27 октября 2019 в 13:00

Владимир может остаться без зелёного щита

Еще лет тридцать назад в школах Владимирской области детей в первых классах на субботниках учили бережно собирать листовую падь и прикапывать её вокруг деревьев. «Это перегной для питания растений», - говорили малышам учителя, рассказывая в школьных дворах о важности тотальной заботы о природе и о том, что «чистый воздух и вода — наши лучшие друзья». Усвоили те уроки, очевидно, не все из тех, кто «родом из СССР».

Сейчас потенциальный перегной из субботника в субботник с маниакальным упорством сгребается вместе с пластиковым мусором в мешки и вывозится на полигоны, деревья в черте Владимира безжалостно замуровываются в асфальт по самое основание ствола, а последние, ещё живые парки планируются к «частичной» застройке. Чем нам всё это грозит? «ВВ» выяснили с помощью эксперта.

Нет деревьев — нет воздуха

Судя по всему, мы быстро движемся к жизни в бетонно-асфальтовых джунглях. Активисты борьбы за спасение парка «Дружба» говорят, что сейчас в областном центре на каждого жителя приходится 7 квадратных метров озеленённых территорий вместо положенного 21 метра и обвиняют власти города в лукавстве, когда те приводят совсем другие цифры.

- Всё дело в том, что считать можно по-разному, - объясняет Татьяна Трифонова, профессор, заведующая кафедрой биологии и экологии ВлГУ. - Владимирская область — зелёный регион. Вокруг Владимира — леса. Если к городу присоединить часть этих лесов, можно добиться и 50 метров на человека и заявить, что мы утопаем в зелени. Но это не так. Деревья нам нужны внутри города, а не только по его периметру. Речь идёт даже не о красоте ландшафта (хотя это важно) и не о воспитательном моменте: зеленые насаждения несут колоссальную нагрузку по смягчению климата, по защите от быстрых ветров, по очистке воздуха от выбросов транспорта и промышленных предприятий, токсинов и пыли. Иначе всем этим дышим мы! Маски, кстати, здесь не помогают. Только растения. Почему в жару под деревом нам комфортнее, чем возле бетонной многоэтажки? В Москве тему поняли — сейчас там вкладывают колоссальные деньги в озеленение. И это правильно: чем больше город, тем выше в нём потребность в зелёных насаждениях. Иначе неизбежен всплеск аллергий, онко- и сосудистых заболеваний, неврозов.

Профессор права: как выяснили австралийские учёные, короткая 30-минутная прогулка по парку хотя бы раз в неделю уменьшает вероятность депрессии на 7%, а показатели давления - на 9% (medbe.ru)...

Теряем парки

«ВВ» пролистали бюджет Владимира на 2019 год и обнаружили только 139 млн на озеленение и содержание территорий общего пользования (и то туда входят не только клумбы с газонами, а и, например, фонтаны). Так что о колоссальных деньгах на природу во Владимире говорить не приходится. А если и заходит речь о парках, то только в части их «частичной» застройки.

По мнению эксперта, владимирцы бьют тревогу из-за парка «Дружба» совершенно не зря. Да, он неухоженный и заброшенный, но это территория, из которой ещё можно сделать оазис для релакса горожан. Если там стартует застройка (даже частичная), с этой мечтой можно будет проститься. Как, собственно, произошло с парком 850-летия Владимира, с «Липками», «Козьим парком», как это происходит с активно застраиваемым сейчас участком у «Факела»... По сути, кроме «Дружбы» и диких садов на улице Мира напротив областной администрации в городе уже совсем нет настоящих — без оговорок зелёных - островков.

- Мы действительно теряем зелёные территории внутри города, - говорит Татьяна Трифонова. - Это страшно. Мы понимаем, почему это происходит: город растёт, и, видимо, селить людей больше некуда. Но когда говорят «ради этой стройки мы вырубим 20 деревьев, а взамен посадим 40», это несерьёзно. Потому что вырубаете вы 70-летние деревья, а приживётся хорошо если четверть ваших саженцев — и тем понадобится минимум 50 лет на превращение в полноценые деревья. Поэтому, конечно, нужно высаживать новые зелёные насаждения, но при этом обязательно беречь старые.

Падь пади рознь: собирай, но удобряй

Беречь у нас, увы, не получается. Хотя с тотальной уборкой листовой пади, как выяснилось, не всё однозначно.

- Листовая падь — действительно при определённых условиях потенциальный перегной, пища для растений, - объясняет эксперт. - Но, во-первых, его обязательно нужно прикапывать в землю. А это не такая быстрая и простая история, как сгрести и вывезти. Во-вторых, чтобы падь стала перегноем, там должно быть много редуцентов — микроорганизмов, которые, собственно, и превращают всю эту массу в перегной. В черте города, где деревья поглощают все вредные вещества, есть опасность того, что микробиот там патогенный. Не убирая такие листья, мы можем допустить вторичное и третичное заражение почвы токсинами. Поэтому на сильно застроенных заводами, домами и дорогами территориях листовую падь действительно лучше убирать, но! Лишая тем самым деревья их естественного питания, мы должны заботиться об их удобрении. Иначе почва обедняется, и деревья болеют и умирают. Так что проблема не в том, что опавшие листья во Владимире сгребаются и вывозятся вместе с мусором, а в том, что мы ничего не даём растениям взамен.

Деревья в черте города эксперт сравнивает с домашними животными, которые нуждаются в постоянном уходе: очистке, грамотной обрезке, поливке и подкормке. Но последнее физически невозможно, если нет достаточной «приствольной территории». Идеальный её размер — на диаметр кроны. Но у нас на центральных улицах (проспект Ленина — наглядный тому пример) несколько лет назад обустроили заезды для стоянок авто — как раз за счёт «приствольных территорий», замуровав деревья в асфальт по основание ствола и лишив их корни возможности дышать и получать питательные вещества. Биологи говорят, что в среднем в таких условиях деревья живут ещё максимум лет десять.

Газонов мало, и на всех их не хватает

Парк — это не просто «много деревьев с дорожками внутри», даёт понять эксперт, а сложная конструкция с обязательным и очень широким ассортиментом растений.

В крупных городах развитых стран к зелёным насаждениям настолько трепетное отношение, что к паркам даже на самых лакомых с экономической точки зрения участках земли (центры Нью-Йорка, Берлина, Токио) ни один девелопер не подойдёт на пушечный выстрел, а власти и гипотетически не рискнут выступить по теме их застройки. Но и вне парков деревья там пестуют, как малых детей.

- К каждому дереву персональное отношение: его поливают, удобряют, обрабатывают, мульчируют приствольный круг, - говорит Татьяна Трифонова. - А у нас, видимо, рассуждают так: деревьев в стране много, каждое не облагородишь. В итоге деревья в городах стоят лохматые и неухоженные.

Кстати, причины постоянной пыли и грязи во Владимире кроются не только в обеднённой почве и нехватке зелени.

- У нас наплевательски относятся к обочинам дорог, которые вообще-то необходимо засеивать и уплотнять, - говорит эксперт. - Единичные клумбы и газоны ситуацию не спасают. Другая наша экопроблема: остутствие набережной. Во Владимире река как бы вне города, она не вписана в его инфраструктуру. А ведь именно возле рек самый чистый и здоровый воздух...

«ВВ» поинтересовались у Татьяны Трифоновой, пройдена ли экологическая точка невозврата во Владимире?

Надеюсь, что нет, - сказала профессор. - Надеюсь, что у нас есть время исправить все допущенные по отношению к природе ошибки.

Читайте также: Мэрия Владимира готова заплатить 4 млн за новую концепцию парка у ДТЮ

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
1 минуту назад Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.
16 минут назад Владимирцам рассказали о последних изменениях в социальной сфере
На вопросы корреспондента газеты «Владимирские ведомости» отвечает управляющий Отделением Фонда пенсионного и социального страхования России по Владимирской области Антон Курбаков.