориентированной (дуальной) системой образования.
В-третьих, повышается уровень мониторинга качества подготовки кадров. Один из критериев хорошего образования – это результат региональной команды в национальных турнирах профессионального мастерства, в международных мероприятиях World Skills.
По итогам IV межрегионального чемпионата наиболее успешными оказались Владимирский технологический и Ковровский промышленно-гуманитарный колледжи - по пять золотых медалей, Владимирские педагогический и политехнический колледжи - по четыре "золота".
Среди лучших: в компетенции "Инженерный дизайн" - Роман Бочинин (Владимирский политехнический колледж), в компетенции " Токарные работы на станках с ЧПУ - Артем Бабкин (Ковров), "Фрезерные работы на станках с ЧПУ" - Сергей Потемкин (Ковров), "Сантехника и отопление" - Андрей Зубарев и "Столярное дело" - Дмитрий Воронков из Владимирского технологического колледжа.
Сейчас победители регионального чемпионата представляют Владимирскую область на Всероссийских отборочных соревнованиях для выхода в финал Национального чемпионата.