22 августа 2019 в 13:30

Актриса Наталья Демидова: «Я придумала, как оправдать Маргариту»

Кажется, что слово «обаяние» придумали специально для неё. Наталья Демидова — одна из самых улыбчивых и доброжелательных актрис Владимирского академического театра драмы, дважды обладательница Приза зрительских симпатий по итогам сезона, лауреат театральных фестивалей LUDI и «Золотой витязь». В её актерском активе как большие главные роли (от Офелии до Маргариты), так и маленькие комедийные (от Буратино до петухов и кошечек в детских спектаклях). Наталья любит все свои роли до одной. В интервью «ВВ» актриса рассказала, чем ей помог «Современник», почему она не мечтает о конкретных героинях и как актёрство не даёт заснуть совести.

- Наташа, об актёрской профессии мечтают все девочки, но лишь единицы доводят мечту хотя бы до попытки. Почему вы на неё рукой не махнули?


- У меня даже мысли не было «махнуть на мечту рукой». С детства хотела на сцену, поэтому с энтузиазмом ходила в «Современник»... Нет, не в тот — в наш Ковровский ДК, где был театральный класс. Владимир Ильич Михайлов, наш педагог, очень мне помогал. Кстати, именно он велел мне поехать на курс Николая Анатольевича Горохова во Владимир. И я поехала — сразу после выпускного, на электричке в 6.20. Не выспавшись — мы же с одноклассниками рассвет встречали, зато нарядная и с причёской. И всё сложилось — с первого тура меня сразу на третий пригласили. А потом единственную из девочек с нашего набора взяли в театр. Как будто и не было никакого другого пути для меня.


- Родители не отговаривали? Профессия не практичная, а обыватели до сих пор часто думают, что для получения ролей надо спать с режиссёрами.


- Мои родители всегда меня поддерживали. Как говорит папа, заниматься надо тем, что нравится, а не мучиться всю жизнь с делом не по душе. Мне нравится именно это — играть на сцене. Насчёт «спать с режиссёрами» - мои родители вообще были спокойны за моё воспитание, знали, что я никогда не позволю себе лишнего. К тому же они умные люди и понимали, что это просто устоявшийся миф о профессии.


- Какой главный минус и какой главный плюс у актёрства?


- Я минусов не вижу, кроме выходного в понедельник вместо субботы и воскресенья. А главный плюс — не скучно. Актёр всегда в движении, в поиске новых впечатлений. Каждая роль — это повод «поковыряться» в себе, проанализировать ситуацию, которую ты переживаешь в работе над ролью: почему она так поступает? А как бы сделала я? Если иначе — то как мне оправдать мою героиню, чтобы сыграть её убедительно? Это дико интересно.


- Кого из героинь приходилось оправдывать?


- Маргариту в «Мастере и Маргарите», например. Она, будучи замужем, живёт с другим человеком. Мне пришлось очень постараться, чтобы понять её и принять.


- А что сложного? Там любовь. А любовь искупает всё.


- Вот именно так я её и оправдала, что любовь искупает всё. Но по моему характеру, по-человечески — если новая любовь нагрянула, надо сначала разойтись с мужем и уже тогда идти к этой любви. Так честнее. Правильнее. Я понимаю, что все мы люди, и когда дело доходит до наших личных интересов, хотим поступать не как правильно, а как хочется. Но при работе над ролями кажется, что надо обязательно делать как правильно. Поэтому по факту наша профессия, так сказать, призывает к совести. Хотя в жизни мы, люди, любим искать для себя компромиссы.


- Какую роль вам хотелось бы сыграть и какие роли самые любимые из уже сыгранных?


- А я не мечтаю о конкретных ролях. Смысла в этом не вижу. Есть много интересных мне образов, но зачем мечтать о том, что может никогда не случиться? Или случится, но не с тобой? Например, ты будешь всю жизнь мечтать о Медее, а именно она тебе не достанется. И что, умереть от этого? По-моему, лучше радоваться возможностям других ролей. Они у меня замечательные. Самые любимые — Офелия в «Гамлете», Шут в «Короле Лире», Катя из «Пяти вечеров», Наташа из «Наташиной мечты».


- Интересно, что два спектакля из названных — это постановки моего любимого режиссёра Линаса Зайкаускаса. С ним наверняка легко работалось... Он умный, добрый, талантливый.


- Линас замечательный. Он действительно многому учит своих артистов, как любой одарённый режиссёр. Так что работать с ним очень интересно. Но вообще-то непросто. У него другая школа и своя, особенная методика, включающая в себя, в числе прочего, общение в процессе репетиций на нелитературном языке.


- По-моему, режиссёры через одного — матерщинники, как и многие журналисты. Специфика профессии.


- А он как раз не матерщинник. Он нас заставляет орать. Говорит, что грубая лексика — самая конкретная, помогает докопаться до нужных эмоций быстрее и мощнее, чем при банальной читке текста. Ведь в жизни практически все могут нехорошо выругаться в минуты сильных эмоций — гнева, боли и так далее. Допустим, человек упал и сильно ударился. Но в грубой лексике есть определения, которые гораздо точнее и ярче могут описать, как неудачно он упал и насколько болезненная у него травма. Понимаете? Линас таким образом пытается добиться конкретности наших эмоций при погружении в образ, чтобы мы прочувствовали всю степень огорчения, страха, боли или радости своих персонажей — что там требуется по роли. Эта методика прекрасно работает, но настрадаться приходилось. Работа в «Короле Лире» Линаса мне особенно дорога. Это мой первый после колледжа большой спектакль. К тому же мне достались сразу две роли — Корделии и Шута. Шут дался сложнее. Я же была робкой дебютанткой, со страхами и избытком благоговения перед профессией, а Шут благоговеть ни перед кем не должен. Но Линас добился своего: после каждой неудачной попытки отправлял меня «отдохнуть и подумать», а когда я возвращалась, велел мне обижать людей, которых я бесконечно уважаю — народных артистов Любовь Владиславовну Гордееву и моего любимого учителя Николая Анатольевича Горохова. Чтобы в спектакле, когда мы должны быть с ними на равных, из меня вдруг не выбрался восторженный благоговеющий котёнок.


- Как народные реагировали на грубость юного создания?


- Стоически. Они мне очень помогли своей поддержкой. Они настоящие артисты и понимали, почему и для чего Линас всё это делает. Но я всё равно потом ходила к ним и в ноги падала, прощения просила. Не могла иначе.


- Как вам практика приглашённых директором Борисом Гуниным режиссёров-звёзд? Наверняка тяжело, когда режиссёр не знаком с труппой... Он же может не угадать с выбором артистов.


- Я обожаю эту практику. Потому что люблю узнавать и пробовать новое. Незнакомый режиссёр может достать из тебя то, чего ты в себе никогда даже поискать не пробовал. Да, можно не угадать. Но практически все наши режиссёры, если считали нужным, переигрывали распределение в процессе репетиций. Ну а если режиссёр уже знаком — там свои большие плюсы. Ты знаешь его методику и быстрее понимаешь, чего он хочет от тебя добиться. На самом деле мне и моим коллегам благодаря этой практике очень везёт на прекрасных, хотя и очень разных режиссёров. Александр Огарев («Ромео и Джульетта», «Три сестры»), Пётр Орлов («Гамлет»), Дмитрий Астрахан («Доходное место»), Роман Феодори («Золушка», «ТТ» и т. д.) - они великолепны! Да все, кто с нами работал и работает, всегда дают нам очень много в творческом смысле. Лично я благодарна абсолютно каждому из «моих» режиссёров.


- Если вернуться к ролям, большинство ваших — положительные. Не хочется переключиться на мерзавок? Они интереснее. Например, в «Короле Лире» у положительной Корделии есть две мерзавки-сестры. Не было обидно, что их отдали другим?


- Мерзавки интересны, согласна. Но в «Короле Лире» я была довольна и без них: две роли мои! Зачем сожалеть о мерзавках, когда у меня Корделия и такой замечательный Шут? Но, видимо, всему своё время. Сейчас я, надеюсь, «расту» и постепенно созреваю для отрицательных персонажей. Моя Бетси Тверская в «Анне Карениной» Владимира Кузнецова, например, - чем не лицемерная мерзавка?

Досье «ВВ»

Наталья Демидова — актриса Владимирского академического театра драмы с 2009 года. Выпускница актёрского курса народного артиста РФ Николая Горохова в ВОККИ, студентка ВГГУ. Уроженка Коврова. Обладательница диплома за лучшую женскую роль (Катя в «Пяти вечерах») VI Международного фестиваля LUDI в Орле и Золотого диплома XV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» за Офелию в «Гамлете». Занята более чем в 30 спектаклях областного театра.

Читайте также: Во владимирском театре решили обмануть дьявола и устроить маскарад

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
43 минуты назад За объекты благоустройства во Владимирской области проголосовали 107,2 тыс. человек
Федеральный проект «Комфортная городская среда» продолжает действовать. До завершения ежегодного голосования жителей за объекты, преображение которых они хотели бы видеть, и дизайн-проекты осталось две недели.
сегодня в 19:29 Во Владимирской области представлен новый руководитель управления ФСИН России
Указом Президента РФ на должность начальника УФСИН России по Владимирской области назначен полковник внутренней службы Александр Шек. Сегодня директор ФСИН России Аркадий Гостев представил его в режиме видео-конференц-св…