3 августа в 10:00
  1. Общество

Во Владимире закрывают центр электронного декларирования

Фото: Наталья Ларина
Владимирские инвесторы уходят в Москву: как стало известно «ВВ», в России готовится «таможенная реформа». Она затронет структурные подразделения службы в Центральном федеральном округе. В рамках реформы полномочия всех центров электронного декларирования (ЦЭД) в регионах отойдут Центральной электронной таможне (ЦЭлТ) в Москве. Областные таможни ЦФО будут работать исключительно в формате постов фактического контроля. Очередь Владимирской области на перевод полномочий подойдёт в декабре этого года. Как эти изменения отразятся на работе предприятий - участников внешнеэкономической деятельности? А их, напомним, во Владимирской области более 300.

Без простоя!

Импорт региона-33 в среднем в два раза превышает экспорт. Но внушительную долю в завозимых товарах занимает оборудование, что априори означает модернизацию наших заводов, и не производимое в РФ сырье (например, орехи, какао и проч.). Для предприятий - участников внешне-экономической деятельности отлаженная, без неоправданных задержек выпуска товаров и простоя фур, работа таможни дорогого стоит. Причем в прямом смысле. Так, цена такого простоя за машину может варьироваться от 200 до 1 тысячи долларов США в сутки.

К Владимирской таможне у импортеров-экспортеров претензий не было. Более того, за последние годы количество компаний со всей страны, предпочитающих декларировать ввоз-вывоз именно на Владимирской таможне, достигло 1700.

Сейчас порядка 95% деклараций сотрудники её ЦЭДа обрабатывают в электронном виде, а выпуск 60% грузов регистрируют автоматически.

Начальник Владимирской таможни Павел Павлов чуть больше года назад в интервью «ВВ» сказал: «Мы как Владимирская таможня прекрасно знаем наших участников ВЭД. У них относительно постоянные объемы и номенклатура. Поэтому инспектор, уже несколько лет работающий с определённым пулом местных предприятий, легко «читает» их контракты и понимает, о чем там речь. Инспектору без опыта, без знания специфики региона понадобится гораздо больше времени и усилий, чтобы разобраться в документах. Потому что сегодня ему могут подать сложную химию, а завтра технику с разнообразным функционалом, которую непонятно к какому коду отнести. В Правилах классификации одних только товарных групп 99!».

В рейтинге ФТС России Владимирская таможня занимает третье место и первое - среди внутренних таможен ЦФО. Однако скоро всё может измениться и, увы, не в лучшую сторону. Конечно, у самих владимирских таможенников после реформы забот поубавится: в их компетенции останется только досмотр грузов и их хранение на складах. Но что это даст участникам ВЭД? И куда пойдут работать ставшие лишними таможенники?

Почему мамонт гепарда не обгонит

Предполагается, что освобождающиеся спецы ЦЭДов в регионах пополнят ряды ЦЭлТ. Однако из 34 сотрудников ЦЭД Владимирской таможни переезжать в Москву никто не планирует: высокой зарплаты и служебного жилья в столице им не предлагают. Скорее всего, ценные специалисты просто уйдут «в никуда». А это, заметим, тоже наши люди, за ними - семьи...

Также социально-экономическими коллизиями (но в гораздо большем объеме!) для региональной промышленности и торговли грозит неудача таможенной оптимизации. По словам Павлова, который говорит: «Есть приказ - будем выполнять», часть предприятий с уже закрываемых ЦЭДов в соседних регионах переходит не в Москву, а во Владимир. Что они будут делать, когда в декабре закроют и владимирский ЦЭД? Что будут делать владимирские предприятия, работающие с заграничными партнёрами, если ЦЭлТ   особенно на первом этапе   не будет справляться с потоком участников ВЭД со всего округа?

- Мы можем лишиться адекватного сервиса, - высказал свое мнение по поводу объединенного центра электронного декларирования один из владимирских директоров. - Всё может получиться, как с оператором связи из ТОП-3: скупил в регионах всех крупных кабельных операторов, закрыл местные сервисные службы и «завязал» все звонки по техническим проблемам на единый в ЦФО колл-центр. Тот работает в стиле «ваш звонок очень важен для нас, мы рассмотрим вашу заявку в течение трёх рабочих дней». В итоге во Владимире, например, люди побежали от этого оператора к оставшимся локальным компаниям, хотя у них и качество хуже, и каналов меньше, но к ним легко дозвониться и вызвать мастера в тот же день. С таможней сложнее. Куда бежать мне, если по техническим причинам или из-за неопытности инспектора, например, зависнет выпуск товаров, а в региональную таможню уже обратиться нельзя? Если 10 моих фур из-за этого встанут? Кто будет компенсировать убытки? Или объясняться с моими партнёрами? Опытных инспекторов на весь ЦФО (насколько я знаю, там план на 300 с лишним сотрудников) одномоментно набрать нереально. А и наберут - система должна быть быстро управляемой. Но мамонт никогда гепарда не обгонит. Так что это будет   эксперимент на нас, экспортёрах?

Хотят, как лучше...

«ВВ» поинтересовались у Павла Павлова, прав ли директор в своих сомнениях. Начальник таможни воздержался от оценок, сказал «Есть приказ — будем выполнять», но пояснил, что здесь, «на земле», действительно легче контролировать все процессы:

- Маленькая структура априори мобильнее большой. Например, сегодня пятница. Я с утра ставлю задачи начальникам всех постов и сам смотрю количество машин в зонах контроля   с утра, в обед, вечером. Участник ВЭД страдать не должен. Если что-то в его документах не так, наша прямая задача предупредить его вовремя, сориентировать, чтобы он подал декларацию на выпуск правильно, чтобы его фура не осталась на выходные. У нас по всем 11 постам в худшем случае максимум четыре машины остаются, и то если они прибыли поздно вечером в пятницу. Что-то не успеваем   у меня есть право задержать людей (на четыре часа максимум). Как это будет работать в системе ЦЭлТ, сказать не берусь. Но, по логике, при любых нюансах с декларированием участники ВЭД должны будут обращаться в ЦЭлТ. Мы им уже ничего разъяснять не сможем.

Самое любопытное, что, по словам Павла Павлова, в основе идеи централизации электронного декларирования лежит задача сделать систему более эффективной и мобильной. В идеале - вообще выпускать товары за считанные минуты. Но тот ли путь выбран?

Если бы во владимирском ЦЭД обслуживалось полсотни участников ВЭД, вопросов бы не было. Но их в разы больше, только 300 владимирских и 150 ивановских! И все очень разные по отраслям - мы же не сырьевые регионы.

Почему, создавая ЦЭлТ, не оставят ЦЭДы в регионах, чтобы компании сами выбирали, где им удобнее работать? Если ЦЭлТ будет так хороша, как задумано, предприятия сами в неё мигрируют. А если нет, то правильно ли их заставлять? В конце концов, это их деньги   в пошлинах, в налогах   и их вклад в ВРП.

Правда, 12 владимирских предприятий эта ситуация не коснётся в любом случае   тех, кто в Реестре уполномоченных экономических операторов ФТС России: «ДАУ Изолан», «Ферреро Руссия», «Беко», «АсконаВек», «Мондэлис-Русь», «Ютекс.ру» и т.д. Им будет и дальше при соблюдении требований к такому статусу позволено декларироваться по месту фактического пребывания. На их долю приходится большая доля ВРП. Кроме того, они серьезные налогоплательщики и якорные компании для многих владимирских субподрядчиков, но это не значит, что не надо развивать всю остальную промышленность.

Ситуация как минимум тревожная, заслуживает всестороннего анализа и общественного обсуждения. Кстати, в двадцатых числах октября в Москве состоится Международный таможенный форум при участии первых лиц правительства и ФТС. Регистрация на сайте таможенный-форум.рф уже открыта. Там все желающие участники ВЭД смогут задать свои вопросы людям, принимающим решения и, как знать, может, помогут сами себе   отыграют назад реформу.

Читайте также: Во Владимире приостановлен отбор региональных операторов 

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Проблемы владимирской «скорой» будут решать по трем страницам рекомендаций 24 минуты назад
Ситуация на Владимирской Станции скорой помощи сейчас напоминает котёл с кипящей «мишкиной кашей», удержать которую внутри уже просто невозможно. Цугцванг или всё-таки выход есть?
В Вязниках столкнулись 4 грузовика два часа назад
ДТП произошло на месте проведения дорожных работ. Очевидцы утверждают, что на этом участке низкая видимость.
До 2024 года во Владимирской области обновят все ФАПы два часа назад
Об этом заявил директор департамента здравоохранения администрации Владимирской области Алексей Мозалёв на своей пресс-конференции 6 декабря. В общении также приняла участие главный врач Гусь-Хрустальной городской больни…