Модератор круглого стола, доктор педагогических наук, профессор РАНХиГС Евгений Плеханов отметил, что понятие «народ» в первую очередь определяется духовно-нравственной составляющей. А основания для единства народа – общность языка, культуры, а также государственность. Не следует недооценивать и религию как духовную основу единства. Историческая память – одна из скреп народного единства, по мнению Евгения Плеханова, это не совокупность сведений, а их духовная переработка, своего рода духовное освоение прошлого.
В беседе с корреспондентом «Владимирских ведомостей» Евгений Плеханов согласился, что возрождение праздника Дня народного единства в современной России имело идеологическую подоплеку. Но сама дата – 4 ноября – выбрана не случайно: «Этот праздник отмечался и в дореволюционной России. У него есть народные традиции. Мы имеем дело с попыткой возродить традицию, а не просто вытеснить одну дату другой».
«В народной истории есть рубежные вехи, которые совпадают с переломами в возрасте народа, – пояснил Евгений Плеханов. – Одна из них – Куликовская битва, когда русские князья поняли, что их сила в единстве. Второй рубеж – это Смута в начале XVII века, когда основой единства стала православная вера, объединившая самые разные сословия в ополчении. В петровские времена основой единства стала государственность. Война 1812 года послужила основой для формирования национального самосознания в единении верхов и низов. И события 1917 года можно рассматривать как новый шаг к межнациональному единению. Рубежной вехой стала и Великая Отечественная война, которая показала, что многонациональный народ – это реальность, а не идеологическая конструкция».
Доцент Владимирского филиала РАНХиГС кандидат философских наук Дмитрий Петросян привел данные социологического исследования по оценке жителями Владимирской области современного состояния межнациональных отношений. Согласно исследованию, в регионе нет предпосылок для межнациональных конфликтов. Значит, духовные скрепы в нашем регионе прочны. А путь к справедливости – одной из главных основ народного единства, по мнению кандидата философских наук Лилии Февралевой, – должна указать церковь.
«Русская православная церковь внесла свой вклад в формирование фундаментальных духовных ценностей», – отметил доктор теологии, кандидат исторических наук иеромонах Сергей Минин. Именно справедливость он также назвал «базовой ценностью»: «Меня часто спрашивают, а где же справедливость.» По мнению Сергея Минина, справедливость существует до тех пор, пока в нее верят.
«Ядром российской культуры является именно православие, – сказал заместитель председателя Духовного управления мусульман Владимирской области Дмитрий Якубовский. – В исламе личность Иисуса Христа почитается, он считается не только пророком, но и мессией». И православие, и ислам являются частью «культурного кода», а противоречия между ними возникают на почве невежества и личных страстей.
Кандидат философских наук, протоиерей Георгий Горбачук, в течение 20 лет возглавлявший Владимирскую духовную семинарию, выразил убеждение в том, что в первую очередь нужно полагаться не на единство представителей разных конфессий, поскольку они молятся все же разным богам, а на согласие: «От основы любой идеологии никто никогда не откажется. Христиане никогда не откажутся от того, что Иисус Христос есть истинный Бог. И я не думаю, что мусульманин согласен с этим. Надо думать о согласии. Диалог – это единственный путь, и у нас есть много точек соприкосновения».
По словам Георгия Горбачука, «нужно вернуться к правильным основам». В том числе к юлианскому календарю. Говоря об истории Смутного времени, он сослался на российских историков XIX века, утверждавших, что в Смутное время большинство из 7 млн жизней унесла не борьба с польско-литовскими интервентами, а гражданская война с 1613 по 1618 год: «Русские воевали с русскими. Династия Романовых замалчивала известную вещь: вовсе не поляки убили Ивана Сусанина, их к тому времени уже оттеснили» (по официальной версии, крестьянин Иван Сусанин завел поляков в болото, спасая будущего царя Михаила Романова). Присутствовавшие заинтересовались, но дискутировать с теологом никто не решился. Впрочем, круглый стол к тому времени продолжался уже около трех часов.
В завершение диспута всех поздравили с наступающим праздником – Днем народного единства. Этот праздник имеет глубокие исторические корни. День народного единства первоначально был учрежден еще в далеком 1649 году указом царя Алексея Михайловича и стал отмечаться в день церковного праздника Казанской иконы Божией Матери.
Читайте также: Владимир может остаться без зелёного щита