- Анатолий Иванович, есть ощущение приближающегося праздника?
- Есть ощущение беспокойства. Юбилей - это же искушение! Придут люди, будут поздравлять, хвалить... Очень легко «попасться». Потому что, конечно, с одной стороны - радуешься, что дожил до таких лет, состоялся, испытываешь некоторое удовлетворение, что жизнь сложилась, возможно, даже лучше, чем у других. Но... беда тому человеку, которого все хвалят.
- Давайте нарушим традицию. За что бы вы поругали юбиляра Антонова?
- Поругал бы за то, что поздно, только в 2000-м, начал изучать историю своих предков - а я из рода вязниковских священнослужителей Скипетровых. Я когда узнал историю жизни своей матери, осознал, насколько она героическая женщина, насколько судьба поколения моих родителей героическая - прошли войну, восстанавливали страну из разрухи, тяжело жили и остались людьми. Это больше всего меня восхищает.
- Что, по-вашему, значит остаться человеком?
- Нужно смотреть вперед с надеждой, назад - с уважением, а вокруг - с любовью. Если ты так делаешь, ты - человек. Если испытываешь стыд за какие-то свои проступки, ты - человек. Если обращаешься к Богу, укрепляешь веру, ты - человек. Нет у тебя злобы, а есть прощение людям, встаешь утром и благодаришь за жизнь, за то, что видишь солнышко, ты - человек. Когда хочешь больше отдавать, чем брать.
Мне повезло с профессией, стал музыкантом, и я могу отдавать людям все свое творчество. Важно и приятно, когда аплодируют, когда хвалят, но если относишься к этому спокойно, а не возвеличиваешь себя, то ты - человек. А по-другому, я думаю, и смысла в жизни нет.
- Вера, религия, творчество - это близкие понятия, поддерживающие друг друга?
- Все художники, писатели, музыканты - все верующие люди (хотя, может быть, и не религиозные), потому что без веры не бывает творчества. Бог создал человека свободным. А свобода предполагает творчество. Человек - созидатель, творчество - его потребность. Вы в автобусах видели, как водители украшают кабину брелоками и игрушками, картинками? Это тоже реализация творческого начала - согласно своему вкусу и разумению, конечно. Я не верю, когда говорят: «Он такой творческий, но у него такой тяжелый характер, надо его простить». Я не верю в это! Если человек творческий и отдает всего себя, он не может быть плохим человеком.
- Ваша эстетика конфликтна по отношению к среде, в которой вы существуете?
- Художник, как хирург - он препарирует жизнь, и если ему все вокруг нравится, то он не сможет творить. А я? Одним словом - я хочу изменить мир.
Я понимаю, что происходит вокруг меня, но меня удивляет, когда у нас лучшим отцом и семьянином России называют человека, у которого четыре жены и пятеро детей, но он очень хорошо относится к детям и всех жен любил. Когда артист громогласно заявляет, сколько у него обслуги и поваров для животных. Зачем это делается?! Зачем об этом говорить на всю страну?! Или свадьбы какие-то, разведенки... Печально, что все это возводится в какой-то основополагающий принцип существования, показатель успешности. Игра на низменном затмила высокую культуру.
- Вы свою ежедневную работу с оркестром выстраиваете по принципам высокой культуры? Как подбираете репертуар, чтобы и себя не уронить, и публику потешить?
- Стараемся держать планку. Есть «обязательная программа» для оркестра как части Владимирской филармонии. Например, подготовка концертов к датам - дням рождения Пушкина или Фатьянова. Этот посыл не идет от меня, но другой вопрос, как наш оркестр будет решать поставленную творческую задачу.
Каждый раз такие программы становятся открытиями. До подготовки фатьяновского вечера я и не подозревал, какой тонкий лирик Алексей Иванович. Не только поэт-песенник, а именно Поэт. Так же было с программой по произведениям Исаака Шварца. Оказалось, что это очень глубокий композитор. Его «Элегия» к «Станционному смотрителю» заставляет зрителя плакать, даже если тот не читал «Повести Белкина», не знает историю Самсона Вырина.
Есть программы, которые идут из моей души, через такую музыку я могу выплеснуть свои эмоции, собственное мироощущение. Мы всегда стараемся найти что-нибудь новое, привнести свое видение в традиционную тему, раскрыть чувства и при этом быть актуальными для нашей публики.
- Вы руководите Владимирским русским оркестром. Это подходящий инструмент для выражения ваших чувств?
- Руководитель оркестра или дирижер - очень зависимая профессия. Иногда кажется, что мне очень повезло, что я работаю с народным оркестром - это настолько интересное сочетание инструментов! Народным оркестром можно сыграть все. Есть возможность эксперимента. Я же авантюрист, всегда делаю то, что никто не делает. Поэтому я доволен, но не удовлетворен.
А вот ребятами я точно доволен! У нас же уникальный оркестр - все музыканты окончили Владимирское музучилище, а я из них самый старший, из первого выпуска. Я, конечно, спекулирую добрым отношением ребят - они многие вещи прощают.
- Можно ли устать от творческой жизни?
- Можно вообще от жизни устать. Правда, я этого еще не ощущаю. От творчества устать нельзя. Страшно ничего не делать. И тут одно спасение — за нотами, за партитурой, за работой.
- Что бы вы себе пожелали?
- Чтобы полностью ощутить вкус и саму жизнь, радость от пройденного пути, нужна длинная дистанция. Не только себе, но и всем говорю: «Жить надо долго!»
Читайте также: Без своей музыки народ теряет душу