«Универсал»: мал, да удал
Сегодня на выставках исторической техники в ряду своих ровесников - первых советских тракторов - «Универсал» выглядит самым миниатюрным и скромным. И особенно архаичным: кабины нет, колеса - без шин, задние - со шпорами. Шестеренки управления торчат наружу. Мощность всего 22 лошадиные силы, керосиновый двигатель... Но каким же нужным оказался этот трактор!
К 1940-м годам «Универсал» новинкой не был. Создан он был еще в начале 1930-х в Ленинграде на основе американского «Формолла», который компания International Harvester выпускала в США с 1932 по 1939 год.
Ценность переделанной американской машины на советский лад заключалась в широком наборе функций для культивирования пропашных культур. Подсолнечник, кукуруза, хлопок, картофель, овощи, каучуконосы, табак, бахчевые культуры - все они требовали легкой и надежной в управлении сельхозмашины. Такой машиной стал «Универсал» - первый отечественный трактор для пропашных культур.
Советскую, максимально удешевленную, полностью металлическую версию американского прототипа освоили и выпускали с 1933 по 1940 год в Ленинграде на заводе «Красный Путиловец» ( с 1934 года - Кировском заводе).
В разгар войны правительство приказало возобновить выпуск пропашных тракторов во Владимире. Поначалу - по документации и на основе узлов с Кировского завода.
Владимирскому тракторному досталась модель «Универсал-2». В отличие от «Универсала-1» он получил широко расставленные передние колеса, повышенный просвет и колею задних колес, рассчитанную на междурядную обработку сахарной свеклы и других низкостебельных пропашных культур. Имелся в машине гидравлический подъемник для управления навесными орудиями. «Универсал» мог и пахать, и таскать прицепы, и даже послужить приводом на лесопилке.
Всем миром
Тракторный завод во Владимире начал строиться по решению ЦК ВКП(б) и Совета Народных Комиссаров от 28 февраля 1943 года. Возник он на основе первых помещений заводов авиационного профиля, которые закладывались за Юрьевской заставой.
Строили завод в основном женщины и подростки. В городе была элементарная нехватка трудоспособного населения. Руководство Ивановской области, в составе которой Владимиру суждено было оставаться считанные месяцы, напрягло все ресурсы региона, чтобы наскрести тружеников на площадку нового завода во Владимире. Неушедшие на фронт работники предприятий собирались на строительство ВТЗ на «воскресники». Крестьян из близлежащих колхозов привозили на заводскую стройку на несколько дней на вахту.
Вот что писала об этом газета «Призыв»:
«Позавчера на строительную площадку завода прибыла первая группа колхозников Богословского, Сеславского, Красносельского, Спасского, Семязинского и др. сельсоветов. Колхозники прибыли со своим инструментом и в тот же день приступили к работе. Колхозным бригадам были отведены определенные участки, установлены нормы. Сразу же между бригадами завязалось соревнование за досрочное выполнение заданий... За 6 часов 286 колхозников вынули и перенесли 395 кубометров земли. Колхозники проработают на стройке четыре дня. Они внесут большой вклад в строительство тракторного завода».
На Тракторном были задействованы и военнопленные - немцы, итальянцы, румыны. Они не только трудились на строительстве, но и в цехах.
- На заводе была строжайшая дисциплина, - вспоминал ветеран завода Федоров. - Опоздания и прогулы карались нещадно. Однажды я опоздал, в табельной сразу же собралась тройка: судья и двое заседателей, и принародно осудили меня: три месяца вычитали из зарплаты 20%, а из хлебной карточки — 800 г. - вырезали 300. Остались «штаны» — так называлась вырезанная карточка. Один парнишка убежал в родную деревню из-за голода. Через месяц его с милицией привели назад и осудили на пять лет, за дезертирство. Таких случаев было много.
По воспоминаниям первопроходцев ВТЗ, среди поступавших на завод станков и даже режущего инструмента было много американской продукции, доставленной по ленд-лизу.
Успеем ли?
Тогда еще в районной газете «Призыв» новому производству уделялось особое внимание. Партийные лидеры через газету не стеснялись «полоскать» руководство завода и цехов.
В номере «Призыва» от 25 июня 1944 года вышла знаковая заметка под заголовком «Дать тракторы в июле!»
«23 июня состоялось собрание партийно-хозяйственного актива тракторного завод, - сообщала газета. - С докладом о выполнении приказа Наркома среднего машиностроения о пуске завода в эксплуатацию выступил тов. Буров (директор завода - Прим. авт.).
В июле завод должен выпустить 5 тракторов и начать серийное производство машин. Однако с этой задачей коллектив справляется плохо. График узлов тракторов в июне выполняется крайне медленно».
Одной из причин была названа «плохая организация в аппарате заводоуправления и на производстве», другой - «неудовлетворительная организация труда и всего процесса работы».
«В цехе шасси из-за неумелой организации труда простаивают две трети станков, заявил рабочий Венцов. Вследствие недостатка приспособлений масса деталей идет в брак».
Жестко высказались статусные партийные вожаки. «О слабой организующей роли начальников цехов, партийных, профсоюзных и комсомольских организаций говорил парторг ЦК ВКП(б) тов. Денисов.
В заключение выступил секретарь горкома ВКП(б) тов. Белов. Он обратил внимание на отсутствие четкой организации труда, структуры руководства, контроля за исполнением приказов. Заводской партийно-хозяйственный актив решил в кратчайший срок устранить выявленные недостатки, усилить темпы работ, выполнить задание партии и правительства — дать первые тракторы в июле нынешнего года».
И все-таки они успели! 30 июля 1944 года в «Призыве» вышло сообщение:
«Первенцы тракторного завода. Есть первые пять тракторов!
В двадцатых числах июля в сборочном цехе тракторного завода наступили напряженные дни: началась сборка первых тракторов. 24 июля ночью из цеха вышла первая машина. Вчера на заводе закончилась сборка пятого трактора. Таким образом, поставленная правительством перед заводом задача - дать в июле первые пять тракторов — выполнена. В эти напряженные дни начальник цеха сборки Барышников, старший бригадир Ухалов, слесарь Садовников, бригадир Зюзин, мастер Афонин и десятки других, чтобы выполнить в срок задание партии работали по нескольку суток кряду, не выходя из цеха.
Заводские испытания дали положительные результаты. В ближайшие дни тракторы будут испытаны в поле.»
100 тысяч «Универсалов» из Владимира
Лиха беда начало! К весне следующего года завершилось строительство первой очереди ВТЗ и были выпущены 500 тракторов. Именно тогда, 24 апреля 1945 года, и зафиксировали официальное открытие завода.
В 1947 году на заводе началось изготовление модернизированных «Универсалов» хлопковой модификации.
В 1948 году на ВТЗ выпустили уже 10-тысячный трактор, в 1954-м - 100-тысячный.
«Универсал» из Владимира стал первым советским трактором, поставляемым на экспорт.
«Универсалы» (моделей 2, 3 и 4) производили на ВТЗ до 1955 года. Последние версии выпускались уже с колесами на пневматических шинах.
Читайте также: Суздаль примет чемпионат мира по пахоте