На заслуженный отдых Наталья Евгеньевна ушла всего год назад по настоятельным просьбам родных - все-таки возраст, надо отдыхать и проводить больше времени дома, в кругу семьи, среди любимых внуков.
Но и сейчас Ульяновой часто звонят коллеги и выпускники, приходят в гости, чтобы рассказать о самом сокровенном – для них она свой человек, которому можно довериться. Наталья Евгеньевна очень увлеченно рассказывает о тех годах, что прослужила педагогом в интернате, и особенно о детях. Своих учеников она всегда старалась не только подтянуть по школьным предметам, но и развить, наделить как можно большим объемом знаний, жизненного опыта, бытовых навыков. Чтобы умели выдерживать конкуренцию среди здоровых сверстников.
А ее детство пришлось на послевоенные годы, когда на семью в день выдавали по буханке черного хлеба и батону. Семья у Натальи была большая. Кроме нее у родителей было еще двое детей, а еще с ними жила мамина сестра с двумя ребятишками. От голода спасал огород. А любимым лакомством были разноцветные подушечки «дунькина радость».
В 1968 году после окончания биофака Чувашского педагогического института Наталью направили в аспирантуру. Но отца разбил паралич, он перестал ходить после инсульта и девушке пришлось отказаться от планов - надо было помогать маме. Она оставила аспирантуру и устроилась работать в Ящурный институт.
А Наталье предложили работу в специализированном доме-интернате для слепых и слабовидящих детей на ул. Стрелецкой. Сначала работала подменным педагогом - это был своего рода испытательный срок. На следующий год директор дома-интерната поставила ее постоянным педагогом.
Первые впечатления молодой воспитательницы были шоковыми: сложно было осознать, что детишки с широко открытыми глазами на самом деле ничего не видят. У большинства были тяжелые судьбы. Воспитанники жили в интернате круглосуточно, домой уезжали лишь на лето. Но некоторые оставались в интернатской спальне и в каникулы.
Наталья Евгеньевна сделала 11 выпусков. Чтобы стать ближе к незрячим детям и понимать их, она за три месяца освоила азбуку Брайля. Вспоминает, как тренировалась, писала своим подопечным записки, в которых нарочно делала ошибки - проверяла их грамотность. Учила детей и суровой правде жизни, ведь, по сути, она была для них, как вторая мама. Возила на экскурсии, готовила к участию в конкурсах.
- Незрячие дети хорошо улавливают душевное состояние и фальшь, узнают тебя по шагам, голосу и даже дыханию, - рассказывает Наталья Евгеньевна. – А еще они очень добрые и дружелюбные. Настолько привыкали ко мне, что и после окончания интерната приходили за советом и поддержкой. И до сих пор приезжают! Даже взрослые! Приглашают на свадьбу, новоселье, присылают фотографии.
Все эти годы Наталья Евгеньевна переживала вместе со своими учениками все выпавшие на их долю испытания. И радовалась каждому, даже самому малому, успеху. Один из учеников Натальи Евгеньевны, Андрей Ильюшкин, массажист с необыкновенными способностями, получил работу в Большом Театре после того, как ему поступило предложение «поставить спину» одной из ведущих балерин, и он с этим блестяще справился. У Алексея Самойлова из Гусь-Хрустального, к которому Наталья Евгеньевна относилась, как к родному сыну, за год до окончания школы трагически погибла в автокатастрофе мама. Во время обучения в интернате мальчик увлекся музыкой, проводил праздники, оформлял концертные программы. Он еще отличный программист, хорошо играет на гитаре. Выучился в Кисловодске на массажиста, добирается до дома и до места работы по годами выверенному им алгоритму. Татьяна Рожкова училась в группе для одаренных детей при музыкальном училище. Сейчас продолжает учебу и в прошлом году стала лауреатом международного конкурса музыкантов в Санкт-Петербурге. В успешности учеников, безусловно, есть заслуга их воспитательницы и наставницы Натальи Евгеньевны Ульяновой. А для нее эти победы - самая большая награда.
Читайте также: Школьница из Владимирской области разработала антибликовое покрытие для солнечных элементов