3 августа в 10:00
  1. Общество

Во Владимире закрывают центр электронного декларирования

Фото: Наталья Ларина
Владимирские инвесторы уходят в Москву: как стало известно «ВВ», в России готовится «таможенная реформа». Она затронет структурные подразделения службы в Центральном федеральном округе. В рамках реформы полномочия всех центров электронного декларирования (ЦЭД) в регионах отойдут Центральной электронной таможне (ЦЭлТ) в Москве. Областные таможни ЦФО будут работать исключительно в формате постов фактического контроля. Очередь Владимирской области на перевод полномочий подойдёт в декабре этого года. Как эти изменения отразятся на работе предприятий - участников внешнеэкономической деятельности? А их, напомним, во Владимирской области более 300.

Без простоя!

Импорт региона-33 в среднем в два раза превышает экспорт. Но внушительную долю в завозимых товарах занимает оборудование, что априори означает модернизацию наших заводов, и не производимое в РФ сырье (например, орехи, какао и проч.). Для предприятий - участников внешне-экономической деятельности отлаженная, без неоправданных задержек выпуска товаров и простоя фур, работа таможни дорогого стоит. Причем в прямом смысле. Так, цена такого простоя за машину может варьироваться от 200 до 1 тысячи долларов США в сутки.

К Владимирской таможне у импортеров-экспортеров претензий не было. Более того, за последние годы количество компаний со всей страны, предпочитающих декларировать ввоз-вывоз именно на Владимирской таможне, достигло 1700.

Сейчас порядка 95% деклараций сотрудники её ЦЭДа обрабатывают в электронном виде, а выпуск 60% грузов регистрируют автоматически.

Начальник Владимирской таможни Павел Павлов чуть больше года назад в интервью «ВВ» сказал: «Мы как Владимирская таможня прекрасно знаем наших участников ВЭД. У них относительно постоянные объемы и номенклатура. Поэтому инспектор, уже несколько лет работающий с определённым пулом местных предприятий, легко «читает» их контракты и понимает, о чем там речь. Инспектору без опыта, без знания специфики региона понадобится гораздо больше времени и усилий, чтобы разобраться в документах. Потому что сегодня ему могут подать сложную химию, а завтра технику с разнообразным функционалом, которую непонятно к какому коду отнести. В Правилах классификации одних только товарных групп 99!».

В рейтинге ФТС России Владимирская таможня занимает третье место и первое - среди внутренних таможен ЦФО. Однако скоро всё может измениться и, увы, не в лучшую сторону. Конечно, у самих владимирских таможенников после реформы забот поубавится: в их компетенции останется только досмотр грузов и их хранение на складах. Но что это даст участникам ВЭД? И куда пойдут работать ставшие лишними таможенники?

Почему мамонт гепарда не обгонит

Предполагается, что освобождающиеся спецы ЦЭДов в регионах пополнят ряды ЦЭлТ. Однако из 34 сотрудников ЦЭД Владимирской таможни переезжать в Москву никто не планирует: высокой зарплаты и служебного жилья в столице им не предлагают. Скорее всего, ценные специалисты просто уйдут «в никуда». А это, заметим, тоже наши люди, за ними - семьи...

Также социально-экономическими коллизиями (но в гораздо большем объеме!) для региональной промышленности и торговли грозит неудача таможенной оптимизации. По словам Павлова, который говорит: «Есть приказ - будем выполнять», часть предприятий с уже закрываемых ЦЭДов в соседних регионах переходит не в Москву, а во Владимир. Что они будут делать, когда в декабре закроют и владимирский ЦЭД? Что будут делать владимирские предприятия, работающие с заграничными партнёрами, если ЦЭлТ   особенно на первом этапе   не будет справляться с потоком участников ВЭД со всего округа?

- Мы можем лишиться адекватного сервиса, - высказал свое мнение по поводу объединенного центра электронного декларирования один из владимирских директоров. - Всё может получиться, как с оператором связи из ТОП-3: скупил в регионах всех крупных кабельных операторов, закрыл местные сервисные службы и «завязал» все звонки по техническим проблемам на единый в ЦФО колл-центр. Тот работает в стиле «ваш звонок очень важен для нас, мы рассмотрим вашу заявку в течение трёх рабочих дней». В итоге во Владимире, например, люди побежали от этого оператора к оставшимся локальным компаниям, хотя у них и качество хуже, и каналов меньше, но к ним легко дозвониться и вызвать мастера в тот же день. С таможней сложнее. Куда бежать мне, если по техническим причинам или из-за неопытности инспектора, например, зависнет выпуск товаров, а в региональную таможню уже обратиться нельзя? Если 10 моих фур из-за этого встанут? Кто будет компенсировать убытки? Или объясняться с моими партнёрами? Опытных инспекторов на весь ЦФО (насколько я знаю, там план на 300 с лишним сотрудников) одномоментно набрать нереально. А и наберут - система должна быть быстро управляемой. Но мамонт никогда гепарда не обгонит. Так что это будет   эксперимент на нас, экспортёрах?

Хотят, как лучше...

«ВВ» поинтересовались у Павла Павлова, прав ли директор в своих сомнениях. Начальник таможни воздержался от оценок, сказал «Есть приказ — будем выполнять», но пояснил, что здесь, «на земле», действительно легче контролировать все процессы:

- Маленькая структура априори мобильнее большой. Например, сегодня пятница. Я с утра ставлю задачи начальникам всех постов и сам смотрю количество машин в зонах контроля   с утра, в обед, вечером. Участник ВЭД страдать не должен. Если что-то в его документах не так, наша прямая задача предупредить его вовремя, сориентировать, чтобы он подал декларацию на выпуск правильно, чтобы его фура не осталась на выходные. У нас по всем 11 постам в худшем случае максимум четыре машины остаются, и то если они прибыли поздно вечером в пятницу. Что-то не успеваем   у меня есть право задержать людей (на четыре часа максимум). Как это будет работать в системе ЦЭлТ, сказать не берусь. Но, по логике, при любых нюансах с декларированием участники ВЭД должны будут обращаться в ЦЭлТ. Мы им уже ничего разъяснять не сможем.

Самое любопытное, что, по словам Павла Павлова, в основе идеи централизации электронного декларирования лежит задача сделать систему более эффективной и мобильной. В идеале - вообще выпускать товары за считанные минуты. Но тот ли путь выбран?

Если бы во владимирском ЦЭД обслуживалось полсотни участников ВЭД, вопросов бы не было. Но их в разы больше, только 300 владимирских и 150 ивановских! И все очень разные по отраслям - мы же не сырьевые регионы.

Почему, создавая ЦЭлТ, не оставят ЦЭДы в регионах, чтобы компании сами выбирали, где им удобнее работать? Если ЦЭлТ будет так хороша, как задумано, предприятия сами в неё мигрируют. А если нет, то правильно ли их заставлять? В конце концов, это их деньги   в пошлинах, в налогах   и их вклад в ВРП.

Правда, 12 владимирских предприятий эта ситуация не коснётся в любом случае   тех, кто в Реестре уполномоченных экономических операторов ФТС России: «ДАУ Изолан», «Ферреро Руссия», «Беко», «АсконаВек», «Мондэлис-Русь», «Ютекс.ру» и т.д. Им будет и дальше при соблюдении требований к такому статусу позволено декларироваться по месту фактического пребывания. На их долю приходится большая доля ВРП. Кроме того, они серьезные налогоплательщики и якорные компании для многих владимирских субподрядчиков, но это не значит, что не надо развивать всю остальную промышленность.

Ситуация как минимум тревожная, заслуживает всестороннего анализа и общественного обсуждения. Кстати, в двадцатых числах октября в Москве состоится Международный таможенный форум при участии первых лиц правительства и ФТС. Регистрация на сайте таможенный-форум.рф уже открыта. Там все желающие участники ВЭД смогут задать свои вопросы людям, принимающим решения и, как знать, может, помогут сами себе   отыграют назад реформу.

Читайте также: Во Владимире приостановлен отбор региональных операторов 

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
Строители покидают акушерский корпус горбольницы в Гусь-Хрустальном сегодня в 18:10
Основной объем работ по возведению здания закончен, сообщают в департаменте здравоохранения администрации Владимирской области. Объект планируется сдать в эксплуатацию в октябре нынешнего года.
ФАС поддержала администрацию Владимирской области с выбором «мусорного» регоператора сегодня в 17:45
Комиссия ФАС признала необоснованными жалобы по конкурсному отбору регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в данной зоне, сообщает пресс-служба областной администрации.
«Владимирский автовокзал» приступил к оптимизации сегодня в 17:10
Недавно «Владимирский автовокзал» сообщил о прекращении перевозок из города Владимира по 6-ти автобусным маршрутам в Москву, Вязники, Нижний Новгород, Иваново и Рязань. Мера вынужденная - без оптимизации расходов ГУП не…