ПОДАРОК МАЛОИМУЩИМ КО ДНЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ
Объект культурного наследия город мог потерять еще в постперестроечный период. В начале 90-х бесхозная двухэтажка зияла пустыми глазницами окон и так и манила внутрь пустующих помещений люмпенов, наркоманов и подростков, которые любили «потусоваться» в развалинах возле старого кладбища. Здание было фактически доведено до состояния усадьбы Храповицкого в Муромцеве.
Меж тем, историческое значение здания едва ли можно подвергнуть сомнению. Строить богадельню начали ровно 130 лет назад, в 1889 году. Городской глава и староста кладбища выступили на заседании городской Думы и попросили меценатов города раскошелиться на новое здание для проживания стариков, бездомных и малоимущих в память 900-летия крещения Руси.
Строили богадельню всем миром. Купец В.М.Тарасов поставлял кирпич, купец А.Г.Кузнецов – железо. Все затраты по остеклению здания взял на себя владелец хрустальных и стекольных заводов Ю.С.Нечаев-Мальцов. Стройка была завершена в рекордно короткие сроки и уже осенью 1890-го богадельня, построенная в псевдорусском стиле, приняла своих первых обитателей.
В 1915 г. к восточному фасаду была пристроена домовая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Любопытно, что вопреки православным канонам, церковь была обращена алтарем не на восток, а на север. В 1919 году богадельню закрыли. В советский период на протяжении долгих десятилетий в доме №71 на Большой Нижегородской ютились жители «коммуналок». Перед распадом СССР здание расселили, как аварийное и уникальный исторический объект едва не был утерян.
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ПАМЯТНИКА АРХИТЕКТУРЫ
Лишь в январе 1995 года бывшая городская богадельня была принята на государственную охрану. И только спустя 8 лет новые собственники здания изыскали средства на масштабную реконструкцию, которая проводилась в 2003-2004 годах. Здание фактически сохранило первозданный вид. Сегодня в нем расположены офисы самых разных фирм: от салона красоты до ритуальных контор. И сейчас, спустя 15 лет после реконструкции, почти все пользователи здания бьют тревогу.
Система отвода от здания ливневых вод изначально не была досконально продумана, в чем лично убедился корреспондент «Владимирских Ведомостей». Сразу скажем, что со стороны Большой Нижегородской, с фасадной части, здание выглядит вполне себе прилично. Но стоит подойти к нему со стороны кладбища, как картина кардинально меняется.
«ЛИВНЕВКУ» ПРОРВАЛО
- После сильных дождей ливневые воды со значительной части Князь-Владимирского кладбища стекают в желоб, который проложен вдоль северной стены нашего торгово-офисного центра, - рассказывает руководитель отдела компании «Альфатор» Владимир Карпов. – Глубина желоба совсем невелика, не более 5-7 см, в результате вода поднимается очень высоко и заливает офисы на первом этаже через щели.
Даже при поверхностном осмотре северной стены здания хорошо видно, как влага разрушает стены здания. Где-то куски камня, а где-то целые кирпичи легко вываливаются из стены… Между стеной и фундаментом всюду зияют трещины и дыры, сама стена покрыта толстым слоем мха… По грязи на окнах первого этажа видно, что недавно текущая по желобу вода поднималась выше уровня подоконников первого этажа. Не мудрено, что в итоге она оказывается в офисах несчастных арендаторов.
Особенно тяжело приходится собственникам, чьи офисы расположены на первом этаже. К повышенной влаге и периодически текущим через стены ручьям здесь давно уже привыкли.
- После очередной протечки воды в конторе стало так много, что выставочные образцы памятников впитали много влаги и теперь на граните всюду видны следы разводов, - рассказал представитель мемориальной компании «ВМК» Андрей Кочев. – Я звонил в управкомпанию «Бельведер», обслуживающую наше здание, но мне сказали, что ваше помещение находится ниже уровня земли, так что ничего не поделаешь.
От повышенной влажности страдают и молоденькие сотрудницы курьерской службы «Даймекс», чей офис также расположен на первом этаже. К регулярным лужам на полу здесь уже привыкли. Куда страшнее факт, что стены ближе к полу сплошь покрыты грибком, спорами которого девушкам приходится дышать с утра до вечера. Вдоль стен офиса всюду расставлены коробки – не потому что их не куда девать, а для того, чтобы спрятать от глаз клиентов страшные стены.
КТО БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ?
По мнению собственников и арендаторов, сложившаяся ситуация ничуть не беспокоит управляющую компанию «Бельведер», которая могла бы инициировать работы по реконструкции или ремонту «ливневки». Собственники оплачивают услуги компании по одному из самых высоких тарифов в городе, однако претензий, помимо состояния ливневой канализации, у пользователей торгово-офисного центра накопилась целая масса.
Так, территория за зданием бывшей богадельни (со стороны кладбища) превратилась в настоящие джунгли, в офисах первых этажей из-за этого царит постоянная тьма, однако в «Бельведере» приступили к вырубке деревьев и выкосу лишь после того, как на объект пригласили журналистов. Коммунальные аварии в здании, по словам арендаторов, не исправляются неделями… В некоторых офисах есть проблемы с электроснабжением – для того, чтобы запитать компьютеры и другую технику людям приходится протягивать удлинители из кабинета в кабинет… Да что там говорить – электрощиток, который выведен на улицу, даже не закрыт на замок и к нему имеет доступ любой желающий!
Как быть, когда историческое здание разваливается на глазах, а собственников несколько? Как добиться согласия? Кто именно из них должен инициировать работы по реконструкции «ливневки»? Кому придется оплачивать работы и проект? Не является ли это обязанностью «управляшки»? Не должна ли дать «отмашку» госинспекция по охране объектов культурного наследия? Как быть, если кто-то из собственников не желает нести расходы на реконструкцию? И кто будет отвечать, если после очередного дождя в здании произойдет частичное обрушение?
Вопросов у собственников исторического здания - масса. За разъяснениями мы обратились в государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия, являющуюся структурным подразделением администрации Владимирской области.
ЕСТЬ ПРЕТЕНЗИИ И К ГОРОДУ
Оказалось, что о проблемах памятника архитектуры в инспекции не слышали. Ситуацию пояснил начальник госинспекции по охране объектов культурного наследия Евгений Гранкин:
- Охранные обязательства на памятник, согласно которым владельцы должны проводить поддерживающий ремонт, были заключены с собственниками в 2014 году. По федеральному законодательству плановые проверки объектов культурного наследия проводятся один раз в пять лет. Акт технического состояния здания богадельни действителен до 2019 года и очередная проверка объекта запланирована на третий квартал этого года. Но, при учете выявленных обстоятельств, наши специалисты встретятся с собственниками и проведут обследование объекта в самое ближайшее время.
Конечно, за пять лет с любым памятником архитектуры могут произойти самые необратимые последствия, но закон есть закон. На сегодняшний день в реестре Владимирской области числится 3821 объект, находящийся под охраной государства, так что для того, чтобы тщательно проверить каждый памятник, требуется время. Отсюда и федеральная норма о проверках раз в пять лет.
Ну а отвечать за полное или частичное разрушение могут исключительно собственники здания. В случае полной утраты существует уголовная ответственность (статья 243 УК РФ). В случае частичного разрушения собственников штрафуют (физические лица до 200 тысяч рублей, должностные – до 400 тысяч, юридические – до миллиона рублей). И только в случае, если объект охраняется ЮНЕСКО, штрафные санкции могут достигать 50 миллионов рублей!
- Если бы под охраной находилось жилое здание, то управляющая компания несла бы ответственность за состояние объекта, в данном же случае управляющей компании мы ничего предъявить не может, ответственность за сохранность объекта несут только собственники, - пояснила «ВВ» начальник отдела государственного надзора и госохраны объектов культурного наследия Анна Гунявина. – Если работа управкомпании не устраивает пользователей, с ней можно просто разорвать договор. Учитывая ситуацию, мы готовы в течение недели встретиться с собственниками на общем собрании и помочь им решить проблемы. Будет составлено новое охранное обязательство, кстати, по новому законодательству оно составляется на все здание, а не на отдельные помещения. Ну а собственники понесут затраты на проект и проведение работ в объемах, пропорционально своим долям.
В госинспекции по охране культурного наследия не исключают, что к решению проблемы сохранности памятника архитектуры должны подключиться и власти областного центра. Вода поступает на территорию объекта со стороны Князь-Владимирского кладбища, а оно находится на балансе муниципалитета и обслуживается МКУ «Благоустройство». Весьма вероятно, что система отвода ливневых вод со старого кладбища не функционирует, так что не исключено, что после проверки претензии госинспекции будут высказаны и в адрес муниципального предприятия.
Читайте также: Прогулка по Владимиру с препятствиями