- Наташа, об актёрской профессии мечтают все девочки, но лишь единицы доводят мечту хотя бы до попытки. Почему вы на неё рукой не махнули?
- У меня даже мысли не было «махнуть на мечту рукой». С детства хотела на сцену, поэтому с энтузиазмом ходила в «Современник»... Нет, не в тот — в наш Ковровский ДК, где был театральный класс. Владимир Ильич Михайлов, наш педагог, очень мне помогал. Кстати, именно он велел мне поехать на курс Николая Анатольевича Горохова во Владимир. И я поехала — сразу после выпускного, на электричке в 6.20. Не выспавшись — мы же с одноклассниками рассвет встречали, зато нарядная и с причёской. И всё сложилось — с первого тура меня сразу на третий пригласили. А потом единственную из девочек с нашего набора взяли в театр. Как будто и не было никакого другого пути для меня.
- Родители не отговаривали? Профессия не практичная, а обыватели до сих пор часто думают, что для получения ролей надо спать с режиссёрами.
- Мои родители всегда меня поддерживали. Как говорит папа, заниматься надо тем, что нравится, а не мучиться всю жизнь с делом не по душе. Мне нравится именно это — играть на сцене. Насчёт «спать с режиссёрами» - мои родители вообще были спокойны за моё воспитание, знали, что я никогда не позволю себе лишнего. К тому же они умные люди и понимали, что это просто устоявшийся миф о профессии.
- Какой главный минус и какой главный плюс у актёрства?
- Я минусов не вижу, кроме выходного в понедельник вместо субботы и воскресенья. А главный плюс — не скучно. Актёр всегда в движении, в поиске новых впечатлений. Каждая роль — это повод «поковыряться» в себе, проанализировать ситуацию, которую ты переживаешь в работе над ролью: почему она так поступает? А как бы сделала я? Если иначе — то как мне оправдать мою героиню, чтобы сыграть её убедительно? Это дико интересно.
- Кого из героинь приходилось оправдывать?
- Маргариту в «Мастере и Маргарите», например. Она, будучи замужем, живёт с другим человеком. Мне пришлось очень постараться, чтобы понять её и принять.
- А что сложного? Там любовь. А любовь искупает всё.
- Вот именно так я её и оправдала, что любовь искупает всё. Но по моему характеру, по-человечески — если новая любовь нагрянула, надо сначала разойтись с мужем и уже тогда идти к этой любви. Так честнее. Правильнее. Я понимаю, что все мы люди, и когда дело доходит до наших личных интересов, хотим поступать не как правильно, а как хочется. Но при работе над ролями кажется, что надо обязательно делать как правильно. Поэтому по факту наша профессия, так сказать, призывает к совести. Хотя в жизни мы, люди, любим искать для себя компромиссы.
- Какую роль вам хотелось бы сыграть и какие роли самые любимые из уже сыгранных?
- А я не мечтаю о конкретных ролях. Смысла в этом не вижу. Есть много интересных мне образов, но зачем мечтать о том, что может никогда не случиться? Или случится, но не с тобой? Например, ты будешь всю жизнь мечтать о Медее, а именно она тебе не достанется. И что, умереть от этого? По-моему, лучше радоваться возможностям других ролей. Они у меня замечательные. Самые любимые — Офелия в «Гамлете», Шут в «Короле Лире», Катя из «Пяти вечеров», Наташа из «Наташиной мечты».
- Интересно, что два спектакля из названных — это постановки моего любимого режиссёра Линаса Зайкаускаса. С ним наверняка легко работалось... Он умный, добрый, талантливый.
- Линас замечательный. Он действительно многому учит своих артистов, как любой одарённый режиссёр. Так что работать с ним очень интересно. Но вообще-то непросто. У него другая школа и своя, особенная методика, включающая в себя, в числе прочего, общение в процессе репетиций на нелитературном языке.
- По-моему, режиссёры через одного — матерщинники, как и многие журналисты. Специфика профессии.
- А он как раз не матерщинник. Он нас заставляет орать. Говорит, что грубая лексика — самая конкретная, помогает докопаться до нужных эмоций быстрее и мощнее, чем при банальной читке текста. Ведь в жизни практически все могут нехорошо выругаться в минуты сильных эмоций — гнева, боли и так далее. Допустим, человек упал и сильно ударился. Но в грубой лексике есть определения, которые гораздо точнее и ярче могут описать, как неудачно он упал и насколько болезненная у него травма. Понимаете? Линас таким образом пытается добиться конкретности наших эмоций при погружении в образ, чтобы мы прочувствовали всю степень огорчения, страха, боли или радости своих персонажей — что там требуется по роли. Эта методика прекрасно работает, но настрадаться приходилось. Работа в «Короле Лире» Линаса мне особенно дорога. Это мой первый после колледжа большой спектакль. К тому же мне достались сразу две роли — Корделии и Шута. Шут дался сложнее. Я же была робкой дебютанткой, со страхами и избытком благоговения перед профессией, а Шут благоговеть ни перед кем не должен. Но Линас добился своего: после каждой неудачной попытки отправлял меня «отдохнуть и подумать», а когда я возвращалась, велел мне обижать людей, которых я бесконечно уважаю — народных артистов Любовь Владиславовну Гордееву и моего любимого учителя Николая Анатольевича Горохова. Чтобы в спектакле, когда мы должны быть с ними на равных, из меня вдруг не выбрался восторженный благоговеющий котёнок.
- Как народные реагировали на грубость юного создания?
- Стоически. Они мне очень помогли своей поддержкой. Они настоящие артисты и понимали, почему и для чего Линас всё это делает. Но я всё равно потом ходила к ним и в ноги падала, прощения просила. Не могла иначе.
- Как вам практика приглашённых директором Борисом Гуниным режиссёров-звёзд? Наверняка тяжело, когда режиссёр не знаком с труппой... Он же может не угадать с выбором артистов.
- Я обожаю эту практику. Потому что люблю узнавать и пробовать новое. Незнакомый режиссёр может достать из тебя то, чего ты в себе никогда даже поискать не пробовал. Да, можно не угадать. Но практически все наши режиссёры, если считали нужным, переигрывали распределение в процессе репетиций. Ну а если режиссёр уже знаком — там свои большие плюсы. Ты знаешь его методику и быстрее понимаешь, чего он хочет от тебя добиться. На самом деле мне и моим коллегам благодаря этой практике очень везёт на прекрасных, хотя и очень разных режиссёров. Александр Огарев («Ромео и Джульетта», «Три сестры»), Пётр Орлов («Гамлет»), Дмитрий Астрахан («Доходное место»), Роман Феодори («Золушка», «ТТ» и т. д.) - они великолепны! Да все, кто с нами работал и работает, всегда дают нам очень много в творческом смысле. Лично я благодарна абсолютно каждому из «моих» режиссёров.
- Если вернуться к ролям, большинство ваших — положительные. Не хочется переключиться на мерзавок? Они интереснее. Например, в «Короле Лире» у положительной Корделии есть две мерзавки-сестры. Не было обидно, что их отдали другим?
- Мерзавки интересны, согласна. Но в «Короле Лире» я была довольна и без них: две роли мои! Зачем сожалеть о мерзавках, когда у меня Корделия и такой замечательный Шут? Но, видимо, всему своё время. Сейчас я, надеюсь, «расту» и постепенно созреваю для отрицательных персонажей. Моя Бетси Тверская в «Анне Карениной» Владимира Кузнецова, например, - чем не лицемерная мерзавка?
Досье «ВВ»
Наталья Демидова — актриса Владимирского академического театра драмы с 2009 года. Выпускница актёрского курса народного артиста РФ Николая Горохова в ВОККИ, студентка ВГГУ. Уроженка Коврова. Обладательница диплома за лучшую женскую роль (Катя в «Пяти вечерах») VI Международного фестиваля LUDI в Орле и Золотого диплома XV Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» за Офелию в «Гамлете». Занята более чем в 30 спектаклях областного театра.
Читайте также: Во владимирском театре решили обмануть дьявола и устроить маскарад