Но давайте попробуем посмотреть несколько отстраненно: представим, что приехали во Владимир в командировку или в гости.
Вокзальная полоса
Первое, что видим - вокзал. Повезет, если поезд подойдет к первой платформе. А если ко второй? Тогда придется, толкаясь в толпе, тащить свой багаж на надземный переход. Если багаж достаточно внушительный, а вы - не атлет, то занятие не самое вдохновляющее. А если вы - инвалид? Ах да, там есть какие-то две рельсины. Интересно, тот, кто придумал эту конструкцию, сам ею когда-нибудь пользовался?
М-да... Первое впечатление от города не слишком приятное.
Вряд ли городские власти могут что-либо в данной ситуации улучшить. Вокзал - не их территория. Но и «РЖД» вроде не бедная организация. Неужели сложно оснастить переход хотя бы простенькой лентой-транспортером? Хотя зачем? «Богатые» поезда подходят прямо к зданию вокзала. А на дальнюю платформу отправляют бюджетников - им и так сгодиться, по логике железнодорожных монополистов.
Уехать от вокзала «в город» сейчас проблем нет. И общественный транспорт ходит, и такси вызвать не проблема. Зато у таксистов, как и у встречающих на личном транспорте, проблемы есть. С парковкой. Пользоваться платной стоянкой многие не хотят. Не из-за жадности. А из-за непродуманности процесса.
- Я как-то попробовал, но это какой-то ад, - рассказал один из владимирских автомобилистов Александр Егоров. - Быстрее вышло бы на троллейбусе уехать. Электричка подошла, и все, кто был на парковке, выстроились на выезд. Пока каждый расплатится, пока шлагбаум после этого поднимут-опустят... В общем, я полчаса выезжал. Теперь жду где-нибудь поблизости.
Точно так же поступают и таксисты. Некоторые вовсе не хотят на эту парковку заезжать - какие бы дополнительные средства им пассажиры ни сулили. Объясняют, что только время потеряют и нервы.
Вот и оккупируют машины перед приходом электричек и поездов все ближайшие к вокзальной площади закоулки и обочины. Создавая проблемы для нормального движения. Неужели нельзя эту ситуацию отрегулировать?
У природы нет плохой погоды?
Ладно, понервничав и получив не самое лучшее впечатление о гостеприимности Владимира, мы с вокзала все же выехали. А дальше? Дальше все зависит от погоды. Известный блогер-урбанист Аркадий Гершман приезжал во Владимир как минимум дважды. Во всяком случае, в его «Живом журнале» есть публикации о нашем городе от 2015 года и совсем свежие. В 2015 году Аркадию повезло с погодой. И несмотря на то, что он облазил все медвежьи углы, обнаружил и нафотографировал массу свалок и помоек, в целом от Владимира он получил позитивное впечатление. А в этом году Гершман приехал в самую слякоть. Город он увидел серым и грязным. И публикации сделал соответствующие. И это он еще не видел, во что превращается Владимир в сильные дожди, когда многие пешеходные переходы одолеть можно только вплавь. А пролетающие мимо машины окатывают пешеходов с ног до головы грязью луж.
О проблеме с ливневой канализацией в областном центре всем известно. Об этом говорят уже не одно десятилетие. Но городские власти эту проблему как не решали, так и не решают. Был момент, когда владимирцы поверили, что в этом вопросе что-то сдвинулось с мертвой точки: пару лет назад мэрия взялась за ликвидацию одной из городских «достопримечательностей» - бессмертной лужи на улице Чапаева. Практически под телекамеры там устроили ливневый колодец и отвели, наконец, воду в канализацию. Сказка длилась недолго. Решетку ливневки закатали асфальтом, написали владимирские автолюбители в популярном паблике. Если честно, то в такой бред совсем не поверилось.
Возвращение бессмертной лужи
Едем убедиться, что произошла какая-то ошибка и самая медийно раскрученная городская ливневка на месте. Увы, на месте мы не находим ни решетки от ливневки, ни асфальта. Все укрыто лужами. Вода стоит прямо на «зебре». Пройти, не замочив ноги, невозможно. Но местные утверждают, что это еще нормально.
- Недавно машина приезжала - откачала воду. Тут в дождь заливает так, что вода «лежачих полицейских» закрывает. Как бассейн получается: с двух сторон бордюры, а двух других - «лежачие полицейские». И ничего с этой лужей поделать не могут, - живописует прелести местной достопримечательности мужчина, выгуливающий собаку. Сергей (он так представился) рассказывает почти без раздражения, как будто свыкся уже с этой особенностью местного ландшафта.
У автомобилистов эмоций знаменитая лужа вызывает больше.
- Если у машины клиренс низкий, то рискованно по нашей улице ездить. Вода в воздухозаборник попадет, может гидроудар случиться - и все: движок, считай, накрылся, - говорит другой прохожий.
А где же ливневка? Под какой из луж скрывается? В ответ мои собеседники лишь пожимают плечами. Вспоминают, что вроде ее делали, но куда потом ливневка исчезла - не уследили. Вот непобедимая лужа - на месте. А где решетка от ливневки - кто ж знает? Не видно ее. В результате «мозгового штурма» родилась такая версия: скорее всего, ливневка быстро забилась грязью, и под этой грязью дорожники ее не заметили, приняли за яму на дороге и закатали асфальтом.
Вот такие вот дела... Сначала мы героически делаем ливневку и торжественно презентуем ее горожанам. А потом, когда репортажи о победе над лужей возле психоневрологического интерната прошли по всем каналам и газетам, ливневку ликвидируем. А чего так буднично? Почему без прессы? Знаете, открытие одного ливневого водоотвода - вообще-то не повод для репортажей. Даже если лужа знаковая для города, ставшая уже одним из его символов. А вот борьба с ливневой канализацией и укладка асфальта поверх ливневки - это креативно и эксклюзивно. Такого ни у кого больше нет. С этим можно и в федеральные топовые новости прорваться. Недоработали.
Но оставим домыслы — возможно, это мифотворчество местных жителей и ливневку никто асфальтом не покрывал. Но и в этом случае не легче. Почему на месте ливневого колодца - лужа? Грязью забило? А чистить не пробовали? Ливневая канализация тоже требует ухода.
И другой вопрос: а почему у нас так много грязи? Может быть, стоит отказаться от пескования улиц зимой и проработать другие варианты борьбы с гололедом? А еще - тщательнее следить за строительной техникой и за застройщиками, которые не желают оборудовать стройплощадки мойками для машин. Вот те и развозят грязь по всему городу — это факт.
Грязь вместо тротуаров
Отдельная тема - газоны и тротуары. По логике вещей вдоль городской дороги должен быть тротуар. А у нас грязное земляное месиво. Может, это все же газон? Почему без травы? Вот и намывает с него грязь на дорогу.
Да чего далеко ходить - вот прямо от лужи на Чапаева и начнем изучать пешеходные дорожки и травяное покрытие. Чуть подальше от водной преграды, официально именуемой пешеходным переходом, обнаруживаем около метра старого асфальта и еще примерно столько же - участочек со щебенкой. Значит, этот «газон» был когда-то тротуаром. А что же с ним произошло? Почему исчез асфальт?
Непонятно, почему во Владимире асфальтируют ливневку, а на тротуар - асфальта не хватает.
Так что, дорогие селянки, не завидуйте городским дамам: мол, те могут по улице в туфельках ходить. Может, где такое и есть, но не во Владимире. У нас резиновые сапоги - всесезонная обувь. Даже летом - на случай ливня. Хотя в прошлом году залило так, что и резиновые сапоги не помогли бы. На некоторых улицах машины почти под крышу затопило. Да, ливни были знатные. Но будь в городе нормально работающая ливневая канализация - такого потопа могло и не быть. И уж обычные дожди точно не должны становиться бедствием для горожан.
Туристам хотя бы можно посоветовать не приезжать к нам в "сезон дождей", дабы не портить впечатление от экскурсии. А куда нам, аборигенам, деваться? А ведь у нас не Египет какой. У нас половину года сырая погода. Даже зимой слякоть и оттепели уже не редкость. И в это время назвать Владимир комфортным для жизни городом язык не повернется. Гулять по такому городу точно не захочется.
В солнечную сухую погоду Владимир намного привлекательнее. Если наши коммунальщики так и не научились чистить и поддерживать в работоспособном состоянии ливневку, то чистить и поливать в жару улицы у них уже получается неплохо. За это им плюс в карму.
Зона-стайл
Однако благоустройство городской среды не ограничивается выметенными улицами. А какая она - "городская среда" - в хорошую погоду? Пройдемся от гостиницы "Заря" до исторического центра. С одной стороны - руины бывшей спортшколы, облюбованные бомжами, с другой - строительные заборы. Вот забор из профилированного железа, а от клиники на Студеной горе до стадиона «Торпедо» - капитальный железобетонный забор. Только колючей проволоки и вышек с автоматчиками не хватает для полноты картины. Никто не спорит, что строительные площадки должны быть огорожены. И очень плохо, что не огорожено здание бывшей спортшколы. Это вопрос безопасности, и это все понимают. Только вот заборы стоят лет по десять, уродуя облик города, и никакого движения за ними. Это что же такое эпохальное там строится? Обещали, вроде бы, «Хилтон»...
Разумеется, все владимирцы в курсе, что у застройщика череда кризисов порушила планы инвестиционных проектов. Бывает. Сочувствуем. Но почему мы должны «любоваться» на это заборное уродство годами? Почему городские улицы напоминают тюремные стены? Можно потерпеть этот ужас год-два. Но ведь уже поколение горожан выросло, для которого этот тюремный стиль - привычная часть архитектуры.
Если уж так необходимо «застолбить» участок, даже если на нем не ведется активной стройки, то почему нельзя поставить не глухой железобетон, а что-нибудь легкое, декоративное, не перекрывающее наглухо пространство города. Не промзона же, и уж тем более - не зона. Центр города! И ведь наверняка у мэрии есть возможности воздействия на застройщиков.
Осторожно: велосипед!
От созерцания заборов отвлекают стайки безумных велосипедистов. Несутся родимые по тротуарам. Это не просто неудобство. Это угроза безопасности пешеходов. А, с другой стороны, куда этим господам на железных конях деваться? Если раньше метр от обочины считался их законной территорией, то сейчас этот метр занят плотно припаркованными машинами. Да и трафик в городе растет год от года. Те, кто рискует на велосипеде ездить по дорогам, - настоящие камикадзе. Где давно обещанные велосипедные дорожки?
Пока известна только одна - на коротком отрезке Октябрьского проспекта. Но до него же еще добраться нужно. А как? На себе велик тащить, чтобы потом кататься по этому короткому участку? Еще один из абсурдов обустройства городской среды по-владимирски. Главное, отчитались: мол, есть велодорожки. На самом деле никто и не думал всерьез заниматься темой, продумывать непрерывные веломаршруты, планировать их обустройство. А ведь велосипедистов в городе достаточно - и было бы еще больше, будь Владимир удобен и безопасен для них. И это было бы реальной заботой о вовлечении горожан в спорт и приобщении их к активному образу жизни.
Вообще, вопросы рациональности городской логистики, взаимоотношения автомобилистов и пешеходов, развитие альтернативы автотранспортному сообщению - отдельная и довольно болезненная тема. Но об этом - в следующий раз.
Читайте также: Пришла весна - растаяли дороги