- Сегодня мы ничего нового показывать не будем, – предупредил зрителей главный дирижер. – Это будут фрагменты программ, которые мы играли за последние 30 лет.
Чтобы человек уважал себя, нужно и на прошлое смотреть с уважением, – вспомнил старую притчу худрук. Публике – а это были в основном уже немолодые люди – это понравилось. А прошлое ансамбля – просто удивительное.
«Звездный час» ансамбля наступил еще в начале 90-х годов прошлого века, когда владимирский оркестр выступил в Колонном зале Дома Союзов с концертом в двух отделениях вместе с солистом Большого театра Николаем Васильевым. Концерт транслировался по центральному телевидению. А ведь тогда минуло всего лет пять с того времени, как группа энтузиастов – выпускников владимирского музучилища – решила объединиться в ансамбль при владимирской филармонии. Небывалый, блистательный взлет!
И вот спустя четверть века на сцену вместе с Владимирским русским оркестром вышел профессор ГИТИСа, заслуженный артист РФ, Николай Васильев. Еще пару часов назад я слышал его драматический тенор за кулисами. А теперь увидел его во фраке. После немного грустного, но вселяющего надежды вальса из сюиты «Узоры луговые» Шендерева. Казалось, что заиграл не оркестр народных инструментов, а большой симфонический оркестр. Как будто запели скрипки и ударили в литавры, хотя, разумеется, их в оркестре не было.
Все было почти как 30 лет назад. Но из тех, кто выступал в Колонном зале с Васильевым, в оркестре до сих пор работают только трое – Константин Булкин (баян), Иван Серов (балалайка) и Ольга Евтеева (домра). Ну, и, конечно, сам Анатолий Антонов.
- Кто-то уехал, кому-то уже тяжеловато, кто-то ушел в мир иной... А сцена любит молодых и красивых, – рассказал еще до концерта Анатолий Антонов.
Самые молодые и красивые приехали на концерт из Санкт- Петербурга и Москвы: теноры Евгений Южин и Георг Эннарис. Они смотрелись как настоящие голливудские звезды на вручении «Оскара». И мне стало искренне жаль тех владимирских женщин, кто так любит теноров, но не пришли на юбилейный концерт Владимирского русского оркестра. Они были бы ослеплены. Но, возможно, им просто не хватило билетов. Был аншлаг, и я сам слышал, как зрители спорили из-за мест в зале. Кто-то перепутал балкон с партером. На балконе, впрочем, тоже свободных мест не было.
Кроме Николая Васильева, Евгения Южина и Георга Эннариса в концерте принимал участие еще один тенор – заслуженный артист РФ, бывший артист ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова Андрей Романов. Уже наш, владимирский. Он исполнил ни много ни мало как арию Кавардосси из оперы Пуччини «Тоска». А вслед за ним Евгений Южин – арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Публика была просто ошеломлена: мало кто рассчитывал, что будут исполняться оперные арии. Тем более что Южин пел, можно сказать без всяких натяжек, как Иван Козловский. Или почти как Козловский. Георг Эннарис очень убедительно исполнил известный хит знаменитого итальянского композитора и певца, абсолютного победителя фестиваля в Сан-Ремо в 2005 году Франческо Ренга «Такая большая любовь». И Эннарис сразу же был буквально засыпан цветами!
Для ценителей музыки Владимирского русского оркестра эстрадные номера не должны были вызвать удивления: ведь ансамбль играет даже рок, хотя не забывает и «Светит месяц» и «Калинку».
Директор департамента культуры администрации Владимирской области Алиса Бирюкова в своем поздравлении по этому поводу сказала: «Что меня всегда восхищало и в Анатолии Ивановиче (Антонове), и в его команде – это готовность рисковать, творческая смелость. Оркестр может играть и музыку из мультфильмов, и не боится выйти на «Музыкальный ринг», или приглашает в качестве солиста Тимофея Копылова и получает совершенно новую публику в зале». И Алиса Бирюкова преподнесла ансамблю сертификат на 500 тысяч рублей для приобретения новых музыкальных инструментов, а нескольким артистам оркестра вручила почетные грамоты департамента культуры администрации Владимирской области.
Тимофей Копылов – известный российский шоумен, вокалист группы «Рекорд оркестр», появился во втором отделении концерта с песней «Шукария», с которой выступал на шоу 1-го Канала «Голос» (около 4 млн просмотров на ютубе). Но на этом он не остановился и исполнил куплеты Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст»! Опера продолжалась!
Слова председателя областной организации Российского профсоюза работников культуры Любови Нефеденко тоже прозвучали как песня:
– Немногим более 30 лет назад творческая интеллигенция Владимира мечтала о своем оркестре. Анатолий Иванович тогда работал в департаменте культуры, а когда стал директором театра кукол, ремонтировал его здание... И он бросил все и «пошел по узкой тропочке вместе с людьми, которые мечтали об оркестре». Анатолий Иванович не погнался за карьерой, не погнался за большими деньгами, а сумел создать такую жемчужину в нашей области!
Виртуозно исполнили сольные номера Игорь Безотосный (балалайка) и Александр Шапошников (баян). Не забыли и про столетие нашего земляка поэта Алексея Фатьянова. Евгений Южин под занавес концерта исполнил песню Никиты Богословского на слова Алексея Фатьянова «Три года ты мне снилась» из кинофильма «Большая жизнь». Между прочим, этой песне, написанной более 70 лет назад – еще в 1946 году, но как будто бы вчера, - в 40-е годы прошлого века досталось по партийной линии, как «проникнутой кабацкой меланхолией и чуждой советским людям». Как это все случилось?
«На бис» все тенора пропели неаполитанскую «O Sole Mio» («Солнышко мое») Эдуардо ди Капуа (1898 года) и самый известный русский романс «Очи черные», почему-то считающийся народным, хотя его слова написаны в 1843 году украинским поэтом Евгением Гребенкой, а музыка взята из вальса Флориана Германа. По сути, весь концерт был построен на классическом репертуаре!
Восторженная публика рвалась за кулисы, но исполнители, похоже, были утомлены 3-часовым концертом, чтобы раздавать автографы. В гардеробе послышалась немецкая речь. Как оказалось, это была группа ученых из Швейцарии, которым их коллега из ВлГУ посоветовала сходить на этот концерт. И они купили билеты и пошли на концерт всей делегацией! Как рассказали зрители из нейтральной страны, «они поражены и приятно удивлены уровнем исполнительского мастерства». «Я пытаюсь учить русский язык, он очень красивый, – сказала одна из милых швейцарских дам, сбиваясь на немецкий. – Но какая же у вас прекрасная музыка!»
Читайте также: Названы победители Всероссийского конкурса романсов