В каждой губернии есть так много неизведанных тобою мест, что, кажется, и жизни не хватит, чтобы побыть в каждой «глуши». Да и что интересного может быть в этой всеми забытой провинции? В качестве ответа напомню читателю начало второй части «Мёртвых душ» Гоголя:
«И вот опять попали мы в глушь, опять наткнулись на закоулок. Зато какая глушь и какой закоулок! На тысячу с лишком верст неслись, извиваясь, горные возвышения. Точно как бы исполинский вал какой-то бесконечной крепости, возвышались они над равнинами то желтоватым отломом, в виде стены, с промоинами и рытвинами, то зелёной кругловидной выпуклиной, покрытой, как мерлушками, молодым кустарником, подымавшимся от срубленных дерев, то наконец тёмным лесом, ещё уцелевшим от топора. Река то, верная своим высоким берегам, давала вместе с ними углы и колена по всему пространству, то иногда уходила от них прочь, в луга, затем, чтобы, извившись там в несколько извивов, блеснуть, как огонь, перед солнцем, скрыться в рощи берёз, осин и ольх и выбежать оттуда в торжестве, в сопровожденье мостов, мельниц и плотин, как бы гонявшихся за нею на всяком повороте...»
Один из таких замечательных «закоулков» нашей области - земли Краснопламенского сельского поселения Александровского района. От Владимира это примерно 140 км, если измерять напрямик по карте. Если же ехать туда на машине, то счетчик спидометра покажет и все 200!
Треугольный выступ границы области одной стороной совпадает с древним Архангельским трактом, а ныне с шоссе М-8 «Холмогоры». Две же другие стороны треугольника проходят по границам Ярославской и Московской областей. Работоспособное население трудоустраивается в Сергиевом Посаде, благо до него установлено регулярное автобусное сообщение.
Геологическая особенность и прелесть этой «глуши» в том, что здесь находится самая возвышенная часть Владимирской области. Только сюда заходят похожие на небольшие горы отроги Клинско-Дмитровской гряды. Местный ландшафт сильно расчленён и представлен чередой высоких и крутых холмов, разделённых глубокими оврагами. На одном из холмов расположена высшая точка Владимирской области – безымянная вершина высотой в 271 м над уровнем моря.
Трудно описать словами ту красоту, которая здесь открывается с вершин холмов. Пожалуй, лучше ещё раз перечитать уже приведенное описание Николая Васильевича. А между тем, люди, едущие из Москвы в Ярославль, проезжают эти 15 км владимирских земель, даже не догадываясь, какое великолепие они могли бы лицезреть, свернув на любой просёлок.
Гряда холмов является и важным водоразделом. В то время как 98% рек Владимирской области относится к бассейнам Клязьмы и Оки, реки и ручьи Краснопламенского сельского поселения (Дубна, Кубрь, Сабля, Анжа, Киговка, Киржелка) несут свои воды непосредственно в Волгу, вливаясь в неё почти на 600 км раньше, чем Ока.
Протекающая по границе Владимирской и Ярославской областей река Кубрь так старательно обходит каждый из холмов, образуя вместе с ними углы и колена так, что в некоторых местах на 5 км местности приходится около 50 поворотов её русла! Именно в Кубрь стекают все окрестные воды, а уж она несёт их в Малую (Волжскую) Нерль.
Граф Дмитрий Хвостов.
Неподалёку от этих мест, в отцовской усадьбе Переславского уезда (тогда принадлежавшего Владимирской губернии) провёл своё детство граф Дмитрий Иванович Хвостов (1757-1835). В будущем член российских академий, военный и государственный деятель граф Хвостов остался в памяти потомков более всего как представитель поэтического классицизма. С сохранённой от детства наивностью поэт посвятил любимой ему Кубри следующие возвышенные строки:
Кубра! ты первая поила
Меня пермесскою водой,
Младое чувство возбудила
Прельщаться греков простотой
Я на брегу твоем высоком
Всегда спокойным сердцем, оком
Ловил природы красоты;
Не знал кумиров зла, ни мести,
Не зрел рабов коварства, лести,
И собирать хотел цветы.
………… … … ……
Кубра, виясь кольцом и ныне,
Спешит мои березки мыть,
Течёт торжественно в долине.
Зачем не суждено век жить
Мне там, Кубра, твоё где ложе,
Где те, что мне всего дороже,
Где я без желчи воду пил,
В восторге радостном и мире
Играл среди весны на лире,
И сладость бытия вкусил.
Кубрей восхищался и Пришвин, хорошо знавший здешние места. Великолепие реки не оставило равнодушным Михаила Михайловича: «Кубря — прозрачная, глубоководная, со своими видимыми с берега чудесными подводными лесами, со своими широкими заводями — прекрасна, такой прекрасной реки я в жизни своей не видал. Иду тихо по берегу, разглядываю подводные чудеса и плавающих между зелеными растениями рыб. Бывает, эти растения показываются, как зеленый туман, сгрудившийся в облако, и начинаешь думать, что из этой массы, может быть, оформясь, и произошли все подводные дива… Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно, дышать таким солнечно-морозным воздухом, смотреть и слушать лилии, угадывать их музыку».
Река Кубрь.
В своих дневниках Михаил Пришвин назвал великолепные леса между Сергиевым Посадом и Александровым «Дриандией» то есть страной, где обитают покровительницы деревьев богини-дриады. Думается, что это определялось, прежде всего, той сказочной холмистой местностью, что лежит между названными городами.
Сегодняшняя «центральная усадьба» - посёлок Красное Пламя, прежде именовавшийся сельцом Ермолкой. До революции в Ермолке работал Ильинский хрустальный завод, посуда которого закупалась даже знаменитым виноторговцем Петром Смирновым. На средства владельца завода Георгия Гордеевича Добровольского были учреждены школы в соседних деревнях Лисавы и Муханово, больница в деревне Дворики, он же содержал за свой счёт школьных учителей.
Дом Добровольских в Ермолке был одним из центров культуры в округе. Гостями хозяина были священники, учителя, врачи, помещики. Для них устраивались концерты и спектакли, они могли полюбоваться зимним садом, липовым парком и конечно, чарующим видом, открывающимся с холма на окрестности. Внук заводчика доцент и подполковник Виктор Васильевич Добровольский в 1946 году издал вузовский учебник «Физическая география».
Дом Добровольских в Ермолке.
К сожалению, удаленность от столиц имеет и обратную сторону. В наше время о Красном Пламени вспоминают лишь в связи с грубыми нарушениями природоохранных законов. В пяти километрах от высшей точки Владимирской области, на соседнем с ней безлесном холме (250 м н.у.м.) в 2018 году был продан участок земли с кадастровым номером 33:01:000227:233 оператору по вывозу и утилизации отходов. Проданы вместе с посещаемым кладбищем и истоком реки Анжи, текущей в Кубрь. Собственник участка – ООО «ЭкоЛайн-Владимир». Его специализация – сбор, обработка и утилизация отходов. Официально сведения о планируемом целевом назначении указанного земельного участка держатся в тайне, но именно это и пугает. Изолировать полигоны ТБО от окружающей среды ещё никому не удавалось. А значит «химия» возможной свалки отравит и воздух и воды вокруг себя, отравит и Кубрь, и Нерль!
Будем ли мы спасать землю Дриандию или оставим потомкам вместо красивейшего места области огромную помойку? Как будем мы нести бремя вины за то, что не сохранили воспетую ещё двести лет назад красоту владимирской земли? Эти вопросы автор адресует природоохранной прокуратуре области, департаменту природопользования и охраны окружающей среды.
В своё время Петр I наказал переславским воеводам беречь построенный на Плещеевом озере русский флот: «Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ». Взыскано будет и с нас!
Ранее мы сообщали: В Александровском районе построят завод по глубокой переработке мусора