20 октября 2019 в 16:05

Рост владимирского экспорта составил 35,8 %

Что мы делаем на экспорт?

Фото: Наталья Ларина
Чем рынок сбыта шире и разнообразнее, тем лучше для любого производителя. Идеальный вариант, когда твой рынок — вся планета. Несколько лет назад, когда в России стали активно продвигать идею импортозамещения, глава Минпромторга Денис Мантуров в ходе визита во Владимирскую область сказал журналистам, что импортозамещение мы будем проводить «с прицелом на внешние рынки»: это дополнительные деньги для экономики и тонизирующий фактор для предприятий (когда в конкурентах все мировые акулы, чтобы выжить, поневоле будешь держать марку).

Сейчас владимирские предприятия поставляют свои товары в 110 стран мира. Самые крупные торговые партнеры региона в 2019 году — Китай, Германия, Польша, Беларусь, Турция, Италия, Казахстан, Украина, Нидерланды, Бельгия. На эти страны приходится больше половины всего внешнего товарооборота Владимирской области.

При этом в прошлом году рост владимирского экспорта составил 35,8 %. И хотя импорт региона все еще значительно превышает экспорт (1,6 млрд долларов США против 837,1 млн по итогам 2018 года; 764,1 млн долларов против 354,8 млн за семь месяцев 2019 года), это нельзя считать негативной тенденцией.

Например, поставки станков и оборудования (то есть новых современных линий для промышленности) — это контракты на десятки, сотни тысяч, а то и миллионы долларов. Они означают потенциальное развитие местных заводов.

Или другой нюанс: в прошлом году регион импортировал орехов на 30 с лишним миллионов долларов США и какао на — без малого — 214 млн долларов. А это сырье для производств владимирских кондитерских грандов, компаний из ТОП-10 налогоплательщиков региона и крупнейших экспортеров, которое в России вырастить просто невозможно — климат не тот.

Что экспортируют предприятия Владимирской области?

Общая доля экспорта в ВРП региона - порядка 9-10 %, но 98,6 % всех «забугорных» поставок — это как раз несырьевые товары, продукция с высокой добавленной стоимостью. Как говорит Павел Павлов, начальник Владимирской таможни, в основе владимирского экспорта — традиционно товары пищепрома, лекарства, бытовая техника, машины и оборудование, напитки, черные металлы, всевозможная химия - полимеры, краски, герметики...

В прошлом году из 837,1 млн экспортных владимирских долларов больше 44 млн заработали наши фармацевтические компании (хорошо нам известные «Генериум», «Верофарм» и т. д. - всего в области 9 крупных фармпроизводств), и большая часть их поставок пришлась на страны дальнего зарубежья. При этом импорт лекарств в регион-33 на треть меньше экспорта! Вот у кого уже во всех смыслах положительный баланс.

С начала этого года грузооборот владимирских предприятий составил 1,2 миллиона тонн (+28 %), а общая стоимость продукции – более 2 млрд долларов (+7 %). Наиболее активно товары из Владимирской области экспортируются в Казахстан, Беларусь, Германию, Польшу, Украину, Египет, Узбекистан, Азербайджан, Армению, Румынию. На эти страны приходится 71 % всего экспорта области. При этом 20-процентный плюс в экспорте в Германию и 25-процентный в Азербайджан в 2019 году дали кондитерские изделия (слава владимирским шоколадным гигантам).

Отличилась и местная фармацевтика, наладив экспорт в Марокко ветеринарных вакцин. Стекольщики делают успехи — их экспорт вырос в этом году на 12%: владимирское стекловолокно покупают 12 стран мира, банки для консервирования - 19 стран, столовую посуду - 28 стран. Но самый симпатичный плюс по экспорту дало сельское хозяйство региона: владимирский картофель с этого года покупают в Сербии, а лисички — в Литве.

Главные по объемам экспортеры региона в 2019 году — ЗАО «Муром», ЗАО «Ферреро Руссия», ФГБУ «ВНИИЗЖ», ООО «Беко», ООО «Баутекс», ООО «Красное Эхо», ООО «Мондэлис Русь» и т. д.

Где экспортеру жить хорошо?

Приятный баланс по экспорту/импорту у нас сложился со странами СНГ: продаем мы им товаров на суммы в три-четыре раза больше, чем покупаем у них. Со странами дальнего зарубежья все наоборот. Но новые линии для производств, к слову, покупаются именно в дальнем зарубежье — там все самые современные технологии.

Любопытно, но в прошлом году росли и экспорт, и импорт Владимирской области. Владимирская таможня предоставила нам данные по динамике конкретно экспорта за последние пять лет. Все выглядит закономерно — в соответствии с общероссийской конъюнктурой: если в 2014 году, когда кризис грянул, но инерционно на производителях еще не сказался, экспорт региона составил 980,9 млн долларов США, то в 2015 году он сразу рухнул до 483,9 млн. Но в 2016-м уже пошел рост поставок — до 633,7 млн долларов США. Показатель 2017 года – 662,9 млн, 2018-го - 837,1 млн долларов США.

Всего в области работает больше 300 участников внешнеэкономической деятельности, из них больше 200 - экспортеры. Комфортно ли им здесь?

Власти региона прекрасно понимают плюсы от роста экспорта — это, как говорил Мантуров, дополнительные деньги для экономики региона. Поэтому расширение пула владимирских экспортеров давно уже — перманентная задача для всех профильных подразделений администрации.

Кроме того, во Владимирской области мощная и адекватная таможня, не задерживающая выпуск товаров без веских причин, а значит, не ввергающая участников ВЭД в ненужные расходы. Не зря количество компаний-декларантов именно Владимирской таможни с прошлого года выросло на 26 % - до 1,9 тысячи предприятий. И лишь пятая часть их зарегистрирована в регионе-33.

Кроме этого «маночка» - комфортного и скоростного таможенного оформления - в регионе хорошо налажена система поддержки экспорта: в ТПП и в областном Центре поддержки экспорта, который сопровождает предпринимателей на всех этапах — от организации поездок на выставки и семинары (с оплатой аренды стендов и доставки продукции) и аналитики экспортного потенциала конкретного производителя, потенциальных рынков сбыта и страновых рисков до содействия малому бизнесу в обеспечении требований, необходимых для экспорта, защите и оформлении его прав на объекты интеллектуальной собственности. Финансируется всё это из федерального и регионального бюджетов — и реализуется силами российского и регионального экспортных центров. Есть, например, такая приятная опция для экспортеров, как компенсация большей части затрат на сертификацию, патентование и лицензирование нашей продукции за рубежом в соответствии с требованиями конкретной страны. Кстати, уже больше 60 % «клиентов» Российского экспортного центра - это региональные компании.

Расти, экспортер, большой и маленький

Конечно, в продвижении владимирских производителей на внешние рынки есть различия. Например, для «дочек» мировых гигантов, налоговых резидентов Владимирской области, - это одна история.

Продукцию двух фабрик компании Mondelēz International в Покрове и Собинке, равно как и все бренды ЗАО «Ферреро Руссия» (подразделение Ferrero), давно знает весь мир. Фактически они должны лишь поддерживать общее со всеми фабриками материнских компаний по всему миру качество продукции, чтобы успешно продвигать ее на новые рынки. Этап (не)узнаваемости их брендами давно пройден — куда бы они теперь ни двинулись. В итоге сейчас продукция шоколадной фабрики в Покрове и бисквитной в Собинке (обе — Mondelēz) поставляется в Англию, Армению, Азербайджан, Беларусь, Грузию, Казахстан, Киргизстан, Молдову, Монголию, Таджикистан, Туркменистан, Турцию и Узбекистан. При этом экспорт по обоим предприятиям уже достиг 7 % от общего объема производимой продукции. Очень неплохо, учитывая, что создавали эти фабрики с прицелом на насыщение именно внутреннего рынка.

У «Ферреро Руссия», спокойно закрывающей все потребности российских сладкоежек, экспорт тоже в приоритете. С января 2019 года компания продает произведенные во Владимирской области (в Ворше) сладости в 33 страны (из них 21 страна входит в крайне требовательный по качеству и соблюдению всех правил Евросоюз). А объем экспорта уже вырос до 19 % всего производства воршинской фабрики Ferrero. И то ли еще будет, учитывая потенциальное расширение производства и ассортимента благодаря новым миллиардным инвестициям, запланированным до 2021 года.

Новичкам, конечно, сложнее, чем грандам. Но и они умудряются пробиваться на внешние рынки. Например, гусевское ООО «Магистраль ЛТД» на экспорт заработало в 2010 году, дебютом отгрузив небольшие партии стекол для инкассаторских и бронированных машин в Беларусь, Чехию и Пакистан. Затем, после «первого шажочка», стало уже легче — ассортимент поставок расширялся, и в отдельные годы рост экспортных объемов доходил до 200, 400 и даже 900 % по отношению к стартовому периоду. К покупателям стали присоединяться Киргизия, США, Саудовская Аравия, Канада, Казахстан, Германия, Польша, Франция, Эстония, Япония, Румыния, Молдавия, Индия, Филиппины, Малайзия и другие страны.

«Владимирский хлебокомбинат» тоже продвигается изо всех сил. В результате его снеки и сушки уже поставляются в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан и Канаду, а доля экспорта в общем объеме поставок доходит до 1 %. Учитывая специфику производства (большая часть ассортимента — хлебобулочная продукция - это все-таки «скоропорт», который не подходит для длинного логистического плеча), 1 % - хороший показатель. Хотя топ-менеджмент предприятия рассчитывает на его рост в последующие годы.

Читайте также: В Ковровском районе создадут особую экономическую зону

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:02 В аварии на трассе М-7 «Волга» в Вязниковском районе пострадал водитель
Днем в воскресенье, 24 ноября, около часа дня произошла авария на 292 километре трассы М-7 «Волга» в Вязниковском районе. Водитель фургона «Газель Некст» по какой-то причине протаранил грузовик «Газон Некст».
вчера в 17:09 Андрей Лебедев из Гусь-Хрустального разрушает стереотипы о цыганах
Молодой лидер цыганской общины Гусь-Хрустального Андрей Лебедев своим примером и образом жизни своей семьи стремится разрушать негативные стереотипы, которые еще бытуют в наши дни о цыганах. При этом Андрей гордится свои…